Наглядно-действенное мышление

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Донецкий центр профессионально-технического образования»

 

 

Реферат

«Виды мышления,

Их проявление в профессиональной деятельности»

 

 

Выполнила:

 Студент ГПОУ «Донецкий ЦПТО»

Профессия 29.01.05 Закройщик

группа №25 курс I

Барсукова Елена

 

Донецк 2020

 

                                                 Введение     

 

    Ученым точно известно, что познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Однако для того, чтобы активно действовать в мире, используя достижения человеческой культуры, этого недостаточно. Человек каким-то образом за довольно короткое время должен усвоить часть опыта всей цивилизации. Этот опыт передается человеку в процессе социализации и обучения. Здесь большую роль играют мышление и речь, которые позволяют человеку мыслить абстрактно.

Мышление отдельных людей может различаться по таким характеристикам, как самостоятельность, критичность, гибкость, глубина, широта, скорость. В настоящее время у психологов весьма популярны идеи социальной природы мышления, мышления как диалога. Здесь возникает важная проблема индивидуального и социального: необходимо определить, что в мышлении является результатом индивидуальной деятельности человека, а что – продуктом общения, взаимодействия с другими людьми. Одни психологи рассматривают мышление как решение задач. Они концентрируются на изучении мышления как процесса, выделяют и изучают его этапы, механизмы, например анализ, синтез, анализ через синтез, абстрагирование, обобщение, классификацию, систематизацию, сравнение и т. д. Других больше интересует связь мышления с речью. Именно этот фактор они рассматривают как одно из основных доказательств социальной природы мышления. Именно связь мышления с речью, по их мнению, говорит об огромной роли социальной мотивации, ориентации на другого человека. На основе мышления, его главных характеристик и механизмов осуществляется такой важный процесс, как принятие решений. Принятие решения для упрощения часто рассматривают как выбор. Именно это свойство мышления – участвовать в процессе анализа условий, их сравнения и принятия решения – оказывается, например, крайне важным для психологии рекламы, так как проблема сравнения и выбора всегда стоит перед человеком, который живет в мире разнообразных реклам и товаров.

Психологи выделяют различные виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно – логическое.

.

Наглядно-действенное мышление

Наглядно - действенное мышление выражается в решении задач с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами. Это наиболее простая форма мышления, сопутствующая практической деятельности человека. При рубке дров, конвейерной сборке деталей и других подобных работах этот вид мышления проявляется наиболее полно. Он всегда основывается на обобщении опыта и потому способствует формированию более сложных видов мышления: образного и логического. Данной формой мышления обладают дети до трех лет. Ребенок сравнивает предметы, накладывая или приставляя их друг к другу; синтезирует, складывая из кубиков или палочек "дом"; классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету и т.д. Так ребенок мыслит с помощью действий. Движение рук опережает мышление, поэтому его называют ручным.

У взрослых данный тип мышления проявляется, когда они, например, делают работу по дому, при перестановке мебели в комнате или при необходимости пользоваться малознакомой техникой. Такое мышление возможно тогда, когда нельзя полностью предусмотреть результаты какого-либо действия. Такое мышление свойственно людям дела. Они лучше усваивают информацию через движения и обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры. Такой вид мышления необходим нотариусам, парикмахерам, резчикам по дереву, слесарям, фермерам, физиотерапевтам, токарям и тренерам.

 

                            Наглядно-образное мышление          

Наглядно-образное мышление – это решение задач, требующих зрительных образов, схематизации опыта, оперирования символами.

Наглядно-образное мышление проявляется у детей дошкольного возраста от четырех до семи лет. Действие в данном типе мышления отходит на второй план, ребенку не обязательно трогать предмет руками, ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.

Ярким примером наглядно-образного мышления является изобразительное искусство. Представления и образы служат опорой профессиональной деятельности художников, конструкторов, актеров театра и кино, архитекторов, балетмейстеров, веб-дизайнеров и представителей других творческих профессий, так как у них в наибольшей степени развито наглядно-образное мышление.

Рассмотрим специфические проявления этого вида мышления в профессиональной деятельности дизайнера одежды:

- способность специалиста-дизайнера учитывать возможные варианты деформации задуманного образа при его изображении и, далее, при его воплощении; учитывать возможность искажения общего вида готовой продукции в зависимости от физиологичных особенностей  потребителя, фонового окружения и т. д.

- способность специалиста осуществлять прогностическую деятельность (анализ актуальных событий и обстоятельств для корректного прогнозирования на определенный сезон модных цветовых решений, особенностей фасона и т. д.);

- проектирование конструктивно корректных моделей одежды;

- формирование логичных алгоритмов выполнения собственной деятельности и деятельности подчиненного коллектива (организация последовательного, быстрого и качественного производственного процесса).

Беря во внимание возможности наглядно-образного мышления относительно основных профессиональных задач дизайнера, целесообразным является развитие и культивирование соответствующим специалистом этого вида мышления. Стоит также отметить непосредственную зависимость качества функционирования наглядно-образного мышление от успешности работы образной памяти специалиста.

Большинству научных деятелей свойственно рассматривать деятельность дизайнера как такую, что базируется на творчестве. И хотя, при детальном рассмотрении профессиональной деятельности дизайнера одежды видно, что этот аспект занимает лишь некоторую ее часть, целесообразно рассмотреть творческое мышление и его роль в деятельности дизайнера. Стоит отметить необходимость наличия у специалиста таких характеристик мышления, как ассоциативность и креативность. Ассоциации контраста и сходства являются регулярными в умственной деятельности дизайнера на творческом этапе его профессиональной деятельности. Степень ее проявления зависит от качества функционирования образной памяти.

Всесторонне развитая личность характеризуется как креативная. Ввиду частоты употребления этого определения относительно личности дизайнера, целесообразным является рассмотрение сущности этого понятия. Креативность мышления играет решающую роль в профессиональной деятельности дизайнера в целом. Креативность – это личностное качество человека, которое формируется под воздействием среды на базе его потенциальных возможностей и гармонично совмещает через творчество его индивидуальные и социально значимые интересы, это способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению.

Относительно креативного мышления И.П. Павлов и Б.М. Теплов, в исследованиях особенностей формирования условных рефлексов, доказали несостоятельность людей с четко выраженными показателями креативности формировать шаблоны и стереотипы на уровне естественных нейрофизиологических задатков, чем объясняется их потребность в новизне, способность к гибкой и стремительной умственной деятельности. Ученые заметили, что при частом повторе условного и безусловного раздражителя вместо укрепления условной связи у таких людей происходит ее разрушение. Отсюда сопротивление креативных личностей к стереотипным явлениям общества, для преодоления которых ими создается собственная творческая динамичная система, ориентированная на виденье оригинального в повседневном, на трансформацию внешних стандартов адекватно собственному мировоззрению. Безусловно, развитое креативное мышление в профессиональной деятельности дизайнера – залог успеха. Универсализм дизайнера проявляется в его возможности охватить широкий круг проблем разного характера (прогностические вопросы, организационные, производственные, творческие и т. д.).

Подводя итоги, отметим, что в случае достижения дизайнером высокого уровня развития всех указанных видов мышления можно говорить о потенциальной возможности такого специалиста высококачественно решать профессиональные задачи. Развитию мышления дизайнера способствует выполнение в процессе его совершенствования определенных упражнений, решение проблемных ситуаций на практике и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: