Глава 2. Метод анализа информации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ 

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

              ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

                                  ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА

 Факультет истории, искусств, крымскотатарского языка и литературы

               Кафедра вокального искусства и дирижирования

 

Р Е Ф Е Р А Т

По СОЦИОЛОГИИ

"Основные методы сбора социологической информации "

              

          

                         

                                                                              Студентки ЗМИВ-17

                                                                              Арсеньчук Карины Артемьевны

                                                                              Преподаватель: Конд.соц.наук          

                                                                                  доцент Куртсеитов Р.Д.

 

Симферополь,2020 год.

Введение 3

Глава 1. Метод опроса 3

1. Анкетирование 4

2. почтовый опрос 6

3. интервьюирование 6

Глава 2. метод анализа информации 7

1. Виды документов 7

2. Правила работы с документами 8

Заключение 9

Список используемой литературы 10

Введение

   Социология - наука, изучающая общество. Данная наука призвана узнавать общественное мнение по тем или иным вопросам, это способствует улучшению условий социальной (общественной) жизни каждого из нас. Конечно, речь идет не только об обществе в, но и о личности, как естественной частью общества. Социоло-                  гия особенно важна в наше изменчивое время. Она должна помогать управляющим структурам поддерживать какую-то стабильность в обществе. Все это более или менее понятная сторона социологии. После того, как мы узнаем общественное мне-         ние, уже будет ясно - что надо сделать, чтобы в следующий раз мнение по этому воп-       росу было лучше.       

Для сбора социологической информации могут применяться разного рода мето-           ды. Каждый из них имеет свои особенности, предполагает некоторые условия. В чём они состоят и какими средствами надо овладеть, чтобы искусно использовать эти методы на практике? Изучению этих вопросов и посвящён реферат.

Глава 1. Метод опроса

   Метод опроса – изобрели не социологи. Во всех отраслях науки, где для получе-          ния информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными разновидностями этого метода. Юристы, устанавливая у свидетелей обстоятельства дела, пользуются методом опроса, специально изучают его психоло-     гические стороны и возможности оценки верности ответов. Педагоги, журналисты, социальные работники и еще из многих других сфер социальной практики использу-                ют этот метод для получения нужной информации. Врачи, выясняя течение болезни и прежнее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы.              

   Особенность метода состоит в том, что при его применении источником первич-          ной социологической информации является человек (респондент) –непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Существует две разновидно-                  сти опроса, соединенные с письменной или устной формой общения с участниками – анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит комплекс предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют начальную информацию.

  Каждый вариант опроса представляет собой одну из наиболее сложных вариации социально-психологического общения, определенного рядом условий: содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов, в которых осуществлен предмет исследования; качеством работы анкетёра или интервьюера; вниматель-                  ной работы участника над предложенными вопросами; психологическим состоянием респондента в момент проведения опроса.

 Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетёров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать довольно большое количество участников и получать различную по своей природе информа-               цию. Однако, всегда следует учитывать возможное искажение информации, получен-

ной методом опроса, связанное с особенностями процесса повторения различных сторон социальной практики в сознании людей.

 

                                                       3

Анкетирование

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.

 Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.).

При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства участника. В последнее время широкое распростра-               нение получил синхронный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).

Социологическая анкета -объединенная единым исследовательским смыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).

Все вопросы можно классифицировать:    

-по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности участника);

-по форме (открытые, закрытые и полузакрытые, прямые и косвенные);

-по функции (основные и неосновные).

Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий,               ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступ-            ки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личностиучастника выяв-                       ляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).

Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится пол-          ный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора испытуемым всего одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов.

 Открытые вопросы не содержат подсказок и не “навязывают” респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчай-             ших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.   

 Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня,

участнику предоставлятся возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проб-леме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости.

 Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без отве-             

 

                                                      4

та, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследова-              телю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Участнику предлага- ется воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоя-      тельств его деятельности.

 Основные вопросы анкеты обращены на сбор информации о содержании исследу-          емого явления.

 Неосновные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры),провер-             ку искренности ответов (контрольные вопросы).

В опросе три этапа:

1. подготовительный этап (разработка программы опроса, составление плана и сетевого графика робот, конструирование инструментария, его опытная провер-           ка, умножение инструментария, составление инструкций для социолога,участ-

ника и других лиц участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, социологов, решение организационных проблем).

2. оперативный этап – сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;

3. финальный этап – обработка полученной информации

Любая анкета включает в себя три основные части:

1. вводную

2. содержательную (основную) часть

3. заключительную часть (паспортичку)

Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также

выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

Паспортичка(демографическая часть) содержит в себе сведения о участниках с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.

   Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во мно-       гом зависит успех проводимого исследования.

   Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их разме-

щения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить

 наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо

 хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап состав-       ления анкеты.

                                             5

Почтовый опрос

Почтовый опрос - разновидность анкетирования и правомерно рассматривается

как эффективный прием сбора первичной информации. В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Важное преиму-        щество почтового опроса - простота организации. Нет надобности в подборе,обуче- нии, контроле за деятельностью большого количества социологов. Еще одним пози-         тивным свойством является возможность выбора участником наиболее удобного для него времени заполнения анкеты.

Вместе с тем почтовый опрос имеет и свои недостатки. Основной из них-непол- ный возврат анкет, то есть не все участники заполняют анкеты и отправляют их соци-

ологам, поэтому может получиться так, что мнения ответивших не совпадают с мне- ниями тех, кто воздержался от участия в почтовом опросе.

Разновидность почтового опроса - прессовый опрос. В этом случае анкета пе-

чатается в газете или журнале. Существует два вида такого опроса. Один - когда реда-

кция обращается к анкетированию с целью получения данных о своих читателях и их мнений о работе данного печатного органа. Второй - когда через печатный орган изу-

чается мнение по какой-либо важной проблеме.

Интервьюирование

При опросе контакт между социологом и участником осуществляется при помо-

 щи социолога, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, органи-                     зует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и записывает полученные ответы согласно инструкции. Для этого метода опроса требуется много затрат време- ни и средств, чем анкетирование, но повышается надежность получаемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников.

Особенности интервью по-разному проявляются в различных его организаци- онных формах. Изучим их.

Интервью по месту работы, занятий, а именно в служебном помещении. Оно наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллекти-

вы, а цель исследования связана с производственными или учебными делами.

    Интервью по месту жительства. Становится преимцщественным, если предмет

опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в неформальной об-

становке, свободной от действия служебных или учебных отношений.

В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.

Формализованное интервью -самая распространенная разновидность интервьюи-             рования. В этом случае общение социолога и участника строго упорядочено деталь-

 

                                                      6

но разработанными вопросником и инструкцией, приготовленной для анкетера. При использовании этого вида опроса анкетер обязан точно придерживаться формулиро-                 вок вопросов и их порядка.

Фокусированное интервью -следующая ступень, ведущая к уменьшению 

стандартизации поведения социолога и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор оценок, мнений, по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или при-

чин. Участрников в этом виде интервью заранее знакомят с объектом беседы. Пред- варительно готовят и вопросы для такого интервью, их перечень для социолога обя- зателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить ответы.

Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения социолога. Этот вид опроса применяется тошда, когда исследователь приступает к определению вопроса исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью.

Глава 2. Метод анализа информации

Анализ документов – один из часто применяемых и эффективных методов сбора и анализа исходной информации. Документы с разной степенью отражают социум об-

щества. В них содержится информация о процессах и результатах деятельности чело-

века; в результате этого документальная информация представляет большой интерес для социологов.

Виды документов

К этому понятию в прикладной социологии относятся в первую очередь раз-

личного рода материалы (документы), созданные для хранения и передачи информации.

Существует ряд оснований для классификации документов

-по статусу документы различают на официальные и неофициальные;

-по форме изложения – письменные (более широко – вербальные) и статистические;

-по функциональным особенностям документы классифицируются на информаци-

онные, регулятивные, коммуникативные и культурно-воспитательные.

-по степени персонификации документы делятся на личные и безличные.

    Существенное значение для социолога имеют деловые документы, которые показы- вают общественные, социальные и экономические связи в обществе. Все эти документы составляются и утверждаются государственными или иными органами, учереждениями и могут выступать в качестве юридического доказательства.

    Большое значение имеет изучение неофициальных документов. Среди них: лич-

 

                                                       7

ные документы, такие как дневники, мемуары, личная переписка, записки профессио-

нального характера. Неофициальные документы позволяют раскрыть глубинное со-

циально-политическое устройство образования ценностных интересов, понять исто- рическую связь стандартов поведения, найти основу для выделения социальных ти-пов в обществе.

Личные -документы частного учета (анкеты и бланки, библиотечные формуля-

ры), письма, дневники,характеристики, выданные данному лицу, заявления, мемуар-

ные записи.

Безличные-статистические или событийные архивы, данные прессы,протоко- лы собраний.

    Следует выделить ещё одно основание для типологии документов – их целевое назначение. Выделяют: документы созданные независимо от социолога, и докумен-

ты “целевые”, подготовленные точно в соответствии с программой, задачами социо-

логического исследования. К первой группе относятся те документы, наличие кото- рых ни прямо, ни частично не вызвано техникой проведения социологического ис-

следования: связанные с темой материалы прессы, личная переписка исследования официальные документы, статистические сведения, и т.д. Вторая группа документов включает: ответы на открытые вопросы анкеты и тексты интервью, записи наблюде-

ний, передающих мнения и поведение участника; справки официальных и иных ор-

ганизаций, выполненные по заказу исследователей; статистическую информацию, собранную и обобщённую в ориентации на конкретное социологическое исслндова-

ние.Информацию, содержащуюся в документах, принято разделять на первичную и вторичную. В первом случае это описание конкретных ситуаций, об освещении

деятельности отдельных элементов общества. Вторичная информация носит более

общий, аналитический характер; в ней, отражены более глубоко скрытые социальные связи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: