Рекомендации по выполнению практической части программы по химии в период дистанционного обучения.
Школьный курс обучения химии с 8 по 11 классы завершается обязательными практическими работами. Химия – наука экспериментальная, это знает каждый ученый, преподаватель, учитель и ученик.
Как организовать, выполнить, оценить программные практические работы, максимально учитывая имеющиеся объективные и субъективные возможности учителя и учащихся на дистанционном обучении?
Химический эксперимент является специфическим средством обучения химии, выполняя функции источника и важнейшего метода познания, он знакомит учеников не только с объектами и явлениями, но и с методами химической науки. В процессе химического эксперимента учащиеся учатся не только наблюдать, сравнивать, анализировать, но и правильно пользоваться лабораторным оборудованием, знакомятся с химической посудой и приборами, приобретают навыки и умения. Умение проводить, наблюдать и объяснять химический эксперимент, обращаться с веществами и оборудованием является одним из самых важных компонентов химической грамотности.
|
|
Виртуальная лаборатория – это программа, позволяющая моделировать на компьютере химические процессы, изменять условия и параметры её проведения. Такая программа создает особые возможности для реализации интерактивного обучения. Виртуальные лаборатории можно классифицировать по степени интерактивности, которая характеризует глубину обучающего взаимодействия учащихся с компьютерной программой.
Отличием виртуального химического эксперимента от натурного является то, что при использовании первого происходит оперирование образами веществ и оборудования. Виртуальная лабораторная работа представляет собой программно-аппаратный комплекс, позволяющий проводить опыты без непосредственного контакта с реактивами и химическим оборудованием. Таким образом, виртуальная лаборатория в обучении химии представляется как компьютерная имитация учебной химической лаборатории.
Для выбора виртуальных лабораторий надо руководствоваться несколькими принципами. Они должны быть с доступным интерфейсом, с бесплатным доступом, просты для учащихся, владеющих компьютером на уровне пользователя, и отвечать поставленным задачам.
Хочу поделиться опытом проведения практической работы № 6 «Распознавание пластмасс и волокон» в 10 классе с использованием ресурса virtulab.net
Урок № 4 (63). Практическая работа № 6
«Распознавание пластмасс и волокон».
Задачи урока:
- вспомнить знания о волокнах и пластмассах, полученные на уроках химии;
- научиться распознавать вещества химическим методом;
- развить умения и навыки восприятия информации, наблюдения, анализа, запоминания, построения ответа для формирования химических понятий;
- получить прочные теоретические знания по теме, научиться применять их на практике.
Методическая цель: создать условия для развития сознательного творческого интереса к изучению химии через практическо – исследовательскую работу обучающихся.
|
|
Методы преподавания: исследовательские методы, беседа, поисковый, самостоятельная работа,
творческие упражнения, практические задания,
Методы преподавания: исследовательские методы, беседа, поисковый, самостоятельная работа,
творческие упражнения, практические задания,
Методы преподавания: исследовательские методы, беседа, поисковый, самостоятельная работа,
творческие упражнения, практические задания,
Методы преподавания: исследовательские методы, беседа, поисковый, самостоятельная работа,
творческие упражнения, практические задания,
Методы преподавания: беседа, поисковый, самостоятельная работа, проблемные изложения, творческие упражнения, практические задания, мозговой штурм.
Тип урока: урок-исследование.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |||||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||||
I. Актуализация знаний и постановка цели урока | |||||||
1. Организует деятельность обучающихся по актуализации алгоритма выполнения практической работы. Предлагает: 1) сформулировать цель работы; 2) вспомнить правила безопасной работы в химической лаборатории | Формулируют цель практической работы (Ф). Озвучивают правила безопасной работы в химической лаборатории | Понимать смысл информации. Строить логические рассуждения, создавать обобщения, формулировать выводы | Слушать в соответствии с целевой установкой. Выдвигать и формулировать цели исследования | Планировать общие способы работы | Грамотно обращаться с веществами в быту | ||
II. Выполнение эксперимента | |||||||
1. Организует деятельность обучающихся по подготовке к проведению эксперимента. Предлагает обосновать, почему для распознавания пластмасс и волокон необходимо воспользоваться химическим методом | Обосновывают метод распознавания пластмасс и волокон исходя из их свойств (Ф) | Применять полученные знания для грамотного проведения эксперимента | Выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, находить алгоритм выполнения поставленной задачи | Планировать способы работы | Развивать любознательность и интерес к самостоятельной исследовательской деятельности | ||
2.Организует деятельность обучающихся по выполнению эксперимента. Предлагает: 1) провести эксперимент в соответствии с инструкцией на сайте (http://www.virtulab.net); 2) составить отчет о проделанной работе в виде таблицы с использованием дополнительного материала учебника с. 186 - 189. Контролирует деятельность обучающихся, при необходимости оказывает помощь | Выполняют эксперимент в соответствии с планом и инструкцией (П): 1) распознавание пластмасс; 2) распознавание волокон. Выполняют эксперимент по распознаванию пластмасс. Выполняют эксперимент по распознаванию волокон. Составляют отчет о проведенном исследовании в виде таблицы (И) | Применять полученные знания для решения практических задач. Самостоятельно проводить эксперимент. Осуществлять наблюдения и делать выводы. Решать исследовательским путем поставленную проблему. Описывать самостоятельно проведенные эксперименты. Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Объяснять явления, выявленные в ходе эксперимента. Строить логические рассуждения, создавать обобщения, делать выводы. Понимать и интерпретировать информацию, представленную в табличной форме | Осуществлять взаимоконтроль процесса выполнения эксперимента и коррекцию своей деятельности. Оценивать конечный результат. Грамотно оформлять результаты исследования | Осуществлять действия для решения поставленной задачи. Осуществлять учебное сотрудничество с учителем. Адекватно использовать устную и письменную речь | Развивать любознательность и интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Грамотно обращаться с веществами в быту. Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности при выполнении эксперимента. Воспитывать ответственное отношение к учебе, целеустремленность, трудолюбие самостоятельность в приобретении новых знаний и умений. Формировать готовность и способность к саморазвитию и самообразованию | ||
III. Домашнее задание
| |||||||
Учитель организует объяснение выполнения домашнего задания: Учитель организует объяснение выполнения домашнего задания. Повторить темы «Синтетические каучуки», «Синтетические волокна». |
Приложение 1.