Из литературы XVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

  «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»,. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

 

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», понятие о сентиментализме, сюжет и герои. Сентиментализм.

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской героини. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

 

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Внеклассное чтение. Поэзия К.Ф.Рылеева, К.Н. Батюшкова, Е.А. Баратынского. В.К.Кюхельбеккер, П.А.Вяземский,

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». История создания. 

Публикации первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги.

Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги.Образ фамусовской Москвы. Художественная функция внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова. И.А.Гончаров «Мильон терзаний»

 

Александр Сергеевич Пушкин.. Жизнь и творчество (обзор). Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина.Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «К Чаадаеву». Мотивы дружбы, прочного союза друзей.

«К морю». Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике.

Стихотворение «Пророк», «Анчар». Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта.

«На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил, любовь еще, быть может…», «Бесы»., «Два чувства дивно близких нам…»Одухотворенность и чистота чувства любви.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.

Внеклассное чтение. Поэты о А.С.Пушкине

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история.

ТЛ Роман в стихах (нач. Представления)

Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна и Ольга – нравственный идеал Пушкина. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный лирический центр романа.

ТЛ Реализм

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». Россия и пушкинская эпоха в романе. Реальные исторические личности как герои романа. Реализм романа.

 Т.Л. Развитие понятий о реализме.

«Моцарт и Сальери». Проблема гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери».

ТЛ Трагедия как жанр драмы.

Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

 

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. «Есть речи – значенье…», «Предсказание», «Молитва», «Нищий». Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: