Позиция ребенка и ожидания взрослых

А.К. Осницкий в 1996–1997 годах расширил область применения теста Р. Жиля. Он использовал тест в индивидуальном консультировании для обнаружения проблем ребенка и его близких, возникающих в процессе семейного взаимодействия. Автор отмечает, что данная методика наилучшим образом заменяет традиционную беседу первичного знакомства психолога с ребенком и способствует быстрому установлению контакта. Он также уточняет возраст испытуемых и рекомендует использовать этот тест с 5–6 лет.
А.К. Осницкий предлагает проводить семейную консультацию по следующему плану.
Сначала ребенок отвечает на вопросы теста Р. Жиля, раскрывая свои жизненно важные проблемы.
Затем ребенок получает задание для самостоятельной работы (сделать рисунок, ответить на вопросы и т.п.). В это время психолог работает с родителями, предлагая им угадать на картинках теста Р. Жиля позиции, выбранные их ребенком. Так выстраивается картина понимания родителями отношений ребенка с окружающим миром.
Далее высчитывается степень совпадения выборов ребенка и угадывания их родителем.
Автор обращает внимание на часто встречающуюся ситуацию, когда позиции ребенка не соответствуют ожиданиям взрослых.
Далее психолог либо сразу ищет пути разрешения или смягчения проблем ребенка, либо предварительно подводит родителей к пониманию собственных ошибок в восприятии его проблем.
Для удобства работы А.К. Осницкий разработал бланк регистрации ответов с окошками, который позволяет увидеть совпадение/несовпадение ответов взрослого и ребенка.








Бланк регистрации ответов

№№ 1 Ребенок
 
Родители
 
№№ 2 Ребенок
 
Родители
 

ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Идея А.К. Осницкого — исследовать с помощью методики Р. Жиля взаимодействие членов семьи — подтолкнула нас к использованию этого теста для исследования взаимоотношений детей в семье. А выявление дополнительных возможностей методики «Рисунок семьи» (см. Баранова О. Рисунок семьи. Школьный психолог, № 29, 2001) позволило предположить, что результаты выполнения заданий теста Р. Жиля и методики «Рисунок семьи» могут коррелировать между собой.
Напомним, что в качестве основных значимых признаков конкуренции детей в семье на рисунке семьи мы выделили:

— различный размер фигур детей;
— расположение фигур детей не на одной линии;
— изоляцию одной или обеих фигур детей;
— выделение фигуры сиблинга* или автора штриховкой, темными тонами;
— разделение фигур детей различными предметами, людьми или пространством.

Главное, что выявляет методика Р. Жиля, — это взаимоотношения членов семьи, их позиция относительно друг друга. Поэтому при интерпретации мы обращали внимание прежде всего на следующие признаки:

— расположение детей относительно друг друга (не на одной линии);
— разделение фигур детей различными предметами, людьми, пространством;
— местоположение детей относительно родителей.

Надо заметить, что тестовые задания 9–13, 18, 19 не диагностировали ни одного признака. Однако они были необходимы для получения дополнительной информации о взаимоотношениях в семье.
Сразу уточним, что для работы мы использовали только 20 заданий из варианта теста-фильма, широко распространенного в отечественной науке: 13 картинок и 7 текстовых заданий (их номера по русскоязычному варианту И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой — 1, 2, 4–6, 8–19, 30, 40, 42).
Такой выбор объясняется соответствием заданий шкале «Отношение к братьям и сестрам». Задания к картинкам были дополнены фразами типа «А кто другие люди, которые находятся вокруг тебя?» (№ 14, 15 и т. п.) или «Обозначь других людей, сидящих за столом» (№ 1). Таким образом, картина межличностных отношений в семье получалась более полной.

Наш эксперимент

Экспериментальная работа проводилась в группе с детьми 6–14 лет. Тест Р. Жиля давался после выполнения участниками рисунка семьи (обычно на следующем занятии).
Проведение данного теста наиболее оптимально с группой, состоящей из 5–10 детей, когда Они сидят за круглым столом, и психолог имеет возможность наблюдать за работой каждого.
При выполнении группового теста в классе (25–30 человек) часто возникают вопросы при интерпретации, а у детей появляется дополнительная возможность «групповой» работы.
Индивидуальная работа целесообразна с детьми, не умеющими писать и читать, медлительными и имеющими различные отклонения в развитии.
Для удобства обработки нами был создан специальный бланк обработки результатов.














БЛАНК ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

№ задания Расположение детей в пространстве Разделение детей предметами, людьми, расстоянием Местоположение детей относительно родителей
       

ЗНАЧИМЫЕ ПРИЗНАКИ

Регистрация признаков производится в соответствии с критериями методики «Рисунок семьи». Кратко напомним их.

Расположение детей в пространстве

Не регистрируется при отсутствии фигуры одного из сиблингов. Дети могут находиться как в одной части листа (верхней или нижней), так и в разных (ставится 1 балл). При расположении фигур в одной части листа признак засчитывается, если разница в расположении видна невооруженным глазом, т.е. можно сказать, кто нарисован выше, а кто — ниже (ставится 1 балл).

Разделение детей предметами, людьми, расстоянием

Для регистрации данного признака (когда ставится 1 балл) необходимо, чтобы дети не сидели на соседних стульях (рисунки 1, 2, 3, 4, 19, 20), не находились в одной комнате (рисунки 5, 6), не были рядом (рисунки 12–15, 18).




double arrow
Сейчас читают про: