Девять теорий. Девять мнений. Но где же правда

Введение

Восприятие, название одного из основных психических процессов у человека, при помощи которого он познает окружающую его среду.

Цвет — вещь невероятно экспрессивная и невероятно субъективная. Для художника цвет обладает неосязаемыми характеристиками.

Красный цвет на холсте никогда не будет одинаковым: он будет отличаться при разном освещении, будет отличаться, если нарисовать рядом что-то синее, и — что самое главное — он будет отличаться в восприятии разных людей. То, как мы воспринимаем определенные цвета, зависит во многом от окружающих их цветов.

Ощущение цвета как простейший зрительный акт свойственно и некоторым видам животных, обладающих цветовым зрением. Но для человека чистого ощущения цвета не существует. Мы всегда видим цвет в определенном окружении, на том или ином фоне, в связи с предметной формой. В ощущении принимает участие и сознание. На качество восприятия цвета оказывает влияние состояние глаза, установка наблюдателя, его возраст, воспитание, общее эмоциональное состояние.

 

 

ТЕОРИИ, ОЮЪЯСНЯЮЩИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА

Глава I ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ

1.1 Что из себя представляет цвет. Его особенности

Теории цветного зрения — объясняет способность человека различать цвета, основанные на наблюдаемых фактах и предположениях. Теории нередко имеют предсказательную силу, помогая предсказать до этого не наблюдаемые эффекты. В истории есть множество теорий, предсказательная сила которых была невелика. Даже гениальные предположения учёных прошлого были в основном философскими, так как естественные науки прошлого не обладали необходимым инструментарием; не был сформирован понятийный аппарат, невозможно было провести многие критически важные эксперименты. Бурное развитие естественных наук произошло в ХIХ веке, когда специалисты в области биологии, химии и физики продвинули далеко вперёд науку цветного зрения в области естественных наук.

Цветовой тон — это субъективная характеристика цвета, которая зависит не только от спектрального состава излучений, попавших в глаз наблюдателя, но и от психологических особенностей индивидуального восприятия.

Светлота субъективно характеризует яркость цвета.

Яркость определяет силу света, излучаемую или отражаемую с единицы поверхности в перпендикулярном к ней направлении (единица яркости – кандела на метр, кд/м).

Насыщенностью цвета называется степень отличия хроматического цвета от ахроматического, одинакового с ним по светлоте. Это свойство зрительного восприятия, позволяющее оценивать

долю чистого спектрального цвета в совокупном цветовом ощущении. Насыщенность является ощущением чистоты цвета, количественно характеризующейся долей чистого спектрального цвета в смеси его с белым при постоянной яркости смеси.

В возникновении зрительного ощущения цвета участвует не только источник излучения и окрашенный предмет, но и глаз, и мозг. [1, с.172]

 

    1.2 Характеристики цвета

Цвета делятся на две категории — хроматические и ахроматические. К хроматическим цветам относятся красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый цвета и все их смеси. Хроматические цвета мы видим индивидуально. К ахроматическим (не имеющим цвета) относятся белый, черный и все оттенки серого, они различаются только по светлоте. Человеческий глаз способен различить до 400 переходных оттенков от белого к черному.

     Выделяют четыре цветовые группы: спектральные, светлые, темные и пастельные цвета. Светлые — цвета спектра, смешанные с белым цветом; темные — цвета спектра, смешанные с черным; сероватые — цвета спектра, смешанные с разными оттенками серого.

     Характеристики цвета, их изменения в различных соотношениях играют значительную роль в практике картографического дизайна.

Особенности цветового восприятия в значительной мере обусловливают выбор цветовой гаммы на картах, при правильном учете обеспечивают хорошую читаемость и наглядность картографического изображения.

      На восприятие цвета большое влияние оказывают физические, физиологические и психологические факторы. При воздействии света на глаз возникают цветовые ощущения. Они зависят не только от состояния органа зрения — глаза, а связаны с определенными участками головного мозга. На восприятие цвета оказывают влияние внешние раздражители. Изменение восприятия цвета связано: с влиянием граничных цветовых пятен, условиями освещения поля зрения, положением в поле зрения. [4, с.46-47]

 

 

  Глава II ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ

Девять теорий. Девять мнений. Но где же правда

Существует ряд различных теорий цветового зрения. Признанием пользуется трехкомпонентная теория. Она допускает существование в сетчатке трех типов различных цветовоспринимающих фоторецепторов — колбочек. О существовании трехкомпонентного механизма восприятия цветов говорил еще М. В. Ломоносов. В дальнейшем эта теория была сформулирована Т. Юнгом и Г. Гельмгольцем. Согласно этой теории, колбочки содержат различные светочувствительные вещества. Одни колбочки содержат вещество, чувствительное к красному цвету, другие — к зеленому, третьи — к фиолетовому. Всякий цвет оказывает действие на все три вида цветоощущающих элементов, но в различной степени. Разложение светочувствительных веществ вызывает раздражение нервных окончаний. Возбуждения, дошедшие до коры мозга, суммируются и дают ощущение одного однородного цвета.

Трехкомпонентная теория получила в последнее время подтверждение в электрофизиологических исследованиях. В экспериментах на животных Р. Гранит отводил с помощью микроэлектродов импульсы от одиночных ганглиозных клеток сетчатки при освещении ее разными спектральными цветами. Оказалось, что электрическая активность в большинстве нейронов возникала при действии лучей видимого света любой длины волны. Так реагирующие элементы сетчатки названы доминаторами. В других же ганглиозных клетках сетчатки импульсы возникали лишь при освещении лучами только определенной длины волны. Так реагировали элементы сетчатки, которые получили название модуляторов. [5, с.78]

 По Р. Граниту, существуют 7 модуляторов, реагирующих на лучи, имеющие разную длину волны (от 400 до 600 ммк), Р. Гранит считает, что 3 компонента цветовосприятия, предполагавшиеся Т. Юнгом и Г. Гельмгольцем, получаются в результате усреднения кривых спектральной чувствительности модуляторов. Последние могут быть сгруппированы соответственно трем основным частям спектра: сине-фиолетовой, зеленой и оранжевой.

Согласно другой теории цветового зрения, предложенной Э. Герингом, в сетчатке существуют 3 гипотетических светочувствительных вещества:            1) бело-черное. 2) красно-зеленое, 3) желто-синее. Распад этих веществ (диссимиляция) происходит под влиянием световых лучей, при этом раздражаются нервные окончания и получается ощущение белого, красного или желтого цвета. Другие световые лучи вызывают синтез (ассимиляцию) этих гипотетических веществ, вследствие чего появляется ощущение черного, зеленого и синего цвета.

По теории Э. Геринга лучи, соответствующие тому или иному участку спектра, вызывают ассимиляцию или диссимиляцию красно-зеленого, или желто-синего вещества и одновременно с этим диссимиляцию бело-черного вещества. Комбинацией указанных 4 цветов можно получить все остальные цвета. Если 2 каких-либо цвета вызывают одновременно и диссимиляцию, и ассимиляцию одного и того же вещества и притом в равной степени, то, очевидно, оба эти процесса взаимно уравновешиваются и остается диссимиляция только бело-черного вещества, что вызывает ощущение белого цвета.

Г. Хартридж в недавнее время выдвинул полихроматическую теорию, допускающую наличие в сетчатке 7 типов рецепторов, реагирующих на различные цвета. Количество рецепторов, которое предполагается Картриджем, совпадает с числом модуляторов, описанных Гранитом, хотя отношение к лучам спектра этих рецепторов не точно соответствует кривым поглощения световых лучей модуляторами Гранита.

Наибольшим признанием пользуется трехкомпонентная теория. Она впрочем, как и другие перечисленные теорий цветового зрения, объясняет много фактов из физиологии и патологии цветного зрения. Однако некоторые факты не получают удовлетворительного разъяснения на основе всех этих теории. Это прежде всего факт бинокулярного смешения цветов. Если, например, одним глазом смотреть через красный светофильтр, а другим через зеленый, то возникает ощущение желтого цвета, а не белого, как при монокулярном смешении. Желтый же и синий цвета при бинокулярном так же, как и при монокулярном, смешении дают бесцветное ощущение.

По-видимому, процессы, определяющие ощущение цвета, протекают не только в сетчатке, но и в центральной нервной системе, что заставило некоторых исследователей построить более сложные теории цветоощущения, которые принимают во внимание, кроме процессов, протекающих в сетчатке, процессы, происходящие в нервных центрах. Последовательные цветные образы. Если долго смотреть на окрашенный предмет, а затем перевести взор на белую поверхность, то виден тот же предмет, но окрашенный в дополнительный цвет.

По теории Гельмгольца, при длительном смотрении на какой-либо цвет происходит утомление одного какого-либо компонента цветового восприятия; вследствие этого соответствующий цвет вычитается из последующего белого цвета; в итоге получается ощущение дополнительного цвета.

 По теории Геринга, усиленная диссимиляция одного из цветочувствительных веществ сменяется усиленной его ассимиляцией, когда на глаза начинает действовать бесцветный фон. [2, с.115-117]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: