Министерство образования и науки Ставропольского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Ставропольский государственный педагогический институт»
Факудьтет заочного обучения
Зачетная книжка 7692 Рецензия__________
Курс 2
Группа ФЗО Н1
Вариант 11
Реферат на тему: «Мотивация как психологическая категория»
по дисциплине «психология»
Выполнил:
студентка 2-го курса заочной
формы обучения
Косарева Елена
Проверил:
Кобзарева Инна Ивановна
Кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии
Ставрополь 2020
Содержание
1. ВВЕДЕНИЕ
2. Мотивация как психологическая категория. Основные подходы к исследованию мотивации
3. Классификация и основные компоненты мотивационной сферы студентов
4. Структура мотивации
5. Заключение
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из условий успешного процесса обучения в профессиональном учреждении и в профессиональном развитии личности является четкое представление о системе смыслообразующих мотивов, так как именно они побуждают к деятельности, придают ей личностный смысл и определенную направленность. Для этого необходимо учитывать особенности мотивационной сферы современных студентов.
|
|
Данный реферат посвящен проблеме мотивации современных студентов как одной из фундаментальных в отечественной и зарубежной психологии.
Актуальность темы исследования обусловлена повышением требований общества к проблеме эффективности профессионального образования в высшей школе. Как пишет Е.П. Ильин, «исследование мотивации в профессиональном становлении студентов является недостаточно исследованной проблемой в связи с тем, что студенческий возраст изучается, в основном, с точки зрения особенностей познавательных процессов» [7, с. 65]. Ценностью для студентов становятся не получаемые знания, а документ, свидетельство об образовании. Ведущими учебными мотивами у студентов часто являются не «профессиональные», а «прагматические» (получение диплома о высшем образовании).
Основная цель данной работы заключается в раскрытии особенностей мотивационной сферы студентов высших учебных заведений. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть мотивацию как психологическую категорию. Назвать и проанализировать основные подходы к исследованию мотивации студентов вуза.
Исследовать основные типы классификаций мотивационной сферы студентов и выявить основные компоненты данной сферы. Разработать модель мотивационной сферы личности студентов.
|
|
Охарактеризовать структуру мотивационной сферы личности студентов.
Дать практические рекомендации по оптимизации мотивационного обеспечения эффективности обучения студентов.
Мотивация как психологическая категория. Основные подходы к исследованию мотивации
Значимость проблемы мотивации современных студентов связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом, то прежде всего возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой». В самом общем плане мотив – это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.
В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. В.Г. Алексеев отмечает, что мотивационная система человека имеет, гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждения, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение [1]. Все это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой – говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре. «Иерархическая структура мотивационной сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующими»
Мотив — мотивация — мотивационная сфера
Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют ее и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.
Трактовка мотива соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом) (Ж. Нютенн, А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С.Л. Рубинштейн), либо с предметом потребности. Так, в контексте теории деятельности А.Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее». Отметим, что понимание мотива как «опредмеченной потребности», по А.Н. Леонтьеву, позволяет определять его как внутренний мотив, входящий в структуру самой деятельности.
Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы — Л.И. Божович. Согласно Л.И. Божович, мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность». Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны. При этом подчеркнем, что понятие «мотива» уже понятия «мотивация», которое «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности»
|
|
Самым широким является понятие мотивационной сферы, включающее и аффективную, и волевую сферу личности (Л.С. Выготский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
Таким образом, термин «мотивация» связывает три самостоятельных вида психологических явлений:
во-первых, мотивацию рассматривают как повод, который активизирует личность для удовлетворения возникших потребностей;
во-вторых, мотивация является причиной выбора определённой направленностиповедения;
втретьих, мотивацию можно рассматривать как средство самоконтроля человека.