МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6» п. Дружба
РАССМОТРЕНО Руководитель МО учителей начальных классов _________ /Р.А. Хасанова/ протокол № ________ от «____»_________ 2019г | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ /Э.Ю. Берзегова/ «____»_____________ 2019г |
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №6
п. Дружба
_________ / З.Х. Хабиева/
приказ №___________
от «____»_________ 2019г
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
По направлению «Научно-позновательная деятельность»
Кружок «Клуб юных математиков»
|
|
для 2 класса
на 2019 - 2020 учебный год
Составитель программы
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Пшизова Саида Асланчериевна
.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению «Научно-позновательная деятельность» «Клуб юных математиков» для обучающихся 2-х классов создана на основании основных нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании»,
- Гражданский кодекс РФ,
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования" от 06.10.2009 N 373",
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении,
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10,
- Устав МОБУ СОШ № 6.
- Положение об организации внеурочной деятельности МОБУ СОШ № 6,п.Дружба
- Образовательная программа начальной школы МОБУ СОШ № 6,
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
Актуальность программы
Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
|
|
Программа курса «Клуб юных математиков» входит во внеурочную деятельность по направлению научно-позновательное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
2. Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия:
- учащиеся 2 класса.
3. Особенности набора детей:
- свободный.
4. Цели программы:
- развивать математический образ мышления
5. Задачи программы:
· Систематизация изученного материала, его углублением, выходящим за рамки материала учебника;
· Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
· Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
· расширение кругозора детей, углубленным изучением отдельных тем, творческих заданий;
· Привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
· развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
· развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
· воспитание чувства справедливости, ответственности;
· развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
6. Содержание программы:
Основные направления содержания деятельности -для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:
-информационно коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология развивающего обучения.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют...
Курс «Клуб юных математиков» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности («Центры» деятельности: Конструкторы, Электронные математические игры (работа на компьютере), Математические головоломки, Занимательные задачи. В одном «центре» работает одновременно несколько учащихся. Выбор «центра» учащиеся осуществляют самостоятельно. После 7-8 минут занятия группа переходит из одного «центра» деятельности в другой.) в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах, работу за конторками по методике Базарного. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
|
|
В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение. В соответствии с первым принципом соседние занятия относятся к разным тематическим циклам, чтобы поддерживать интерес детей и гармонично совершенствовать их познавательную сферу. Согласно второму принципу сначала осваиваются задания более простых видов, а затем более сложные.
Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.
7. Формы работы:
Подбор форм внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня.
В практике работы используются следующие формы:
-работа в парах, группах;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-практические и теоретические;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
-конкурсы знатоков, игра- соревнование;
|
|
-работа со стенгазетой;
-игры-состязания, КВН.
-творческие работы.
8. Методы обучения:
Системно-деятельностный подход, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
9. Условия реализации программы: Программа рассчитана на 1 год обучения. Степень усвоения программы зависит от развития навыков, знаний, интереса. Коллективный труд значительно ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределять задания, учитывая возраст и способности каждого ребенка. Принимаются все желающие. Занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
10. Ожидаемые результаты:
Универсальные учебные действия:
Л ичностные
Ø Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки
Р егулятивные
Ø Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Ø Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Ø Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Ø Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Ø Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
П ознавательные
К оммуникативные
Ø Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Ø Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Ø Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.