Из литературы XIX века

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.

Басня «Обоз», её историческая основа. Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года.

Мораль басни, осмеяние пороков: самонадеянности, зазнайства, безответственности.

Т.Л. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

 

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Автор дум и сатир. Оценка дум современниками.

Т.Л. Дума (начальное представление).

Дума «Смерть Ермака» как романтическое произведение.Историческая тема думы «Смерть Ермака». Ермак Тимофеевич-главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения Русских земель. Текст думы-основа народной песни о Ермаке.

Т.Л. Понятие о думе.

 

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.

Стихотворения «Туча» Разноплановость содержания стихотворения, зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. Эволюция тем любви и творчества в ранней и поздней лирике поэта.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

  Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История Пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие.

А.С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.

Пугачев и народное восстание. Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С.Пушкин)

В.Ч. А.С.Пушкин «Метель»

«Капитанская дочка». Чтение и комментирование глав. Гринёв: жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду») Родители Гринева. Семья капитана Миронова. Женские образы в романе. Маша Миронова – нравственная красота героини. Художественный смысл образа Императрицы. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича. Композиционный смысл противопоставления Гринева со Швабриным и Савельичем. Образ предводителя народного восстания и его окружения. Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская Дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы.

Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева».

Т.Л. Понятие Семейных записок.   

 

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова 

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств.

Т.Л. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления). Романтическая поэма (начальные представления).

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы.

Образы монастыря и окружающей природы. Смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средство авторского отношения к нему. Смысл финала поэмы.

 

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

«Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. Поворот русской драматургии к социальной теме.

Т.Л. Комедия (развитие представлений

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. Цель автора –«высмеять все дурное в России».

Т.Л. Развитие представлений о сатире и юморе.

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как общественное явление.

Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.

Т.Л. Ремарки как форма выражения авторской позиции.

Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Незлобивость мелкого чиновника, обладающего душевной силой и противостоящего бездушию общества. Мечта и реальность в повести «Шинель». Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Образ Петербурга. Петербург ка символ «адского вечного холода». Роль фантастики в повествовании.

В.Ч. Н.В.Гоголь «Вий»

 

И.С. Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писате­ля. И.С. Тургенев как пропагандист русской лите­ратуры в Европе. Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

 

М.Е.Салтыков – Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок).

Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа.   Гротескные образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык.

Т.Л. Понятие о пародии.

 

Н.С.Лесков. Слово о писателе.

Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. 

 

Л.Н. Толстой. Слово о писателе.

Рассказ «После бала». Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Идея разделенности «двух Россий». Противоречие между сословиями и внутри сословий. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе.

Т.Л. Композиция (развитие представлений. Смысловая роль художественных деталей в рассказе.

В.Ч. Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»

 

А.П. Чехов. Слово о писателе.

Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. История об упущенном счастье. Понятие о психологизме художественной литературы.

В.Ч. А.П.Чехов «Человек в футляре». Маленький цикл рассказов о «футлярных людях». Осуждение автором их «футлярного существования». Конфликт «футлярной» и свободной жизни.

 

А.С.Пушкин «Цветы последние милей…»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: