А. С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Лицейские годы.
«Полтава» (Полтавский бой»). Интерес Пушкина к истории России, мастерство автора в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление Петра и Карла 12. Авторское отношение к героям.
«Медный всадник». (Вступление «На берегу пустынных волн…»). Образ Петра I, воспевание автором «града Петрова», тема настоящего и будущего России. Особенности языка и стиля отрывка.
Т.Л. Прием контраста
«Песнь о вещем Олеге». Ее летописный источник. смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение нравов и быта Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие языка. Т.Л. Развитие понятий о балладе.
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Пушкин-драматург. Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена. Размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
|
|
«Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный прием.
Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Дуня и Минский. Судьба Дуни и притча о Блудном сыне. Отношение рассказчика к героям повести и форма его выражения. Образ рассказчика. Т.Л. Развитие представлений о повести.
В .Ч. Р.Фраерман. «Дикая собака Динго или повесть о первой любви»
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта ХYIвека и их роль в понимании характеров и идеи повести. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства. Его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. связь поэмы с произведениями УНТ, оценка народа, образы гусляров, язык и стих поэмы.
Стихотворения М. Ю. Лермонтова, «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблемы гармонии человека и природы.
«Ангел». Красота природы и её проявлений как источник душевных сил и творчества. Воспоминания об идеальной гармонии, о небесных звуках, оставшихся в памяти души. Переживания блаженства полноты жизненных сил.
«Молитва». Чудесная сила молитвы, её гармоничность и музыкальность. Мастерство поэта в создании художественных образов.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Героизм и сомоотверженность Тараса Бульбы и его товарищей запорожцев: в борьбе за освобождение родной земли. Прославление боевого товарищества.
|
|
Остап и Андрий. Смысл противопоставления Остапа Андрию. Осуждение предательства.
Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы. Развитие понятий о литературном герое.
И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Смысл названия рассказа. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественное достоинство рассказа.
«Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Стихотворение в прозе как жанр. Понятие о лирической миниатюре. Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. Нравственность и человеческие взаимоотношения в стихотворениях в прозе.
Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправивщихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.
«Русские женщины», художественные особенности исторических поэм Некрасова, Развитие понятий о поэме. Историческая поэма как разновидность лиро-эпического жанра.
«Размышления у парадного подъезда». Размышления поэта о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины.
Т.Л. Развитие понятий о трехсложных размерах стиха.
А.К.Толстой. Краткий рассказ о поэте. Его исторические баллады. «Василий Шибанов и Михайло Репнин». Правда и вымысел в воспроизведении исторического колорита эпохи. Тема рыцарства, противостоящего самовластию.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов. Трудолюбие и сметливость мужика.
Осуждение покорности мужика. Сатира в повести. Развитие представлений об иронии.
В.Ч. М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.В.Ч. М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.
Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе.
Повесть «Детство». Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Развитие понятия об автобиографическом художественном произведении.
Л.Н.Толстой «Детство» Главный герой повести и его духовный мир. Проявление его чувств, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Развитие понятий о герое-повествователе.
А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе.
Рассказ «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. Средства создания комического. «Говорящие» фамилии как средство юмористической характеристики.
В.Ч. Рассказы «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Денис Григорьев и следователь-два взгляда на мир, два лица России. «Грустный» юмор Чехова. Многогранность комического в его рассказах.
Т.Л. Сатира и юмор как форма комического
«КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ!»
Жуковский Г.А. «Приход весны», И.А.Бунин «Родина», А.К.Толстой «Край ты мой, Родимый край…» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения.