Физические явления в литературе

Балдина Анастасия Александровна, группа 030
              «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Руководители: Булдакова О.И., Стук А.К.

.  

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что физика тесно связана с литературой? Как наука и вид искусства дополняют друг друга? Прежде всего научное знание в определенной степени обогащает художественное восприятие природы и окружающего мира в целом. Знание физики позволяет сильнее ощущать внутреннюю гармонию и красоту окружающей действительности. О связи науки и искусства говорил еще Лев Николаевич Толстой: «Наука и искусство также тесно связаны между собой, как лёгкое и сердце».

Цель исследования: выявить физические явления в художественной литературе.

Задачи: изучить литературу по данной теме, провести опрос и выполнить анализ, рассмотреть возможности представления основ научных знаний по физике через изучение художественных произведений в начальной школе, разработать конспекты интегрированных уроков.

Объект: физические явления

Предмет: физические явления в литературных произведениях.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования данного материала в моей будущей профессии.

Физика — область естествознания: наука о простейших и вместе с тем наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении. Законы физики лежат в основе всего естествознания. Интересно, что физические явления с давних пор были предметом вдохновения многих поэтов и писателей. На первый взгляд физика и литература — вещи несовместимые, ведь физика — точная наука, изучающая и объясняющая разнообразные природные явления, а литература — это чувства, фантазии, переживания. И, тем не менее, и физика, и литература, так или иначе, рассказывают нам о физических явлениях. Вот только цель физики — объяснить их с научной стороны, а цель литературы — описать их прелести или, возможно, недостатки, описать чувства, связанные с тем или иным явлением.

Так Александр Сергеевич Пушкин был связан с миром естественных наук через своих друзей, с которыми вел ученые беседы. В частности, другом Пушкина был П. Л. Шиллинг — известный физик и востоковед, создатель первого в мире практического телеграфа, широко образованный человек, знаток европейских и восточных языков. Эти беседы были для Пушкина очень полезными и оказали на него существенное влияние в осознании важнейшей роли науки и научных знаний в развитии общества и личности. Сознавая равновесие между разумом и воображением, поэт описывает «рождение звука» в стихотворении.

Известный поэт Сергей Александрович Есенин в своем творчестве также очень красиво отразил некоторые физические явления. Например, световое явление он описал в стихотворении «Две луны, рога свои качая». В стихотворении «Опять рассеклись узоры» поэт показывает оптическое явление дисперсии, спектрального разложения белого света.

Еще у одного представителя «серебряного века» мы видим красивые образы явлений, имеющих научное обоснование. В творчестве Владимира Владимировича Маяковского, как и в воображении многих других поэтов, причудливые формы облаков рождали разнообразные картины. Вспомним у В.В. Маяковского «Плыли по небу тучки».

Вспомним творчество известного поэта и писателя, лауреата Нобелевской премии, Ивана Алексеевича Бунина. Многие называют его произведения «литературными иллюстрациями» к отражению тех или иных физических явлений. Например, красиво описывает закат в стихотворении «Солнце уходит в далекие страны». В русской литературе закат часто ассоциируется с концом жизни, умиранием. Поэтому, естественно, закат солнца вызывал у них печаль, страх. Эта параллель проводится до сих пор в художественной литературе. Явлению кристаллизации Бунин делает художественное описание в стихотворение «На окне, серебряном от инея».

У Николая Васильевича Гоголя в произведении «Сорочинская ярмарка» можно найти такое явление как диффузия, которое состоит во взаимном проникновении частиц одного вещества между частицами другого вещества. Этим и объясняется причина распространения запахов.

Явление диффузии и конвекции мы также видим в книге «Волшебник изумрудного города» детского писателя Александра Мелентьевича Волкова.

Физическую картину мира можно воспринимать не только с помощью теорий, законов, формул, экспериментов, но и с помощью языка поэзии. В рассказе Михаила Михайловича Пришвина «Весна света» идёт описание тепловых процессов - плавления и кристаллизации.

Удивительно щедро одарила нас природа всевозможными явлениями. Их красоте и разнообразию не перестаешь поражаться, их интересно наблюдать, объяснять, ведь все что нас окружает в повседневном мире – это физика. Физическую картину мира можно воспринимать не только с помощью теорий, законов, формул, экспериментов, но и с помощью языка поэзии.  

Мы провели исследование представлений людей о взаимосвязи физики и литературы. Опрос проводился студентов ГБПОУ «ПППК», а также среди взрослых от 30 лет. На вопросы ответили 27 студентов 1 курса, и 10 взрослых человек. Данный опрос показал, что в обыденной жизни при чтении художественных произведений мы не обращаем внимания на отражение физических процессов в них. Это связано с тем, что мы привыкли воспринимать красоту поэзии и прозы и изучать точные научные дисциплины, но не научены интегрировать эти знания. На это нужно обращать внимание при работе с детьми младшего школьного возраста.

Рассмотрим возможности интеграции физики и литературы в начальных классах. Конечно же, физика в начальной школе не изучается. Однако в рамках предмета «Окружающий мир» даются основы значительной части естественных предметов основной школы. Поэтому целесообразно говорить про интеграцию предметов «Литературное чтение» и «Окружающий мир».

Дети с основами наук должны знакомиться с раннего возраста, опираясь на личный опыт, что дает основы познания окружающей действительности. Школьники 2-4 классов должны знать характерные особенности сезонных изменений в природе; три состояния воды в природе; свойства воды, значение солнечного света и тепла для жизни на Земле; а также уметь различать природные, искусственные тела и вещества. Научные знания дают человеку возможность: наблюдать и проанализировать процессы и явления, выяснить на качественном уровне механизм их протекания, ввести количественные характеристики, предсказать ход процесса и его результаты.

Существует научное и художественное познание мира. Оба названных способа отражения реального мира взаимно дополняют и обогащают друг друга. Это связано с тем, что человеку от природы присуще относительно независимое функционирование двух каналов передачи и переработки информации — вербального и эмоционально-образного. Это обусловлено свойствами нашего мозга.

Для расширения кругозора учащихся, развития познавательной активности младших школьников интересны и полезны будут интегрированные уроки. Они проводятся с целью выработки у учащихся универсальных учебных действий в рамках учебной программы. Эта технология внедряется в школьные программы и связывает, на первый взгляд, несовместимые предметы. Считаем, что интересным может быть опыт интеграции предметов «Литературное чтение» и «Окружающий мир».

С этой целью мы разработали планы-конспекты уроков «А.С. Пушкина. Беседа о жизни и творчестве писателя», «Творчество А.С. Пушкина. «Сказка о царе Салтане», включив не только литературные сведения, но и материалы предмета «Окружающий мир».

Ценность работы заключается в расширении знаний и представлений об окружающем мире. Поэтому данный материал может быть использован на уроках физики и литературы, как дополнительный материал для студентов. Также практическая ценность работы заключается в использовании материала в своей дальнейшей работе с младшими школьниками.

                                       

 


Место


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: