Тематический план занятий по программе коррекции страхов у дошкольников

Тема занятия Задача Содержание

Ориентировочный этап

1. Вводное Познакомить участников друг с другом, формировать ощущение безопасности и доверия, необходимых для дальнейшей работы 1. Ритуал встречи. 2. Знакомство с правилами. 3. Игра с мячом «Съедобное — несъедобное». 4. Подвижная игра «Иголка и нитка». 5. Игра в оркестр с музыкальными инструментами. 6. Ритуал окончания. Релаксация «В сказочном лесу»
2. Вводное (приложение) Формировать ощущение безопасности и доверия, необходимые для дальнейшей работы 1. Ритуал встречи. 2. Игра «Кто позвал?». 3. Упражнение «Покажи руками». 4. Игра «Тропинка». 5. Подвижная игра «Лисонька, где ты?». 6. Ритуал окончания. Релаксация «В сказочном лесу»

Коррекционно-терапевтический этап

3. «Боязливый щенок» Исследовать эмоции у других детей и отразить их в рисунке 1. Ритуал встречи. 2. Беседа «Чего боится щенок». 3. Рисование «Чего боится щенок». 4. Упражнение «Кидаем страхи в корзину». 5. Упражнение «Прогоним страхи щенка». 6. Подвижная игра «Жмурки». 7. Ритуал окончания. Релаксация «В сказочном лесу»
4. «Лесная страшилка» Исследовать абстрактные эмоции, отразить их в рисунке 1. Ритуал встречи. 2. Чтение сказки «Лесная страшилка». 3. Рисование «Кто-то страшный в лесу». 4. Упражнение «Накажем лесные страхи». 5. Игра «Это здорово!». 6. Подвижная игра «Сова». 7. Ритуал окончания. Релаксация «В сказочном лесу»
5. «Мои страхи» Исследовать свои эмоции, отразить их в рисунке, найти пути преодоления страха 1. Ритуал встречи. 2. Беседа «Чего ты боишься». 3. Рисование «Чего я боюсь». 4. Упражнение «Твой страх — это не страх, а вот мой страх — страшнее!». 5. Упражнение «Наказываем страх». 6. Упражнение «Кидаемся страхами». 7. Ритуал окончания. Релаксация «В сказочном лесу»
6. «Поможем Пете прогнать страх» (приложение) Исследовать эмоции у других детей и отразить их в рисунке, найти пути преодоления страха 1. Ритуал встречи. 2. Упражнение «Чего боится Петя». 3. Рисование «Чего боится Петя». 4. Упражнение «Накажем страх Пети». 5. Игра «Это здорово!». 6. Подвижная игра «Тропинка». 7. Ритуал окончания. Релаксация «В сказочном лесу»
7. «Превратим страшное в смешное» Исследовать абстрактные эмоции, отразить их в рисунке, найти пути преодоления страха 1. Ритуал встречи. 2. Чтение сказки «Ночные страхи». 3. Рисование «Чего испугался дракончик Памси». 4. Упражнение «Секрет». 5. Упражнение «Сделаем страшное смешным». 6. Подвижная игра «Волк-волчишко, пусти переночевать». 7. Ритуал окончания. Релаксация «В сказочном лесу»
8. «Мои помощники» Исследовать свои эмоции, отразить их в рисунке, найти пути преодоления страха 1. Ритуал встречи. 2. Беседа «Чего я боялся, когда был маленьким». 3. Рисование «Мои помощники». 4. Упражнение «Это здорово!». 5. Игра на выражение эмоций «Потерялся». 6. Подвижная игра «Кочки на болоте». 7. Ритуал окончания. Релаксация «В сказочном лесу»
9. «Я смелый» Создать новые модели реагирования на прежние стимулы 1. Ритуал встречи. 2. Беседа «Кого или чего я уже не боюсь?». 3. Рисование «Я не боюсь!». 4. Игра «Я смелый». 5. Игра «Смелый путешественник». 6. Упражнение «Поможем бабушке и дедушке». 7. Ритуал окончания. Релаксация «В сказочном лесу»
10. «Я сильный и смелый» Найти новые пути выхода из фрустрирующих ситуаций, создать новые модели поведения, научиться самопомощи 1. Ритуал встречи. 2. Беседа «А что тогда?». 3. Рисование «Комикс вариантов решения истории “Я потерялся в лесу”». 4. Конкурс на самую страшную Темноту. 5. Игра «Грустная темнота». 6. Игра «Развеселим грустную темноту». 7. Ритуал окончания. Релаксация «В сказочном лесу»

Контрольный этап

11. Завершающее (приложение) Закрепить новые модели поведения 1. Ритуал встречи. 2. Упражнение «Неоконченные предложения». 3. Рисование «Моя смелость». 4. Упражнение «Ночные звуки». 5. Упражнение «Потерялся ребенок». 6. Игра «Воздушный пузырь». 7. Ритуал окончания. Релаксация «В сказочном лесу»
12. Итоговое (совместно с родителями) Закрепить новые модели поведения 1. Ритуал встречи. 2. Упражнение «Мостик дружбы». 3. Беседа «Хорошо быть смелым!». 4. Игра с родителями «Путешествие в сказочный лес». 5. Игра «Ехал Грека…». 6. Упражнение «Доброе животное». 7. Подведение итогов занятий. Награждение детей «медалями за смелость»

Периодичность проведения занятий: 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия: 30–60 мин.

Количество человек в группе: 3–7.

Используемые методы:

  • Игровая психотерапия — сюжетно-ролевые игры; игры-драматизации. Цели — помочь ребенку переформировать отношение к травмирующим событиям прошлого и настоящего, конструктивно разрешить какое-либо из актуальных, тревожных переживаний, осознать и отрепетировать позитивные модели поведения, снять избытки торможения, скованности и страхов, возникающих при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию.
  • Беседы. В процессе бесед на темы «Чего ты боишься?», «Чего ты уже не боишься?» дети осознают и вербально проговаривают свои тревоги и страхи, переживают «раскачку страхов и тревог», когда сверстники оспаривают угрожающий образ, приходят к новым убеждениям, что у каждого могут быть свои страхи, тревоги, делятся удачными стратегиями из своего прошлого и настоящего.
  • Арт-терапия. Дает выход чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, позволяет перестроить свое отношение к различным ситуациям и безболезненно соприкоснуться с некоторыми пугающими образами.
  • Психогимнастика. Позволяет преодолеть барьеры в общении, развить лучшее понимание себя и других, снять психическое напряжение, создать возможности для самовыражения.
  • Сказкотерапия. Сказки дают возможность посмотреть со стороны на похожие, негативные истории, но с хорошим концом. Представляя себя на месте сказочного героя, подсказывающего решения вместо того, чтобы осуждать и критиковать, ребенок пытается решить свои проблемы сначала в воображаемом плане, затем в игре и позже в реальной жизни.

Приложение

Конспекты занятий по программе коррекции страхов у дошкольников

ЗАНЯТИЕ 2. ВВОДНОЕ

Цель: формировать ощущение безопасности и доверия, необходимые для дальнейшей работы.

Ход занятия

Ритуал встречи

Дети передают друг другу какой-либо предмет и рассказывают о своей любимой игрушке.

Игра «Кто позвал?»

Цель игры: научиться определять товарища по голосу, закрепить знание имен участников, развить координацию движений.

Инструкция. Играющие сидят. Один из них становится в центре круга и закрывает глаза. Педагог-психолог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто его назвал. Если стоящий в центре угадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибается, то снова закрывает глаза, и игра продолжается.

Другой вариант игры. Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной сидит ребенок с мишкой. Педагог-психолог предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик, и игра продолжается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: