Формулирование темы, проблемы и гипотезы исследования

1-й этап. Формулирование актуальной проблемы исследования.

2-й этап. Формулирование гипотезы (гипотез) исследования. Определение предмета и объекта исследования.

3-й этап. Планирование исследования: подбор организационных методов, формулирование цели и задач.

4-й этап. Подбираются эмпирические методы на основе сформулированного предмета и гипотезы исследования, с учетом особенностей объекта.

5-й этап. Сбор и регистрация данных. Может состоять из нескольких подъэтапов.

6-й этап. Обработка и анализ данных, проверка статистической гипотезы и, на ее основе, проверка подтверждения исследовательской гипотезы;

7-й этап. Теоретическая интерпретация эмпирических данных.

8-й этап. Подведение итогов исследование, подготовка практических рекомендаций..

9-й этап. Формулирование выводов и заключения.

Интересно наблюдение, сделанное В.А.Ганзеном и В.Д.Балины, о том, что основной 5-й этап исследования, сбора и регистрации данных, является как бы своеобразным центром симметрии исследования. Так, к примеру, 1-й и 2-й этапы, где происходит теоретический анализ проблемы, перекликаются с 7-м этапом, теоретической интерпретации полученных результатов и с последним этапом выводов и заключений [ ]. Однако эта идея пока не нашла должного обсуждения и осмысления

Раскроем более подробно содержание этих этапов исследования.

Этап 1-й (проблематизации). Работа начинается с выбора общей темы исследования, которая дает название всей работе. Как правило, в название вводится предмет исследования и, при необходимости, особенности объекта (испытуемых) – возрастные, половые, социокультурные, статусно-ролевые, если эти особенности являются факторами, определение влияния которых на предмет исследования является целью работы.

Однако само по себе название темы только определяет его дисциплинарную и тематическую принадлежность и не обосновывает еще его актуальность, значимость, информационную обеспеченность. Это обоснование совершается на 1-м этапе работы в рамках аналитического литературного обзора.

Постановка актуальной проблемы, выявление проблемной ситуации - исходный пункт научного анализа. Принято считать, что проблему порождает некая «встреча» между актуальными изменениями, то-есть новыми фактами, представленными в научной картине мира, и познавательной активностью людей, вызванной нехваткой знаний об этих изменениях. Иначе говоря, проблема возникает как некое пятно в картине мире. Иногда его называют белым пятном, но нам кажется более точным метафора серого пятна, поскольку белое пятно означает полное незнание и невозможность формулирования проблемы.

Научная проблема имеет два важных аспекта – с одной стороны, это аспект ее актуальности для науки и практики и, с другой, аспект, связанный с нехваткой научных знаний для ответа на вопрос, содержащийся в проблеме.

Философское определение научной проблемы таково: «Объективно возникший в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет теоретический или практический интерес». Научная проблема формулируется постепенно, восходя от житейских понятий к терминам той области науки, в которой производится исследование. В итоге проблема, с позиций естественно-научного подхода, должна быть операционализированной, т.е. сформулированной в терминах определенной области научного знания и обладающей свойством быть решенной научными методами. Сначала происходит общая постановка вопроса, т.е. «нащупывание» проблемы, описание сначала на житейском языке, затем – описание в терминах той или иной теории явлении - терминирование. При этом возникает методологическая проблема выбора собственной теоретической позиции среди существующих альтернатив.

Проблема может формулироваться в различных логических отношениях, например, на языке причинно-следственной связи или корреляционных связей в рамках той или иной структуры, или путем предположения о различия в параметрах.

Формальные требования к развертыванию проблемы исследования таковы: необходимо четкое разграничение между проблематичным (искомым, неизвестным) и непроблематичным (известным); отчетливое отделение друг от друга существенного и несущественного в решении общей проблемы, разделение общей проблемы на ее элементы и упорядочение этих элементов.

В итоге научная проблема, ее вопрос содержит в себе в какой-то мере достигнутый уровень научного знания в данной предметной области.

Психологические проблемы различаются по многим основаниям, может быть, наиболее содержательное из них - разделение проблем на фундаментальные и на проблемы прикладного характера. К фундаментальным проблемам относят обычно проблемы личности, ее сознания и самосознания, ее развития широком историческом контексте, иногда обретающем междисциплинарный масштаб – антропологический, психологический. В этом ракурсе возникает проблема филогенеза, новой фазы антропогенеза.

Проблемная область науки обнаруживает ее состояние. В.М.Розин относит к причинам кризиса психологии ее неспособность ответить на ряд ключевых вопросов, составляющих «фундаментальные факты психической жизни», например:

- переживания произведений искусства;

- психические заболевания и нарушения восприятия;

- массовое манипулирование сознанием людей [ c.14].

Можно добавить к этому, что психология сознательно и в течение долгого времени отстранялась от важнейшей проблемы духовно-нравственных оснований личности, относя ее по ведомству философии. Впрочем, на наш взгляд, сегодня наблюдается некий прорыв в названные проблемные зоны психологии – работы Б.С.Братуся, Т.А.Флоренской, Е.К.Веселовой, Н.Н.Королевой, Ю.Л.Проект, а также в области изучения психологических оснований совести – например, в работах В.Х.Манерова [ ].

Научная проблема формулируется в терминах той или иной области науки, иногда, в междисциплинарных исследованиях, используются согласованные термины, освоенные этими науками.

В отношении многих психических явлений, особенно относящихся к высшим инстанциям психики, существует множество теоретических подходов. Теоретическая плюралистичность характерна для познания междисциплинарных феноменов, таких как личность, сознание, самосознание, духовно-нравственные и экзистенциальные феномены.

Например, экзистенциальная проблема одиночества в психологическом исследовании может формулироваться по-разному. Например: психологическая проблема одиночества, сформулированная как вопрос о его причинах, может быть сформулирована в терминах поведенческой психологии, эта проблема недостаточности коммуникативных навыков. В терминах экзистенциального подхода она формулируется как неустранимое переживание, состояние, органически присущее человеческому существованию. Проблема преодоления такого одиночества неустранима, но человек может бороться со страхом одиночества и его мнимой бесцельностью, за использование ресурса одиночества – самоуглубление и самопознание.

Формулирование проблемы производится путем работы с литературными источниками. Среди основных источников информации можно назвать следующие:

- научная периодика, то-есть психологические журналы, прежде всего фундаментальные - «Вопросы психологии», «Психологический журнал;

- материалы научных конференций, симпозиумов по проблеме;

- диссертации на соискание ученой степени, авторефераты этих диссертаций;

- монографии, учебно-методическая литература по теме диплома;

- научные материалы в сети Интернет;

- дипломные работы, сходные по тематике.

Этот этап работы оформляется как аналитический литературный обзор данных по проблеме исследования, составляющий основное содержание 1-й главы работы, дипломной или диссертационной.

2-й этап. Завершение формулирования проблемы и исследовательской гипотезы. Этап концептуализации (разработки исследовательской концепции).

На 2-м этапе, тесно связанном с первым, формулируется гипотеза исследования - научное предположение, вытекающее из теории, то-есть которое может быть подтверждено или отвергнуто в ходе проверки. В науке различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения (см. В.Н.Дружинин [ ]). Теоретические гипотезы входят в состав теории, они выдвигаются для устранений внутренних противоречий теории. Например, в психологии речи с середины XX-го века существует гипотеза о существовании предметного кода речи (Н.И.Жинкин), до сих пор не получившая эмпирического подтверждения [ ].

Цель гипотезы – объяснение полученных фактов и предсказание фактов, еще не известных эмпирической науке. По этой причине гипотеза должна быть шире эмпирического материала. В то же время гипотеза базируется на эмпирических данных, хотя поиск абсолютно надежных оснований для научных гипотез безнадежен, его связывают с одним из невыполнимых требований позитивизма.

В исследовании мы имеем дело с проверкой гипотез как с предположением о характере будущих эмпирических данных, или с гипотезами как эмпирическими предположениями.

Гипотезы относят к так называемому синтетическо-аналитическому знанию, их аналитичность вытекает из того, что они являются выводом из теории изучаемого явления, а синтетичность определяется тем, что гипотеза выходит за рамки уже известного в науке. Выдвижение гипотезы является неким разрывом с существующим эмпирическим и даже теоретическим знанием. Поэтому говорят, что научная гипотеза, как и теория, «недообусловлена научными фактами».

Гипотеза формируется на языке предмета исследования. Она должна обладать свойством верифицируемости, то-есть- возможности быть подтвержденной эмпирикой, а также фальсифицируемости, есть способности быть опровергнутой.

Наиболее общепринятые гипотезы формулируются как условное высказывание типа «Если А, то В», встречаются и гипотезы в виде утвердительного предложения [ Рузавин с. 104]. Примеры психологической гипотезы: «Если нравственный закон универсален, то совесть древних греков похожа на совесть современных людей» или «Древние греки обладали совестью, похожей на современную».

В процессе изучения нового явления исследовательские гипотезы о нем сменяют друг друга, становясь по мере его эмпирического изучения и теоретического осмысления все более надежными, систематизированными, менее изолированными.

3-Й этап. Планирование исследования.

На этом этапе составляется план исследования, формулируются его цели и задачи.

Цель исследования зависит от его темы, содержащей предмет исследования. Часто при формулировании темы уточняется, в каком направлении будет производиться изучение предмета исследования.

Поэтому на формулирование цели оказывает влияние характер исследовательской гипотезы, поскольку предполагается, что достижение цели исследования позволит ответить на гипотезы, как это происходит, к примеру, при установлении причинно-следственных связей.

Целью исследования обычно авторы чаще всего называют изучение (описание, прогнозирование, объяснение) того или иного психологического явления, при этом уточняется, какие изучаются его аспекты, под влиянием каких факторов и т.д. Чаще всего встречаются следующие варианты:

1. Описание явления, изучение его психологического содержания, классификация его составляющих, структуры, функций, особенности. Например:

а) «Изучение содержания, структуры, и функционирования систем субъективных реальностей как смыслообразующих и интерпретационных контекстов сознания личности (докт. дисс. Королевой Н.Н. «Психосемиотика субъективных реальностей личности»);

б) «Выявить возрастные особенности и закономерности развития половой идентичности, факторы, обусловливающие ее становление, определить степень адаптационных возможностей личности с разными типами половой идентичности» (докт дисс. Флотской Н.Ю. «Развитие половой идентичности в онтогенезе»;

в) «Изучения содержания социальной идентичности и социально-психологических аспектов достижений личностной идентичности в юности» (канд. дисс. О.В.Ходаковской «Социальная и личностная идентичность в юности»);

2. Целью исследования может быть прогнозирование новых явлений, например, в формировании духовно-нравственной сферы – «выпадение» христианских заповедей из нравственных установок личности человека с гедонистическим мировоззрением (см. работы Веселовой Е.К.);

3. Объяснение явления. В идеальном случае объяснение должно производится на языке причинно-следственых связей и поэтому требует проведения лабораторного эксперимента. Другими видами объяснения является создание теоретической концепции исследования, построение теоретической модели и др. Например: «Создание концептуальной модели подготовки к профессиональной деятельности подготовки к профессиональной деятельности …..» (докт. дисс. Кораблиной Е.П.).

В корреляционном исследовании об установлении причинно-следственных факторов говорить некорректно, приходиться ограничиваться предположением о взаимосвязи, влиянии тех или иных явлений, факторов. Например, «изучить связь биологического и психологического пола с особенностями личности подростков» - дисс. Куприяновой Н.В. «Связь биологического и психологического пола с особенностями личности подростков».

Задачи исследования описываются как отдельные операции, предпринимаемые для достижения конечной цели, например:

- систематизация исследований и составление аналитического обзора по проблеме;

- провести сравнительный анализ параметров показателей для двух сравниваемых групп…

- провести структурный анализ показателей…

План исследования также тесно связан с выбираемыми организационными методами. В зависимости от организационного метода целью исследования может явиться обнаружение различий по характеристикам предмета исследования в сравниваемых группах (при сравнительном подходе), либо выявление корреляционной и факторной структуры (в корреляционном исследовании).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: