Общая семантика и образование

(Лекция5, Пять лекций по Общей Семантике Альфреда Коржибски)

(Подход:) Проблема образования– это такая проблема, разбираясь с которой мы себя обманываем со времён появления человека. Школьное образование не играет важной роли. Ребёнок получает образования с момента своего рождения. Работают нейро-семантические факторы, и в частности, в качестве человеческих сред, работают нейролингвистические, вербальные семантические реакции. Неких сред образования нельзя избежать; как и проблемы адаптации на некотором уровне. Обучайте ребёнка с точки зрения жизни: экстенсионально. Образование в словесной форме не рассматривает факты. Знания по характеру– математические.

Подход ОС показывает, что когда мы рассматриваем ситуацию, мы находим решение. Любой ребёнок может решить уравнение1го порядка. Галуа доказал, что уравнения 5го порядка нельзя решить с помощью алгебры. Сегодня у нас есть теория групп, с помощью которой мы можем решить любое уравнение. (ср. «Наука и Здравомыслие» Гл. XIX, *раздел С. с. 280-87*, теория инвариации, трансформаций, и т.д.) В первую очередь мы обнаруживаем факты, если факты не известны. (Следует пример из новой квантовой механики, из которой мы знаем, что волны перемещаются, а электроны– нет.) (ср. «Наука и Здравомыслие», Гл. XLI, *разделыE. F. G. С. 714-28*) Решение проблем– это вопрос человеческой изобретательности, а не отговорок в сторону Всемогущего. Для того, чтобы говорить безопасно, нужны факты; говорите, сколько хотите, но знайте, когда говорите, есть у вас факты или нет.

(Обсуждение:) Я подчёркиваю, что интерпретация ОС– гибка, но относится к фактам… Наши трудности всегда те же. Мы начинаем с обобщения. (Следует пример о стуле1 – объекте, и стуле2 – ярлыке, звуке или определении. Демонстрация того, что мы никогда не сидим на определении.) ОС пересекается с образованием и психиатрией. В любом случае, её результаты достигаются экстенсионально. Мы можем рассматривать всё образование как обобщённую психиатрию. Если обращаться с образованием только на вербальных уровнях, будет проблемы. (Следует пример об уровнях абстрагирования порядков демократии.) Любые разговоры– чушь, без индекса и даты. В современной науке мы начинаем с ограничений. Мы ищем обобщения, но они приходят после единичных примеров… Изначально, язык имел экстенсиональное происхождение. Закон, католическая доктрина и другие своды меняются за счёт прецедентов, и кодируют изначальные операции языка. Нас учат запоминать кучу болтовни прежде, чем мы узнаём или испытываем непосредственно факты. От такого обучения мы пускаемся в бесконечные споры. Экстенция затем открывает и упорядочивает для нас факты; согласие становится возможным; мы не путаем звуки с вещами или процессами.

Различайте слова и звуки. Слово должно быть символом, а не сигналом. О звуках или знаках препинания знать нечего… Рекомендую ознакомиться с главой о бесконечности в моей книге. (ср. «Наука и Здравомыслие», Гл. XIV, с. 204.) Приведите в порядок вербальную толпу; не торопитесь клепать законы.

В своей книге я рассматриваю операции экстенсионального анализа или живых фактов. (Следует пример о вопросе: «Вы верите в Б-о-г-а?» - с указанием того, что Б-о-г– это звук где-то там, а символ здесь, внутри груди– с указанием.)Ребёнок должен знать отношения слов к фактам. Если вы укажите положение Б-о-г-а как символа внутри, спорить будет не о чем; мне нечего сказать. Локализуйтесимвол; найдите для него надлежащее место. Догматические теории исчезнут. У индусов и китайцев нет выдумок о Боге, но есть рецепты мудрости, блага и этики.

Следует вопрос: Когда символ локализован внутри, остаётся ли он таламическим? Ответ АК: Если это ваше вероисповедание, оно включает таламические факторы. Для многих у Бога нет таламических факторов, кроме тех факторов, о которых они говорят, что они есть.

Другая фундаментальная проблема, которой уделяется очень мало внимания, заключается в том, как у многих слов есть многопорядковые значения. Вы можете прочесть об этом в моей книге(ср. «Наука и Здравомыслие», Гл. XXXVI, *раздел В. с. 433-42*); сейчас нет времени в это углубляться. Наука полагается на терминологию, специальные термины. Нам, в ОС, известно, как элементалистские термины разделяют факты; поэтому мы намеренно выбираем не-элементалистские термины. Они составляют разницу между гаданием и структурными предположениями… Проблема структурных предположений в терминах влияет на ориентирование. (Следует пример ключевых структурных терминов, используемых в ОС– порядок, структура, функция, отношения, экстенция, оценка, и т.д., и т.д.) Структуру, в общем, можно определить в рамках отношений. Расскажите ребёнку о том, какие термины в языке относительны.

Революции, на которой основано то, что я вам рассказываю, уже80 лет; она знаменует переход от объективного уровню к процессуальному. Вспомните диск. Теперь мы имеем дело с макроскопическим, микроскопическим и субмикроскопическим уровнями. Чувственные данные– крайне важны для выживаемости. (Следует пример о«синем» как о проецируемом неврологическом процессе, с демонстрацией того, как такие проецируемые механизмы уводят в истерию.) Животные приспособлены полностью к выживаемости на их уровне. У наших человеческих уровней имеется большая опасность, так как во всех душевных заболеваниях есть заблуждения, т.е. усовершенствование проецируемых механизмов.

