Словарь педагога-психолога

Вытынанки — искусство вырезания из бумаги. Одним из самых простых видов вытынанки является новогодняя снежинка, вырезанная из любого бумажного материала.

В комплект пособия входят куклы-герои: текстильные (в стиле Тильда), бумажные плоскостные и бумажные куклы-конусы; деревянная миниатюрная мебель; развивающие игры, которые тематически подходят к соответствующей странице.

Каждая страничка пособия — это не только театральный подиум, но и игра. Например, задание к странице «Лес» — найти всех спрятавшихся животных.

«Ванная комната» — по всей горизонтальной плоскости изображена клетка. На основе клетки играют в игры: «Крестики-нолики», «Составь узор», «Муха» и др.

«Детская площадка» — найти одинаковые игрушки, игра «У какой игрушки нет пары?».

Пособие может использоваться как диагностический инструмент. Детям предлагается незаконченная история, которую нужно завершить. Ребенок идентифицирует себя с главным персонажем и проявляет свои эмоциональные реакции.

В качестве метода психологической помощи можно использовать технику совместного рассказывания. Педагог-психолог предлагает ребенку рассказать историю, затем рассказывает историю собственного сочинения, в которой представлены те же персонажи, но разрешающая часть рассказа более эффективна, так как показывает пути совладения с травмирующей ситуацией.

Терапевтический эффект достигается посредством театрализации актуальной для ребенка проблемы: поведения, страхов, недостаточных навыков и пр.

Сюжет, сценарий отображают способ действия, недоступный или трудный для ребенка.

Проигрывание этого способа действия на материале сказочных персонажей, знакомых ребенку, снижает уровень тревоги и сопротивления, способствуя решению проблемы. Запоминание эмоциональных впечатлений изменяет отношение ребенка к предыдущему негативному опыту: страхам и ситуациям, вызывающим тревогу, неуверенность.

Варианты заданий при работе с пособием

Работать с пособием можно индивидуально и в группе. Рассмотрим варианты заданий, представим конспект занятия «Магазин игрушек» с использованием пособия (приложение).

Пособие готовилось не под занятие, а как самостоятельный инструмент психолога, но иногда — как сюрпризный момент. Книга как волшебный контейнер, откуда как по волшебству появляются куклы, которых дети видели на экране.

В младших группах дети не воспроизводят текст, а выполняют определенные действия по образцу, который показывает педагог, поэтому им можно предложить игры-имитации. Такие игры активизируют воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Они с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, но не могут пока развить и обыграть сюжет. Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с куклами.

Используя пособие, ребенку предлагаем:

1) выбрать героя, отражающего то, что он чувствует в данный момент, а потом предложить ему рассказать с помощью игрушки о своем состоянии;

2) создать с помощью семьи зайцев «идеальную» семью (такую семью, какую он хотел бы видеть);

3) выбрать героя, изображающего его и педагога-психолога, а затем составить между ними диалог на любую приглянувшуюся ребенку тему (педагог-психолог и ребенок меняются ролями);

4) включиться в следующую игру и разрешить ситуацию — педагог-психолог имитирует с помощью героев конфликтную ситуацию, актуальную для ребенка в кругу семьи или в группе. Другие варианты: детям, которые находятся в конфликте между собой, предлагается разрешить конфликт — при этом они сами выбирают героев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: