Социологическая информация и исследование

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет истории, искусств, крымскотатарского языка и литературы.

Кафедра вокального искусства и дирижирования

 

Группа ЗМИД-17 ГБОУВО РК КИПУ.

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

 

Опрос как метод сбора социологической информации.

Разновидности опросов

 

 

Зинич Любовь Петровна

 

 

Симферополь 19.06.2020

Аннотация

Реферат «Опрос как метод сбора социологической информации. Разновидности опросов».

Составила: Зинич Л.П., студентка группа ЗМИД-17 ГБОУВО РК КИПУ.

Свои задачи наука решает с помощью определенных методов. Метод — это путь познания истины. В реферате на основе приведенных данных рассмотрены разновидности опросов, которые используются при сборе социологической информации. Приведенные разновидности опросов позволяют самым надежным способом получить наиболее достоверную информацию для социологических исследований либо других целей. Сбор информации в социологическом исследовании является одним из наиболее важных этапов. От качества собранной информации зависит то, насколько полноценным выйдет итог проделанного исследования. Этим и определяется актуальность выбранной темы. Целью данной работы является исследование методов сбора информации в социологическом исследовании. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

определить основные методы сбора информации в социологических исследованиях, рассмотреть их настолько подробно, чтобы иметь представление о преимуществе каждого метода в определенных ситуациях для более качественного сбора информации.

 

 

Введение

Сбор данных является важным этапом в процессе научного исследования. Развитие и применение многочисленных методов сбора данных в социологических исследованиях в значительной мере способствовали точности социологии и ее утверждению как науки в полном смысле слова - науки, которая устанавливает истины подобно естественным наукам. Однако сбор данных в ходе исследования общественных явлений наталкивается, на определенные трудности, которые можно назвать объективными. Эти трудности происходят из специфики самих общественных явлений и общества в целом как предмета исследования. Одна из таких трудностей связана с тем, что общественные явления и общество в целом подвержены непрерывным изменениям. Поскольку общество и существующие в нем явления непрерывно изменяются, необходимо весьма долго рассматривать некоторое общественное явление, с тем, чтобы связи данного явления с другими явлениями и их характер стали очевидными и могли быть выражены в научном законе.
Точно так же для установления научного закона развития общества необходимо рассматривать общество во всей продолжительности его существования. Между тем подобное продолжительное рассмотрение отдельных общественных явлений и общества в целом не только весьма трудно организовать, но и в полном смысле слова невозможно осуществить. Поэтому многие исследовательские начинания в социологии направлены на наблюдение кратковременных социальных явлений. Такие наблюдения предпринимаются с целью получения точных данных об отдельных явлениях, но их вклад в социологию как науку скромен, ибо наблюдаемые явления не имеют большого значения и результаты их наблюдения не могут быть достаточной основой для научного обобщения.
Другая трудность при сборе данных связана с большим масштабомобщественных явлений, охватывающих порой все человечество, в результате чего либо невозможно, либо весьма затруднительно организовать их наблюдение в таких рамках. Особая трудность в сборе данных о социальных явлениях связана с их сложностью. В связи с этим при наблюдении некоторого общественного явления требуется обращать внимание на многие влияющие на него факторы и выяснять их значение как для явления в целом, так и для отдельных его элементов. Однако выделить отдельные из этих факторов и установить их значение весьма нелегко, хотя усилия в этом направлении в известной мере облегчают постоянно развивающиеся статистические и математические методы.
Наконец, сбор данных затрудняется и тем обстоятельством, что человек, собирающий сведения об определенных общественных явлениях, об обществе, сам является составной частью общества. И дело не только в том, что люди, о поведении которых собираются данные, узнав, что их поведение является предметом исследования, начинают вести себя по-другому, но и в том, что сам исследователь весьма часто видит явление таким, каким он хочет его видеть, а не таким, каким оно является в действительности.
Для того чтобы уменьшить эти и другие трудности в процессе сбора данных об обществе и социальных явлениях, современная социология располагает многими развитыми методами. Один из них – это опрос. Рассмотрим данный метод сбора социологической информации.





Социологическая информация и исследование

Социологическое исследование, по мнению большинства серьезных специалистов-социологов это система логических, последовательных, методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Одна из главных причин обращения к социологическим исследованиям - потребность в обширной, содержательной и актуальной информации, отражающей наиболее важные стороны жизнедеятельности и взаимодействия индивидов, групп, коллективов, социальных слоев общества. Социологическое исследование выступает в качестве лишь одного из средств получения социальной информации. Социальная информация - совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов.

Выделяется первичная и вторичная социологическая информация. Первичная информация социологическая это все те сведения об объектах социологического исследования, которые могут быть получены с помощью анкетного опроса, интервью, наблюдения, социального эксперимента и других аналогичных методов, а также из личных документов обследуемых и первичной документации учреждений и предприятий. Характерная особенность этого вида информации состоит в том, что она получена в форме, не приспособленной для непосредственного ее использования. Под вторичной информацией социологической понимается информация, обработанная и представленная в виде таблиц, графиков, уравнений, коэффициентов и других результатов обработки первичной информации социологической. Вторичная информация социологическая это сжатая, обобщенная, удобная для использования в научных исследованиях и управлении первичная информация. На ее основе делаются выводы, имеющие значение для науки и практики.

Опрос

Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Метод опроса имеет две разновидности: письменный опрос (анкетирование) и устный опрос (интервьюирование).

Анкетный опрос. Из многочисленных методов сбора социологической информации по интересующим социолога проблемам наиболее распространенным методом опроса респондентов является анкетный опрос, поскольку с его помощью можно получить разнообразную и качественную социологическую информацию. Такой метод основывается на высказываниях отдельных лиц и проводится с целью выявления тончайших нюансов в мнении опрашиваемых, называемых респондентами.

Проводимый опрос должен отвечать следующим требованиям:

- длительность не должна превышать 30-40 мин, поскольку усталость респондента не позволит получить полноценных ответов;

- интерес к предмету опроса должен не снижаться, а постепенно нарастать. Поэтому, более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми;

- первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим, а лучше всего - нейтральным; трудные вопросы целесообразно располагать в середине анкеты, чтобы «подвести» респондента к теме; вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым (всем без исключения).

Вопросы должны отвечать требованиям логики: вначале речь должна идти об установлении того или иного факта (события), а потом уже о его оценке - это важнейшее требование социологического исследования. Например, первый вопрос: «Любите ли Вы музыку?». Ответы: «Да», «Нет». Второй вопрос: «Какую музыку Вы предпочитаете – классическую или современную?» (например, ответ был «классическая»). Третий вопрос: «Назовите Ваши любимые произведения». Следующий вопрос: «Что для Вас значит музыка?». Если в анкете появляется новый раздел, то необходимо «подвести» опрашиваемого к новой теме. Обычно это делается с помощью обращения в определенной форме к респонденту, например: «А теперь мы просим Вас высказать свое мнение о...».

В подобной форме строится и обращение к респонденту, с просьбой принять участие в проводимом исследовании. Это обращение предшествует постановке вопросов и является своего рода введением, оно должно быть кратким, понятным и четким.

Интервью

Достаточно распространенной формой социологических опросов является интервью (англ. interview), которое представляет собой своеобразную целенаправленную беседу «с глазу на глаз» с опрашиваемым. Наряду с анкетированием оно стало одним из распространенных методов получения социологической информации об изучаемом объекте.

    Интервью - целенаправленная, заранее запрограммированная беседа с респондентом.  Характер общения, степень контакта, взаимопонимание интервьюера (лица, ведущего интервью) и опрашиваемого во многом определяют глубину и качество получаемой информации о том или ином социальном факте или явлении. Типичная продолжительность интервью составляет от 40 минут до 2 часов. Это своего рода «естественная» продолжительность, которая мало зависит от логического объема темы и требуемой глубины ее раскрытия, а определяется балансом между желанием включившегося в интервью респондента продолжить беседу и противостоящим этому желанию возрастающим чувством усталости и беспокойства по поводу других дел, которые из-за интервью остаются несделанными [1, с 98].

При проведении интервью социолог исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника может получить ту информацию, которая не стала бы его достоянием в случае осуществления анкетного опроса (анкетирования).

Виды интервью: «От полной свободной беседы с опрашиваемым до полностью формализованной процедуры опроса».

Свободное интервью, как правило, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Его проводят в основном не специально выделенные лица (интервьюеры), а социологи, которые сами определяют тему беседы, формулируют вопросы, их последовательность, уточняют тему и т.д. Чаще всего свободное интервью применяется при опросах экспертов в начальной (разведывательной) стадии социологического исследования.

Глубинное интервью преследует цель получить информацию, свидетельствующую не только о наличии того или иного социального факта, явления, но и объясняющую причины появления данных фактов, явлении. Как правило, применяется для выяснения общественного мнения по тому или иному кругу вопросов.

Цель фокусированного (направленного) интервью - изучение общественного мнения относительно конкретного факта, ситуации. Опрашиваемые в этих случаях знакомы с объектом, интересующим социолога, и высказывают свое отношение к нему и мнение о нем, давая ему оценку.

При проведении интервью вопросы, с которыми интервьюер обращается к своим респондентам, могут иметь открытый или закрытый характер.

Интервью с открытыми вопросами проводится по заранее разработанному плану, представляющему собой целый набор открытых вопросов, расположенных в определенной последовательности. Задавая эти вопросы респонденту, исследователь выслушивает ответы на них, фиксируя их полное содержание с помощью записи.

При интервью с закрытыми вопросами, которое обычно называют стандартизованным, исследователь обращается к респондентам с вопросником, являющимся по сути дела анкетой, в которой содержатся в основном вопросы закрытого типа. Респондент должен выразить свое согласие или, наоборот, отрицательное отношение к одному из поставленных вопросов. Интервьюер при проведении этого рода интервью выступает в роли простого исполнителя-информатора, он лишен возможности изменять содержание вопросов, их последовательность или задавать какие-либо дополнительные вопросы. Стандартизованное интервью - наиболее распространенный вид и чаще проводится при переписи населения.

Существует ряд факторов, влияющих на проведение интервью. На проведение интервью существенное влияние оказывают место и время, стратегия и тактика его проведения, состав участников.

Необходимо помнить о специальном месте опроса, куда респондент вызывается заранее или непосредственно перед началом интервьюирования, наиболее удобно для проведения беседы. Это может быть комната отдыха, класс технической учебы и т.д. Основное преимущество опроса в неслужебном помещении - сокращение сроков интервьюирования, что положительно сказывается на качестве получаемых материалов. Кроме того, исключается влияние третьих лиц, появляется возможность создания неофициальной обстановки при проведении опроса.

Большое влияние на достоверность и полноту информации, получаемой с помощью опросов, оказывает фактор времени. Его действие проявляется прежде в том, сколько времени может выделить респондент для беседы, в выборе удобного для него времени. Если интервьюер добивается беседы, например, с респондентом, только что вернувшимся из ночной смены, с дежурства или из длительной командировки, то возможности получения объективной и полной информации сокращаются.

Большое значение имеет информирование респондента о целях и значимости опроса. Активность респондента, его готовность серьезно и вдумчиво отвечать на вопросы заметно возрастают, если он видит, что интервьюер не торопится, с интересом его слушает, помнит его ответы на предыдущие вопросы и т.д. Если в ответ на вашу просьбу об интервью респондент высказал намерение уйти, то не следует, принуждать его к беседе, лучше договориться о новой встрече. Следовательно, для проведения опроса необходимо выбирать время, наиболее удобное для респондента. Задача интервьюера состоит в том, чтобы постараться максимально непредвзято и объективно зарегистрировать ответы респондента, ставить вопросы тактично, ровно, ненавязчиво, в затруднительные моменты, проявляя находчивость, быстроту реакции и умение вести разговор в нужном направлении. После того, как вы взяли интервью, нужно обязательно выслать его на согласование интервьюируемому и предупредить о том, когда оно будет опубликовано. Не забудьте согласовать не только текст, но и фотографии, которые будете использовать [I].

Экспертный опрос - разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты - высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности.

Метод подразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решении рассматриваемой проблемы.

______________________________________________________________

[I]Парфентьева Л. Личный опыт: 10 правил хорошего интервью.- Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2007 г.

Количество членов экспертной группы значительно меньше в сравнении с количеством респондентов, опрашиваемых при массовом опросе.

Необходимо, чтобы условия проведения опроса способствовали получению наиболее достоверных оценок. С целью обеспечения независимости оценок, следует по возможности устранять взаимовлияние экспертов и уменьшать воздействие посторонних факторов. Большое значение имеет правильная формулировка вопросов опросника, позволяющая выразить отношение эксперта относительно каждого вопроса в виде количественной оценки и возможность согласования оценок, полученных от разных экспертов. Если форма опроса экспертов предполагает их очное взаимодействие, необходимо заботиться о том, чтобы мнения наиболее известных и авторитетных экспертов не задавали тон всех остальных дискуссий (для этого при выступлении сначала предоставляется слово «простым» участникам, а потом наиболее известным и авторитетным).

Выбор вариантов работы с экспертами: очная (интервью экспертов) или заочная форма (почтовый анкетный опрос экспертов) определяется спецификой проблемы и ситуацией. Очные варианты работы с экспертами позволяют собрать более качественную информацию, хотя есть сложности организационного порядка и взаимовлияния экспертов. Заочные же формы работы с экспертами дают возможность пренебрегать географическими рамками при опросе экспертов, исключает взаимовлияние их, однако делает работу экспертных групп не оперативной.

 

Заключение

Из вышеизложенного материала можно сделать вывод, что каким бы методом социологические данные добыты ни были, сами по себе они ещё не позволяют сделать обобщённые выводы, выявить тенденции, проверить гипотезы – одним словом, решить задачи, поставленные в программе исследования. Для того чтобы полученная первичная информация начала давать реальные результаты, её необходимо обработать, обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать.

В данной работе, я постаралась разобрать основные методы сбора социологической информации. Надо сказать, что это было очень интересно. Много нового узнаешь о науке, которой прежде не интересовался вовсе. Социологу необходим большой опыт и запас знаний для того, чтобы хорошо научиться исследовать человеческое общество и разбираться во многих видах деятельности.

Я считаю, что социология имеет большую важность для многих сфер деятельности человека.

 

 

Литература

1. Белановский С.А. Индивидуальное глубокое интервью.- 2007г. https://socioline.ru/

2. https://infopedia.su/

3. https://www.bibliofond.ru/

4. https://eknigi.org/

5. https://studwood.ru/

6. https://studopedia.ru/

  1. https://www.mann-ivanov-ferber.ru/

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: