Техника игры на виолончели

 

В техническом отношении виолончель как музыкальный инструмент совершенен - удобное положение инструмента при игре, возможность исполнять виртуозные вещи с лёгкостью, и извлечение звука не требует полной нагрузки на физические данные исполнителя. В этом отношении виолончель является почти совершенным инструментом. Ей доступны все технические тонкости, свойственные скрипке и альту, но для своего воспроизведения они, как правило, требуют большей затраты труда. Словом техника виолончели сложнее скрипичной, хотя и столь же блестяща. С первых дней появления виолончели в оркестре и на протяжении целых столетий положение ее там было крайне незавидным, никто из современников тогда даже и не догадывался о богатейших художественно - исполнительских возможностях виолончелей. Даже в те времена, когда музыка резко двинулась вперед, обязанности виолончели оставались столь же скромными и даже убогими.

Виолончель является струнным инструментом, который относится к «семье» скрипки, поэтому принципы игры и штрихи при исполнении на виолончели - те же, что и на скрипке, однако, вследствие больших размеров инструмента и иного положения играющего техника игры на виолончели несколько ограничена. Применяются флажолеты, пиццикато, ставка большого пальца и другие приёмы игры. Звук виолончели сочный, певучий и напряжённый, в верхнем регистре слегка сдавленный.

Строй струн виолончели: C, G, d, a (до, соль большой октавы, ре, ля малой октавы), то есть на октаву ниже альта. Диапазон виолончели благодаря разработанной технике игры на струне a очень широк - от C (до большой октавы) до a4 (ля четвёртой октавы) и выше, поэтому он может простираться свыше больше чем четырех октав, а характер его звучания чрезвычайно разнообразен. Каждая струна виолончели имеет свою собственную окраску звука, свойственную ей одной. Низкий регистр виолончели соответствует низкому мужскому голосу bassa profundo и обладает большой полнотой звука. Этот отрезок звукоряда виолончели очень хорош в музыке мрачной, таинственной и драматичной.

Ноты пишутся в басовом, теноровом и скрипичном ключах соответственно действительному звучанию.

На современных виолончелях широко применяется изобретенный французским виолончелистом П. Тортелье изогнутый шпиль, который придаёт инструменту более пологое положение, несколько облегчая технику игры и, в известной мере, способствует лучшему звучанию инструмента.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: