Эпоха машинного производства

Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента

Менеджмент эпохи Возрождения Закат феодализма начался благодаря экспансии торговли, росту урбанизации, созданию класса торговцев и развитию сильной центральной власти. Для наступления эпохи буржуазии человеку был необходим новый дух и новые рамки для его применения.

Промышленный переворот и переход к новой культуре произошли с помощью рыночной этики, протестантской этики и этики свободы, которые дали рыночное направление развитию экономики; возрождение трудов древних классиков, интерес к науке и логике, ослабление влияния теологии на человека; новые концепции в отношениях между человеком и государством через конституционное управление. Новые культурные ценности акцентировали внимание на человеке, его работе, получении прибыли и выгоды. Начался новый этап – эпоха Возрождения.

В XVI-XVII веках шел процесс создания международного рынка, вылившийся в формирование экономической философии меркантилизма. Революция в торговле поставила государственное управление на центральную роль в финансировании и покровительстве торговли в целях формирования сильной национальной экономики. 

Адам Смит (1723-1790), шотландский политик и экономист, в работе «Богатство наций» основал классическую школу, став отцом либеральной экономики. А. Смит предполагал, что только рынок и конкуренция могут быть регуляторами экономической активности. Невидимая рука рынка может обеспечить наилучшее распределение ресурсов, наиболее эффективную отдачу и экономическую заинтересованность каждого участника и каждой нации, принесет наибольшее благосостояние всем, кто действует на рынке свободной конкуренции.

 Работа А. Смита вторила идеям эпохи Просвещения и появляющейся группе предпринимателей. Англия увидела в рыночной этике возможность частной инициативы, а не меркантилизм; конкуренцию, а не протекционизм; инновации, а не экономическую стагнацию; личную заинтересованность, а не государственные интересы в качестве мотивирующей силы.

С точки зрения Вебера, Лютер развил идею призвания в жизни, которая установлена Богом. Эта идея развенчала католические концепции жизни по средствам и монашеского аскетизма, инициируя человека выполнить обязательства, наложенные на него в этом мире. Эта идея признавала мирские дела в качестве высшей формы активности человека и придала исполнению земных долгов религиозную значительность, санкционировала их исполнение. Занятие каждого человека было его призванием, и все призвания законны в глазах Бога. Чтобы обрести уверенность в себе, каждый индивидуум должен погрузиться в интенсивную мирскую деятельность, и только она одна развеет религиозные сомнения и позволит обрести состояние благодати. На практике это приводит к пониманию того, что Бог помогает тем, кто сам себе помогает.

От кальвиниста требовалось, чтобы он прожил жизнь, исполненную трудовых достижений, а не неправедных деяний, уравновешенных правами покаяния. Вебер усмотрел в этом базисное явление для формирования духа усилия и дохода; человек должен лишь контролировать каждое свое действие в соответствии с догмой.

Вебер протестантский аскетизм характеризовал как пуританство, в рамках которого целью праведной жизни становилась деятельность, что привело к следующим моментам: наивысшим грехом стала потеря времени; важнейшей обязанностью человека стала обязанность трудиться: кто не работает, тот не ест; целесообразность разделения труда и его специализации заложена Божественным промыслом, поскольку ведет к более высокой квалификации, к увеличению количества и качества производимых продуктов, и служит добру в целом; потребление сверх основных потребностей является затратным, неэкономным расходованием и потому греховным: нет – тратам и желаниям. 

В соответствии с Вебером, каждая из этих идей имела значительное влияние на мотивацию людей, развивающую в них дух предпринимательства.

В эпоху Просвещения новые философы стимулировали появление таких идей о человечестве, как идеи равенства, справедливости, прав человека, законности, понятия о республиканском правлении с согласия управляемых. Это были радикальные идеи для тех времен. 

В эссе Дж. Лока «О гражданском правительстве» выдвинута новая концепция власти: «...кто будет судьей, если принц или законодательный орган противоречат истине? На этот вопрос я отвечаю: народ должен быть судьей».

 

Эпоха машинного производства

Промышленная революция провозгласила новую эпоху в истории общества, связанную с новыми открытиями и усовершенствованиями в науке и технике, возникновением фабричной системы. Сущность революции, произошедшей в Англии в конце XVIII века, состоит в том, что она положила начало замене силы человека силой машин. Способствовали созданию этой ситуация в Англии следующие моменты:

 конституционное правительство, чувствительное к предпринимательским желаниям бизнесменов и заботившееся о защите и расширении торговли на мировых рынках;

  сельскохозяйственная политика, поощрявшая крупномасштабное сельское хозяйство, в рамках которого улучшались орудия труда и машины, освобождая дополнительные руки для работы на фабриках;

 отменены внутренние пошлины на использование путей и каналов

  ликвидация ограничений для гильдий на выпуск продукции;

 поощрялись наука и исследования, давшие важные практические результаты;

 росли банки, биржи и акционерные общества, валюта была устойчива; 

 прибыль от колоний, работорговли, горной промышленности, добычи золота и серебра реинвестировались в постоянно возрастающих масштабах;

 свободомыслие создало новую религию, воплотившуюся в протестантской этике.

Подобно МакКлелланду, заявившему, что «самый короткий путь к достижению экономических целей проходит через изменения первоначально в самих людях».

Если до промышленной революции экономическая теория оперировала факторами «земля» и «труд», то капитал как ресурс производства был признан после ослабления влияния церкви. Жан Батист Сэй (1767-1832), французский экономист, первым отметил, что некоторые авантюристы (предприниматели) владели делом, но чаще они имели только пай, получив его от других или сформировав партнерство. Авантюрист, таким образом, становился администратором или управляющим от имени других и принимал на себя дополнительный риск в объединении факторов земли, труда и капитала. То есть он должен обладать искусством управления и администрирования, получать за данную деятельность отдельное вознаграждение.

С ростом организации предприниматель осознавал, что сам не в состоянии руководить и управлять всей деятельностью, и начинал делегировать некоторые обязанности своим помощникам. Это были первые менеджеры, не имевшие собственности и получавшие заработную плату.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: