МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6» п. Дружба
РАССМОТРЕНО Руководитель МО учителей начальных классов _________ /Р.А. Хасанова/ протокол № ________ от «____»_________ 2019г | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ /Э.Ю. Берзегова/ «____»_____________ 2019г |
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №6
п. Дружба
_________ / З.Х. Хабиева/
приказ №___________
от «____»_________ 2019г
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Кружок «Занимательная грамматика»
|
|
для 2 класса
на 2019 - 2020 учебный год
Составитель программы
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Пшизова Саида Асланчериевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана для учащихся 2 класса общеобразовательной школы на основе следующих нормативно-правовых документов: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»; Основной образовательной программы начального общего образования Вишневской СОШ; Устава Вишневской СОШ; учебного плана Вишневской СОШ на 2016-2017 учебный год; Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся (Приказ №22 от 31.03.2016 года).
Программа рассчитана на 1 год обучения-34 часа.
1 час в неделю-34 учебные недели.
Продолжительность занятий-25 мин.
Программа предусматривает использование следующего учебно-методического комплекса:
|
|
1. В.Волина. Веселая грамматика. – Москва: Знание, 1995
2. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008
3. В.А.Иванова, В.А.Потиха, Д.Э.Розенталь. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. Л., 1990.
4. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 2 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
5. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 2 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
6. З.Д.Лобановская, Л.А.Горбатенкова, М.С.Зимина. Его Величество Глагол: Практическое пособие для школьников. – СПб.: Корона принт, 1998.
7. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
8. И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова. Гимнастика для ума. Книга для учащихся начальных классов. Москва: «Экзамен», 2013
9. Т.Рик. Здравствуй, дядюшка глагол! М., 1984
10. Т.В.Ходова. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. Москва: Айрис-пресс, 2011
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные результаты обучения.
В результате изучения курса «Занимательная грамматика» оучащиеся на ступени начального общего образования научатся: осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
Метапредметные результаты обучения.
В процессе изучения курса «Занимательная грамматика» учащиеся научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; научатся выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тесты) с учетом особенностей разных видов речи. Ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметные результаты обучения.
К концу курса учащиеся должны знать:
- Правила правописания слов с изученными орфограммами.
- Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
- Главные члены предложения.
- Состав слова.
уметь:
-Различать приставки и предлоги.
-Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
-Разбирать предложения по членам предложения.
- Обозначать на письме интонацию перечисления.
- Разбирать слова по составу.
- Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
- Писать правильно слова с удвоенными согласными.
- Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
- Определять число, время глаголов.
- Писать НЕ с глаголами.
- Работать со словарем.
- Группировать и подбирать слова на определенные правила.
- Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
- Составлять рассказы по картинке.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА КУРСА.
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов |
1 | В мире слов | 6 |
2 | Состав слова | 2 |
3 | Гласные и согласные | 7 |
4 | Приставки | 2 |
5 | Части речи | 14 |
6 | Орфография | 3 |
Итого: | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
|
|
В мире слов (6ч.)
Хорошо ли ты знаешь грамматику?
Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?”
Сокровища родного языка.
Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению.
Незаменимый мягкий знак.
Путешествие по стране “Удвоенных согласных”.
Хорошо ли ты знаешь алфавит?
Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных).
Волшебник “Ударение”.
Состав слова (2 ч.)
Из чего же, из чего же состоят слова?
Часть слова, которая изменяется, окончанием называется.
Как корень слова учил окончания уму – разуму.
Гласные и согласные (7 ч.)
В стране парных звонких и глухих согласных.
В стране парных звонких и глухих согласных.
В стране одиноких согласных.
Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением).
Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением).
Досадное недоразумение. (Непроверяемые безударные гласные).
Иногда согласные играют с нами в прятки.
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные).
Приставки (2 ч.)
Новые друзья корней – приставки.
Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. (Разделительный твердый знак).
Части речи(14ч.)
Слова – части речи.
Имя существительное – часть страны Речь
Как у существительных род появился.
Доброе утро, имя прилагательное!
Имя прилагательное – часть страны Речь.
Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного с именем существительным).
Глагол – часть страны Речь.
Глагол – часть страны Речь.
Глагол и его друзья.
Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Неопределенная форма глаголов).
Как мама Глаголиха учила глагольчиков.
|
|
(Прошедшее, настоящее, будущее времена глаголов).
Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Времена глагола).
С глаголами раздельно частицу НЕ пиши!
С глаголами раздельно частицу НЕ пиши!
Орфография (3ч.)
А все–таки она хорошая! (О роли орфографии).
Рассказ – беседа о роли орфографии.
Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”.
Итоговое занятие. Для чего надо изучать грамматику. Беседа. Игры.