Мы можем пользоваться языком, как мы это делаем сегодня, но просвещение ребёнка зависит от знания о том, что мы делаем, когда пользуемся языком. Мы фальсифицируем факты каждый раз, когда мы пользуемся«есть» отождествления. Важно понять, какую роль язык играет сегодня– англичане и американцы буквально создали Гитлера словами– изобретение пострашнее динамита. Психотерапия возвращает людей к нормальной жизни одним только языком. Такие составляющие образования ведут глубоко в область безумия и адаптации.

(Кульминация:) Цели ОС в образовании включают: - и я не могу посвящаться в подробности– 1) Систематическое устранение ложных знаний; структура языка включает ложные знания; ребёнок должен быть предупрежден, что ему дают ложные знания самими методами обучения. 2) Дети рождаются экстенсиональными; мы их портим образованием; динамический характер процессуального мира требует бесконечно-стороннее ориентирование. 3) Переход от динамического к статическому – сложен, по этому обучайте детей с ранней поры; помните, что любое измерениепоказывает, сколько факторов вам нужно знать прежде, чем вы сможете что-то знать; (Следует пример о Ньютоновых и не-Ньютоновых объяснений.) 4) Общее обучение элементарным данным физики и физиологии, а также об электричестве и коллоидах, и наконец, особое внимание стоит уделить координации таламических реакций и реакций коры, и наоборот.

.........

Резюме серии (Пять лекций по общей семантике Альфреда Коржибски) К л ю ч е в ы е т е р м и н ы: ОРИЕНТИРОВАНИЕ: не-А. бесконечностороннее, сообщение1 к1 ОЦЕНИВАНИЕ: проверка– прогнозируемость и эксперименирование ПОРЯДОК: (связующий термин в человеческих делах, чувство промежуточности) ПРОЦЕСС: функция, отношения, тип мира, в котором мы живём СТРУКТУРА: (многообразие взаимоотношений) ЭЛЕКТРО-КОЛЛОИДНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ КОНФИГУРАЦИЯ: процесс жизни ЭЛЕМЕНТАЛИСТСКИЕ ТЕРМИНЫ: слова, разделяющие процессы и отношения НЕ-ЭЛЕМЕНТАЛИСТСКИЕ ТЕРМИНЫ: не-разделяющие слова ИНТЕНЦИЯ: элементалистский термин, определение по свойствам– схожести ЭКСТЕНЦИЯ: не-элементалистский термин, описание из наблюдений– отличия ЭКСТЕНСИОНАЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ: индексы, даты, и т.д., кавычки, дефисы ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК ОЦЕНИВАНИЯ: процесс, объект, ярлык или описание, заключение низкого порядка, заключение высокого порядка, и т.д.

Список ссылок на изучение в Науке и Здравомыслии: АБСТРАГИРОВАНИЕ, процесс, Гл. XXIV-VII, с. 371-457 АМЁБА, поведение, Гл. XXII, с. 345f КОЛЛОИДЫ, резюме, Гл. IX, с. 121 УСЛОВНОСТЬ, Гл. XXI-III, с. 326-65 СЛУЧАЙ СО СТУЛОМ, с. 424 ЭКСПЕРИМЕНТЫ С МОРСКИМИ ЗВЁЗДАМИ И ЧЕРВЯМИ, с. 347 и123ff 4Х-МЕРНЫЙ МИР, Гл.XXXVIII, с. 671-72 ТЕОРИЯ ГРУУПП, ИНВАРИАНТНОСТЬ И ТРАНСФОРМАЦИЯ, Гл. XIX, Раздел С, с. 280-87 БЕСКОНЕЧНОСТЬ, Гл. XIV, с. 204 МНОГОПОРЯДКОВОСТЬ, Гл.XXVII, раздел В, с. 433-42 НОВАЯ КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА, Гл. XLI, РазделE, F, G, с. 714-28 ДИАГРАММЫ СТРУКТУРНОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА, с. 393, 398, 414, 427.......

Пояснение Стиль пунктуации требует пояснения. АК ведёт лекцию экстенсионально, т.е. он показывает. Он выражается поступками немалую часть лекции. Перенести эти факты коммуникации в печатный текст не представляется возможным. Единственной подсказкой может быть пунктуация из расчёта времени, например,; для пауз длиннее, и короче. и более неопределённых пауз. Если студенты будут читать эти записи с учётом этого, это может помочь им вспомнить многие характеристики живой коммуникации или1й порядок, опущенный в тексте. Некоторые, возможно, смогут оживить для себя нечто близкое к значительности оригинальной презентации. Около половины времени самой презентации было использовано на приведение примеров. В тексте они указаны, но не описаны по двум причинам: 1) Примеры, представленные экстенсионально, сложнее всего записать словами; к ним нужны сопроводительные изображения; 2) было сочтено важным акцентировать внимание студентов на содержимом и связях обучения ОС, т.е. на структуре и функции.

FOR AK, G.S., etc.: Blah-Blahdeeand Blah-Blahdumset out to rah and rattle For Blah-Blahdeesaid Blah-Blahdumhad spoilt his verbal prattle; Just then appeared a cosmic corn as massive as a barrel That silenced both the Blah-Blahs so they quite forgot to quarrel.

(с извинениями к Льюису Кэрроллу)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: