Местоположение детей относительно родителей

Этот признак выделяется В.К. Лосевой, Г.Т. Хоментаускасом и другими исследователями при анализе рисунка семьи. Близость к родителям одного из детей и отдаление от них другого подчеркивает исключительный статус кого-либо из сиблингов и является признаком конкуренции между ними. Существование у автора ревности к родителям предполагается, если сиблинг нарисован между родителями или вплотную к ним. В методике Р. Жиля 1 балл по этому признаку ставится тогда, когда один из сиблингов находится между родителями, а другой — в стороне от этой группы, либо когда один из детей отделен от родителей фигурой брата или сестры. (Другими словами, когда в контакте с родителями находится только один ребенок.) В случаях, когда оба ребенка расположены линейно между родителями или родители окружены детьми, ставится
0,5 балла. Если все члены семьи находятся как бы по углам ромба (квадрата), то есть каждый ребенок находится примерно на одинаковом расстоянии от каждого родителя, то ставится 0 баллов.
Подобным образом названные признаки отмечаются и в рисунках семьи.
В тех случаях, когда изображены (или названы) все члены семьи кроме одного из детей, ставится 2 балла.
Также оценивается и рисунок семьи, на котором нет одного из детей.





Разберем на примере

В качестве примера рассмотрим выполнение теста Р. Жиля девочкой Л., семи лет, имеющей сестру 1,5 лет. Ее рисунок семьи был рассмотрен в качестве примера в нашей предыдущей статье (см. Баранова О. Рисунок семьи. Школьный психолог, № 29, 2001).
По рисунку семьи было зафиксировано: сиблинги расположены не на одной линии (1 балл); разделены доской (1 балл); члены семьи расположены как бы по углам квадрата (0 баллов).
Признаком ревности Л. (первоклассницы) к младшей сестре является желание «отправить» малышку в школу, как бы поменяться с ней местами, чтобы проводить больше времени с родителями. В данном случае, помимо конкуренции детей между собой, можно говорить
о семейной разобщенности. Несмотря на то что дети находятся в одной плоскости, а родители — в другой, ни те ни другие не объединены в микрогруппы. Каждый член семьи как бы сам по себе. Автор рисунка одинаково относится к обоим родителям. По ее мнению, младшая сестра более близка к матери, нежели к отцу. Обе сестры находятся примерно на одинаковом расстоянии от матери, поэтому мы в этом случае ставим 0 баллов.
Далее приведем ответы Л. по методике Р. Жиля. В скобках указаны номера заданий по варианту И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой.

1. (1) Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты. Кто другие люди, которые не обозначены на рисунке?*

2. (2) Другой стол. А теперь где ты сядешь? Обозначь крестиком.

3. (4) А теперь размести несколько человек и себя вокруг стола. Нарисуй или обозначь их крестиками.
Напиши, кем они приходятся тебе (папой, мамой, братом, сестрой или другом, товарищем, одноклассником). Сделай, как хочешь.

4. (5) Вот стол. Во главе стола сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где бы сел ты?
Обозначь крестиком. Кто этот человек, сидящий во главе стола? Напиши рядом.

5. (6) Представь, что ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у людей, которые имеют большой дом. Члены твоей семьи уже заняли несколько комнат. Выбери комнату для себя. Обозначь ее крестиком.

6. (8) Представь, что ты в гостях у знакомых. Обозначь комнаты, где расположились члены твоей семьи (выбери кого хочешь), и свою комнату. Напиши, кто где находится.

7. (9) Представь, что одному человеку решено преподнести приятный сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть, тебе все равно? Какой ответ ты выбираешь? Напиши.
ОТВЕТ: Да. Сестре

8. (10) Представь, что ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать,
но там, куда ты едешь, есть только два свободных места: одно для тебя, а второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши.
ОТВЕТ: Сестру

9. (10) Представь, что ты потерял нечто, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши.
ОТВЕТ: Маме

10. (12) Представь, что у тебя болят зубы и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Кто этот человек? Напиши.
ОТВЕТ: С мамой

11. (13) Представь, что ты сдал экзамен (написал диктант, контрольную работу). Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши.
ОТВЕТ: Маме

12. (14) Представь, что ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где ты находишься. Рядом с кем?

13. (15) Представь, что ты на другой прогулке. Обозначь крестиком, где ты находишься на этот раз. Рядом с кем?

14. (16) Представь, что ты еще на одной прогулке. Обозначь крестиком, где ты находишься. Рядом с кем?

15. (17) На этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь их крестиками. Подпиши, кто эти люди.

16. (18) Представь, что тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше, чем у других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.
ОТВЕТ: Сестру

17. (19) Представь, что ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши.
ОТВЕТ: По маме

18. (30) Представь, что во время прогулки все расположились на траве. Обозначь крестиком, где находишься ты. Рядом с кем?

19. (40) Представь, что ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой? Напиши и обозначь их крестиком.

20. (42) Представь, что ты опять находишься в кинотеатре. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.















ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

По признаку «расположение детей» автор получает по 1 баллу за задания 12, 13 и по 0,5 балла за задания 1 и 2. Итого 3 балла.
По признаку «разделение детей предметами» — 1 балл за задания 1, 2, 5, 6, 12, 13. Итого 6 баллов.
По признаку «местоположение детей относительно родителей» — 2 балла за задание 18; по 1 баллу за задания 6, 20; по 0,5 балла за задания 3, 12. Итого 5 баллов.
Таким образом, результаты испытуемого за выполнение теста Р. Жиля 3+6+5=14 баллов; за выполнение рисунка семьи 1+1+0=2 балла.
Подобным образом были обработаны все работы испытуемых. Коэффициент корреляции по Пирсону составил r=0,688 (r0,98 =0,658). Другими словами, между методиками «Рисунок семьи» и тестом Р. Жиля имеется положительная корреляция по выделенным признакам.





ЛИТЕРАТУРА

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 102–103.
2. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка. Методическое пособие. Серия: Психодиагностика детей и подростков.
Выпуск 7. М.: Фолиум, 1994.
3. Осницкий А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «Фильм-теста» Рене Жиля. Вопросы психологии, 1997, № 1.
4. Методика Рене Жиля. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996. С. 367–386.

 

Источник – журнал «Школьный психолог» • №41/2001






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: