Репертуар для вилончели

 

Репертуар виолончели достаточно широк, потому что богатые выразительные возможности виолончели всегда привлекали внимание композиторов. Для этого инструмента создана обширная литература. Концертный репертуар украшают сольные виолончельные сюиты И. С. Баха, сонаты для виолончели и фортепиано Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, И. Брамса, Э. Грига, К. Дебюсси, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича. На концертных эстрадах звучат концерты для виолончели с оркестром А. Вивальди, И. Гайдна, Л. Боккерини, Р. Шумана, К. Сен-Санса, А. Дворжака, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, П. Хиндемита, Б. Бриттена; всемирной известностью пользуются концертные Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром П. И. Чайковского.

Первые сольные произведения для виолончели появляются в Болонье в конце XVII в. (сонаты для виолончели с басом и ричеркары для виолончели соло <#"justify">В течение Эры Барокко такие композиторы как Антонио Вивальди и Луиджи Бочерини сочинили неаккомпонируемые сюиты для виолончели. К XIX столетию пьесы для виолончели включали концерты, которые были написаны Джонасом Брамсом и Антонином Дворжаком. Композиторы, такие как Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович далее исследовали и расширили способности виолончели как сольного инструмента в течение XX века.

В современный репертуар входят лучшие произведения концертного жанра XIX в. - концерты <#"justify">Уже позднее, такие композиторы - романтики, как Мендельсон, Давыдов, Шостакович, Вебер - ещё более углубили выразительные средства виолончели в оркестре. Им понадобилась уже звучность таинственная, фантастичная и возбужденная, и они, найдя её в звуках виолончели, воспользовались ею достойнейшим образом.

Великий композитор Пётр Ильич Чайковский, особенно богато использовал виолончель в своём произведении Вариации на тему Рококо, где представил виолончели такие права, что сделал это своё небольшое произведение достойным украшением всех концертных программ, требуя от исполнения подлинного совершенства в умении владеть своим инструментом, чтобы подчеркнуть величие и достойность этого прекрасного инструмента. виолончель инструмент композитор репертуар

Можно выделить ещё несколько композиторов, выше упомянутых, написавших концерты для виолончели: Камиль Сен-Санс, Роберт Шуман и Антонин Дворжак. Концерты Шумана и Дворжака следует отнести к числу любимых, но также довольно редко исполняемых произведений.

Наибольшим успехом у слушателей пользуется, пожалуй, концерт Сен-Санса и, к сожалению, редко исполняемый тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели Бетховена. Идея в принципе была общей - показать инструмент с разных сторон: музыкальной, технической и выразительной, и всем им это прекрасно удалось!

Вполне справедливо будет заметить, что в настоящее время все композиторы глубоко ценят виолончель - её теплоту, искренность и глубину звучания, а её исполнительские качества давно уже покорили сердца, как самих музыкантов, так и их восторженных слушателей. После скрипки и фортепиано, виолончель является, наиболее любимым инструментом, к которому обращали свои взоры композиторы, посвящая ей свои произведения, предназначенные для исполнения в концертах с сопровождением оркестра или фортепиано.

 

 

ВЫДАЮЩИЕСЯ ВИЛОНЧЕЛИСТЫ

 

Развитие школы исполнения на виолончели привело к появлению широкого круга виолончелистов-виртуозов, которые регулярно выступали со своими сольными концертами. Самые именитые исполнители на виолончели: Григорий Пятигорский Мстислав Ростропович, Пабло Казальс, Наталья Гутман, Йо-Йо-Ма, Жаклин Дюпре, Андре Наварра, Пьер Фурнье.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: