Лекция2 (Пять лекций по общей семантике Альфреда Коржибски) Лекция №2

Прошлым вечером мы говорили о различных аспектах нервной системы. Давайте сначала вспомним о коре головного мозга: 1) она производит динамогенетический эффект– она генерирует энергию, 2) она обладает дифференциальной активацией. Оба этих утверждения– вербальные выдумки. Есть третья функция коры головного мозга, которая не является вербальной выдумкой. Это задержанная реакция. В эволюции каждый новый слой мозга защищает предыдущий. Рекомендую ознакомиться с экспериментами Кёлера с фотографиями обезьян. Реакция таламуса без задержки не имеет относительного значения– ценности присущей человеку. У животных нет искусственного мира, подобного тому, который мы построили для себя. Постарайтесь понять в какой степени мы реагируем сигнально. Мы выходим из себя из-за слов, которые нам не понравились в детстве. Нам необходимо иметь символьные реакции для разумных общественных дел. Чем должны заниматься в сферах образования, политики, и т.д.? Насущный вопрос: располагаем ли мы разумом? Я говорю о мозге, а не о политических проблемах. Что можно сделать с глупостью и ленью? Можно ли навести порядок в наших человеческих делах с помощью научного подхода? Это вопрос исследования фактов, а не догадок.

(Обсуждение:) Есть одна неизбежная вещь, касающаяся нервной системы. Этоканализация– как её называют немцы, или организация. Канализация показывает, что новые нервные импульсы склонны перемещаться по старым путям или каналам. В этом есть как выгода, так и опасность. Этот механизм делает обучение на опыте возможным. На человеческом уровне, кора головного мозга полностью развивается примерно к18 годам. За счёт канализации мы получаем незрелый, инфантильный таламический мозг. Это и происходит сегодня в мире– инфантилизм, незрелая канализация. У нас ещё нет средств для ускорения развития коры, потому что мы канализуем инфантильные мозги.

В ОС мы располагаем средствами для прямой стимуляции коры, чтобы ускорить созревание. Я хочу обратить внимание на то, что происходит в науке. Когда в науке обнаруживают явную ошибку, от неё переходят к другим путям решений. Поступаем ли мы так же в житейских делах? Нет, мы спорим до бесконечности. Если вы совершите ошибку, отметьте её и следуйте дальше. Нет ничего плохого в том, чтобы получить урок. (Следует пример о том, как Эйнштейн обнаружил ошибки в старых формулировках Ньютона, учёл их и создал новые формулировки.) ОС имеет дело с жизнью. Вам нужно понять проблему оценки для лучшей адаптации к жизни. Проверяйте оценку прогнозируемостью. Научная теория работает только если она охватывает старые факты. Если ввести один новый факт, он меняет весь принцип действия и того, как что происходит. Нужно проверять. Безумна ли новая квантовая теория? Нет, она– это лучшее, что у нас есть на текущий момент. ОС принимает этот стандарт для житейских дел.

Мы переходим к факторам прогнозируемости. Возьмём карту– что-то, что показывает, где и когда вы чего-то достигните. Для наиболее точной прогнозируемости, карта должна быть схожа в структуре с территорией для максимальных результатов. Подумайте над отношением между территорией и картой. Основные положения– не-аристотелевы; человечество живёт сегодня по А; наука работает по положениям не-А. Положения не-А: 1) Карта– это не территория– нетождественность, 2) Карта не представляет всю территорию– не-всеобъемлемость, 3) Карта– саморефлексивна.

Из положений А происходят догматизм, категории, абсолютизм. Рекомендую ознакомиться с материалами Бертранда Рассела о необоснованных всеобъемлемостях. Саморефлексивность указывает нам на проблему, которой до сих пор не уделялось внимание. Профессор Джосайа Ройс из Гарвардского Университета открыл саморефлексивность. Эта проблема многопорядковости. (ср. Наука и Здравомыслие, гл. XXVII, *разделB, с. 433-42*) Саморефлексивность касается всех форм репрезентации. Она применима к языку– мы можем говорить языком о языке. (Следует пример о враче, который сказал студенту-медику: «Всегда и никогда – это два термина, которые всегда говорят никогда».) Проблема само-рефлексивности находится в основе многопорядковости. (Следует пример о том, как началась депрессия– всегда ли да означает да, а нет– нет?) Нам необходимо подогнать структуру языка под структуру фактов. Важно проводить эмпирическое исследование, наблюдая за тем, схож ли наш язык по структуре с фактами. Я рекомендую прочесть книгу Витгенштейна, которая начинается и заканчивается утверждением: «Там, где невозможно говорить, стоит молчать». Кстати, одна из лучших работ Бертранда Рассела– это введение к книге Витгенштейна. Вы понимаете, что значит структура языка? Я не говорю о структуре предложения. Хватит теребить слюнные железы.

Рабочая формула ОС: «Я не знаю, давайте посмотрим». Давайте посмотрим на структуру языка. Жизнь не следует словам. У жизни есть свои правила, которые нам нужно узнать. Достижения математики– надёжны; элементарная арифметика имела эмпирическое начало и обладала функцией; затем она была обобщена в алгебру, а затем в анализ. Человеческая сторона математики– это метод, а не взаимодействие формул. Когда инженеры строят мосты, они пользуются языком структурно схожим с фактами? Да; а наши человеческие строения рушатся, потому что в житейских делах мы не принимаем научный подход.

Осознайте ужасы языка и серьёзность его повторяющихся трагедий. (Следует пример о лицах, масках, произнесении публичных речей, больницах для душевнобольных.) Знаете строчку из стихотворения Хаусмана: “I, stranger and afraid in a world I never made”? «Я, чужестранец в страхе мира, который сам не создавал» Хочу подчеркнуть, что если вы хотите, чтобы моя работа принесла вам пользу, пользуйтесь приёмами. В старом языке мы неизбежно говорим чепуху. В таком случае, стоит предупредить ваших слушателей, что вы будете говорить чепуху. Я вас предупреждаю, что сейчас начну говорить чепуху. Давайте посмотрим на структуру языка. (Следует пример с удержанием палки или трости с вопросом, можем ли мы разделить материю, пространство и время в ней, как в объекте; аудитория ответила«нет». АК продолжил, что если убрать материю, палки не будет; если убрать пространство, будет лишь точка; если убрать время, то будет лишь вспышка.) Это факты; они – это структура природы; они не-элементалистичны. Работа Эйнштейна– революционна для физики, потому что язык подходит фактам; язык подходит структуре, процессу. В живом организме, тело-разум, чувства-рассудок, и т.д. – взаимосвязаны. Но мы разделяем их вербально? Мы разделяем материю, пространство и время вербально? Жизнь– не-элементалистична, язык– элементалистичен; нам необходимо подогнать структуру языка ближе к фактам.

Посмотрите на людей, и что вы найдёте– каждый– абсолютный индивид; вот мужчина1, вот человек2, вот Смит1, 2, 3, и т.д. Здесь никаких пустых слов– факты. Теперь я введу два технических термина. Посмотрите в указателе любой книги о логике слова«интенция» и«экстенция». Возможно, эти термины ввёл ещё Аристотель; так или иначе, он их знал, но никогда не применял. Определение по интенции– это определение по некоторым свойствам. Возможно, вам знакомо определение человека Платоном– бескрылое двуногое. Оно подходит всем, но не затрагивает никого. Такое определение никуда не приводит, кроме как к обрыву бессмыслицы. Экстенсионально, мы обозначаем рассмотрение класса индивидуумов, состоящих из Смита1, Смита2, Смита3, и т.д. (Это работает с помощью числовых индексов). Такие экстенсиональные методы применяются только в ОС и математике. Математика не интересует определение числа, потому что он показывает поведение чисел. Математика– это поистине мощный инструмент. Она основывается на эмпирических операциях и проверяется. (Следует история о пересмотре совета Гари быть послушным и Мэри быть остожной.) Сила математики– её экстенсиональность. Обобщения следуют потом. Сначала нужно рассмотреть факты, а потом подбирать к ним слова. С нами происходит обратное: нас учат языку вперёд фактов. В надлежащем порядке начинают с фактов, и лишь потом обобщают. Обратный порядок– это патология. Нам нужно понять, что нас учат этому патологическому порядку. Возьмите словарь– что он делает? Переводит ля-ля-ля в тра-ля-ля туда-сюда до бесконечности.

В ОС мы используем ряд приёмов или техник для экстенсионализации. Их есть пять: 1) индексирование 2) датирование 3) постоянное использование «и т.д.» 4) использование кавычек 5) использование дефисов Рекомендую прочесть библию с не-аристотелевой пунктуацией. Она превратится в новую книгу. Я хочу подчеркнуть, что безопасно говорить можно только, если вы датируете то, что говорите. Только высказанное на текущий момент имеет смысл. Нам стоит датировать сказанное, потому что с развитием событий и возникновением новых фактов, нам нужно пересматривать то, что мы сказали. Нам стоит придерживаться фактов, и не только тех, которые нам известны лично, но и тех, которые мы знаем не напрямую из науки, и т.д. В ОС мы начинаем с наблюдения, и обобщаем на определённый момент времени по необходимости. Наши знания становятся гипотетическими, а не догматическими. (Следует пример о трёх девочках, исследующих коробок спичек– «зверёныше», вербализаторе и дураке– и о результатах обучения ОС. Тж. пример о происшествии со стулом– за подробностями ср. Наука и Здравомыслие, с. 424 – показывающий «упрямость объекта» иосознанность абстрагирования.) Когда мы не пользуемся корой, наше поведение подобно поведению животных. (Следует пример о студенте, написавшем: «Подобен ли я животным в реакциях своего желудка? Подобен я животным в своей нервной системе? Если да, то это кажется мне бессмысленным», и об ответе АК.) Индексы и даты позволяют согласовать события во времени. Физически, происходит удержание коры, автоматически за счёт индексирования и датирования, вы задерживаете свою реакцию. Так работает прямое неврологическое обучение в ОС. Также важно упомянуть, что математика находит схожести в отличиях и отличия в схожестях. Рекомендую интересующимся этим вопросом ознакомиться с книгой Силвануса Томсона«Упрощённый Математический Анализ» (“Calculus Made Easy”). Когда мы датируем и индексируем, мы усваиваем новое ориентирование. Научитесь делать это постоянно в уме. Это поддерживает нашу осмотрительность, когда мы имеем дело с правдами жизни.

Использование индексирования приводит к«и т.д.». Не-аристотелева пунктуация, чтобы избежать постоянного повторения– точка, а за ней запятая., И т.д. позволяет избежать всеоблемлемости. Я называю индексы, даты и и т.д. рабочими приёмами. Кавычки и дефисы я называю безопасными приёмами. У нас есть множество элементалистских терминов, на которые не стоит полагаться. Однако нам всё же приходится ими пользоваться, поэтому предупреждайте своих собеседников о ненадёжности термина с помощью кавычек– 'мышление', например. Дефисы позволяют нам установить отношения, и сделать не-элементалистские термины из элементалистских. (Для объяснения принципов, на которых основаны эти приёмы, студентам рекомендуется ознакомиться с указателем Науки и Здравомыслия, чтобы найти разделы об обращении со всеобъемлемостью и не-всеобъемлемостью, цикличностью человеческих знаний, отождествлением, многопорядковостью, и т.д., и в частности с Книгой2 гл. XXIV-VII, с. 371-451, *процесс абстрагирования*).

Эти приёмы задействованы в осознанности абстрагирования. Они позволяют нам достичь естественного(надлежащего) порядка оценивания. (Следует пример о диске, который создаёт нижняя кора; также следует пример о том, что таламус функционирует как кино, а кора(имея дело со словами) – как статичное изображение приостановленного фильма. Далее следует пример о приписывании синевы объекту– обложки брошюры на, висящей на стене– в процессе оценивания; это предполагает отношения.) Математика выражает, что находится здесь (указывает) и что находится там(указывает) в уравнениях. Тензорное исчисление даёт нам уравнение отношения, которое можно использовать эффективно. Формула записывается какA/B:.

1(Кульминация:) Теперь мы можем добавить математику в изучение личности, и не только численные данные, какIQ. Мы начинаем кое-что понимать о мозговых волнах. Но сегодня слишком поздно в это вдаваться. В целом, всё это означает, что нам нужно довести наше ориентирование до уровня мира, в котором мы сейчас живём.

«Проблема человеческого фанатизма происходит от неспособности подходить к проблемам математически» — Резюме 1я часть 1. Задержка реакции даёт нам человеческие ценности; здесь функционирует оценивание символьной реакции на слова.

2. За счёт канализации незрелой коры, мы получаем инфантилизм.

3. В ОС используются(экстенсиональные) методы для стимуляции коры напрямую.

4. Ориентирование по не-А включает положения: не-тождественность, не-всеобъемлемость и само-рефлексивность языка.

2я часть 5. Применение экстенсиональных приёмов.

6. Интенция– это вербальная выдумка.

7. Экстенция работает исключительно, индивидуально, посредством наблюдения.

8. Рабочие приёмы использование включают индексов, дат, и т.д. в уме постоянно.

9. Приёмы позволяют осознать абстрагирование и прийти к естественному (надлежащему) порядку абстрагирования.

 

 




double arrow
Сейчас читают про: