Развитие таможенного сотрудничества с международными организациями

Содержание

Введение                                                                                            3

Сущность и особенности таможенных отношений                 4

Развитие таможенного сотрудничества с международными организациями                                                                                 6

Конфликтология в таможенных отношениях                         8

Таможенное сотрудничество России с международными организациями: таможенные аспекты в деятельности ВТО      9

Таможенные отношения в области тарифного регулирования     11

Основные направления сотрудничества таможенных органов в рамках СНГ                                                                                 12

Таможенное сотрудничество в рамках белорусско-российского интеграционного процесса                                                                      14

Заключение                                                                                   18

Литература                                                                                   19

 

 

Введение

 

Таможенное дело – это отношения, складывающиеся в системе внешнеэкономических отношений, одно из важнейших звеньев в международных отношениях на мировом региональном и национальном уровне. Таможенные отношения характеризуются прежде всего таможенной политикой, международными правилами, внешнеторговыми соглашениями, порядком и условиями перемещения через таможенные границы товарных, транспортных, финансовых и информационных потоков, а также общепринятыми мерами тарифного нетарифного регулирования, экспортного контроля и т.д.

Содержание понятия «Таможенные отношения» – весьма емкое и в целом определяет сущность таможенного дела. Вместе с тем некоторые весьма существенные вопросы остаются невыясненными и надо признаться, что содержание этого понятия в какой-то мере по-прежнему остается дискуссионным и малоразработанным.

Переход экономики на рыночные отношения, рост внешнеторговых обменных операций, увеличение пассажирооборота через таможенные границы, усиление мер по национальное и личной безопасности граждан, внедрение современных глобальных информационных технологий, формирование международных нормативно-правовой базы и организаций обусловили необходимость коренного реформирования всей системы таможенных отношений России. Этим качественным изменениям подверглись структурные, экономические и правовые аспекты осуществления таможенной деятельности. Помимо реорганизации внутренней системы управления таможенных органов, которая привела к созданию целой сети региональных таможенных органов управления, специальных управлений и других подразделений таможенной инфраструктуры, был также изменен подход к самой сущности поддержания международных таможенных отношений.

Сущность и особенности таможенных отношений

 

Современное понимание термина «отношения» предполагает связь между кем-либо, возникшая при контактах и общении. Таким образом с одной стороны, отношения могут быть межличностными, групповыми, межгрупповыми, международными и т.д., с другой стороны, можно рассматривать политические, экономические, социальные, культурные, таможенные отношения и т.д.

В соответствие с определением, данным в Большом экономическом словаре, под международными экономическими отношениями понимается « система хозяйственных связей между странами мира. Важнейшими формами международных экономических отношений является международная торговля, миграция рабочей силы, вывоз капитала и международный кредит, международные валютные(расчетные) отношения, международное научно-техническое и производственное сотрудничество. Эти формы тесно связаны и взаимодействуют друг с другом».

Среди особенностей понятия «международных экономических связей» можно назвать: охват значительного территориального пространства, выходящего за рамки национальных границ; дополнительное привлечение и перемещение ресурсов и факторов производства за пределы отдельных стран в международных масштабах; создание механизмов и инструментов, а также специальных организационных форм и структур, оформляющих и обеспечивающих экономические связи между странами.

Внешнеэкономические отношения стран, и прежде всего внешняя торговля непосредственно связано с таможенной деятельностью. Возникновение и развитие таможенного дела вызвано внутренними потребностями каждого государства в обеспечении национальных, в том числе и экономических интересов.

Необходимость управления внешней торговлей привела к созданию механизма тарифного регулирования, а также к появление специфических нетарифных мер и экспортного контроля, обеспечивающих защиту экономики, оформив, таким образом, систему таможенных отношений между странами. Современные таможенные отношения предполагают взаимодействие и, в некотором смысле, взаимообусловленность таможенных методов регулирования внешнеэкономической деятельности различных государств, что объясняется значительной зависимостью экономик стран мира друг от друга.

Интернационализация таможенных отношений выражается в заключение союзов и многосторонних соглашений, выработке единых тарифов, согласованных систем описания и кодирования товаров, в создании общей системы безопасности и международных организаций, устанавливающих правила, нормы, процедуры регулирования внешнеэкономической деятельности.

Развитие международных таможенных отношений следует общей тенденции включения стран в мировую торговую систему. Процесс интеграции национальных экономических систем приводит к созданию более стабильной и предсказуемой атмосферы торговли и к формированию регулируемых таможенных отношений.

Таможенные отношения оказывают существенное влияние на характер международных экономических отношений, а таможенная политика является мощным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности и поддержания баланса интересов стран мирового сообщества. Но в ситуации, когда благополучие и процветание даже экономически развитых стран напрямую зависят от внешних рынков и связей, несогласованная и произвольная политика каждого государства в области внешнеэкономического регулирования становится нежелательной.

 

 

Развитие таможенного сотрудничества с международными организациями

 

Целью сотрудничества Федеральной таможенной службы с международными организациями является модернизация таможенной службы России, а также продвижение ее интересов в мировом таможенном сообществе.

ФТС России поступательно выстраивает отношения таможенного сотрудничества с европейскими таможенными администрациями, сообществами и организациями, учитывая важность участия в формировании общих пространств в экономической и таможенной сферах. На данном направлении не менее важным остается развитие таможенного сотрудничества в области гармонизации и упрощения таможенных процедур, совместимости транзитных систем России и Европейского Сообщества, организации информационного обмена, развития таможенной инфраструктуры, консалтинга и обучения кадров.

Согласованы три приоритетных направления взаимодействия по преодолению существующей проблемы на совместной границе. К их числу относятся:

– содействие взаимной торговле путем выработки и принятия законодательных, административных и практических мер по урегулированию ситуации на границе России – ЕС;

– реализация пилотного проекта по обмену таможенной информацией;

– развитие пунктов пропуска и таможенной инфраструктуры на границе между РФ и ЕС.

Обсуждены вопросы, относящиеся к транзиту. Так вводится в эксплуатацию российская национальная транзитная система «Транзит – 2», совместимая с Новой компьютеризированной транзитной системой ЕС (НКТС).

Первоначально проект будет сфокусирован на товаропоток из ЕС в Россию, а затем постепенно он будет расширен на перемещение товаров из России в ЕС.

Помимо широты охвата (проект охватит около 70 процентов всех грузоперевозок из Европейского союза в Россию автомобильным транспортом). К числу преимуществ проекта можно отнести высокую степень защищенности данных и взаимную стыковку транзитных систем.

Вместе с ФТС России и Комиссией европейских сообществ (КЕС) в проекте на добровольной основе участвуют 12 государств-членов Евросоюза (Австрия, Бельгия, Чехия, Эстония, Финляндия, Германия, Венгрия, Италия, Латвия, Литва, Польша и Швеция). Пилотный проект остается открытым для других стран ЕС, которые могут присоединиться к нему в любой момент.

В настоящее время между ФТС России и КЕС ведётся согласование текста Меморандума между Правительством Российской Федерации и Комиссией Европейских сообществ (КЕС) о взаимопонимании по вопросу финансирования в рамках Программы ТАСИС проектирования и строительства многостороннего автомобильного пункта пропуска Советск на российско-литовской границе.

В рамках совершенствования законодательной базы сотрудничества ФТС России и ЕС в таможенной сфере подготовлены предложения для включения в проект нового Соглашения о стратегическом партнерстве Россия-ЕС, который придет на смену действующему, а также прорабатывается необходимость заключения с ЕС отдельного отраслевого соглашения о сотрудничестве в таможенной сфере.

ФТС России и КЕС продолжают тесное взаимодействие в области развития таможенной инфраструктуры на общей границе.

В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС сотрудничество ФТС России с Комиссией Европейских сообществ (КЕС) в таможенной сфере имеет своей целью, достижение совместимости таможенных систем Сторон.

В контексте многовекторной внешней политики Российской Федерации важное и всевозрастающее значение имеет Азиатско-Тихоокеанский регион, что обусловлено принадлежностью России к этому динамично развивающемуся району мира, заинтересованностью в использовании его возможностей при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока, необходимостью укрепления регионального сотрудничества. Эта линия определяет и приоритеты таможенного сотрудничества ФТС России в данном регионе, как на двусторонней основе, так и через региональные интеграционные структуры Азиатско-Тихоокеанского региона: форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

В 2008 году ФТС России осуществляла работу в Подкомитете по таможенным процедурам Комитета по торговле и инвестициям АТЭС, а также активно взаимодействовала с Секретариатом АТЭС по конкретным направлениям деятельности. В 2009 году ФТС России планируется обновление разделов Индивидуального Плана действия Российской Федерации в АТЭС.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: