Ответ на вопрос «Какой это вулкан?» отражает некоторые представления ребенка о самом себе. Вариантов может быть очень много — страшный, большой, одинокий, красивый, бурлящий, потухший, впечатляющий и т. п. Как правило, эти эпитеты могут быть прямо перенесены на личностные качества человека: большой он или маленький, действующий или пассивный, опасный или дружелюбный, приятный или нет.
Ответ на вопрос «Как можно помочь вулкану?» сигнализирует о том, каким образом можно облегчить его эмоциональное состояние. Существует несколько наиболее часто встречающихся вариантов ответов.
«Дать ему взорваться, выкипеть, извергнуться» — у испытуемого существует потребность в том, чтобы накопленные переживания были выражены прямо, полностью; их надо с кем-то в диалоге разделить; надо позволить самому себе быть искренним в проявлении эмоций. Надо стать активнее и меньше ориентироваться на возможное осуждение окружающих в случае искреннего выражения эмоций; перестать запрещать себе сдерживаться.
«Охладить его (дождем, облаками, добавить рядом реку)» — ребенку нужно что-то, что поможет снизить интенсивность переживаний. Как правило, он ожидает помощь извне. В отличие от первого варианта, испытуемый не хочет поделиться эмоциями, он хочет их не испытывать.
«Добавить другие вулканы» — ребенок переживает одиночество, чувствует себя брошенным, нуждается в психологически близких отношениях и поддержке.
«Превратить вулкан в место для развлечения и радости (зону аттракционов, экскурсий, сафари-парк
и т. п.)» — испытуемый хочет измениться, стать привлекательным для окружающих, нравиться, активно и позитивно взаимодействовать с другими. Этот вариант особенно характерен для детей, которым не хватает радости и поддержки в семье.
«Позаботиться о нем» (убраться вокруг, сделать все красиво, посадить на его склонах цветы) — прямая потребность в заботе и уходе.
«Ему никак не помочь» — испытуемый переживает жизненную ситуацию как не имеющую выхода; сопротивляется идее помощи и, как правило, не готов к психологическому вмешательству.
Приложение
Примеры рисунков, их интерпретация
Интерпретация рис. 1
Рис. 1. Два вулкана, деревья
Значительное эмоциональное напряжение, в том числе связанное с переживаниями из прошлого. Взрывное, бурное выражение эмоций по поводу прошлого. Менее ясное и яркое — по поводу настоящего (правый вулкан). Травмированность. Поиск поддержки от близких (соседний вулкан). Желание быть услышанным (способ помощи вулкану).
Как ему помочь: надо послушать его. Он извергается, извергается, а все только боятся.
Интерпретация рис. 2
Рис. 2. Вулкан ночью
При высокой внутренней эмоциональности выражение эмоций схематичное, слабое, непонятное, намеками. Психологический запрет на выражение эмоций. Уход в таинственное, потаенность (ночь). Потребность в добром внимании, общении, быть окруженным близкими по духу людьми.
Как ему помочь: посадить цветы и деревья, построить у подножия храм, развести животных, чтобы приходили люди. Поселить людей и сделать его цветущим.
Интерпретация рис. 3
Рис. 3. Дымящийся вулкан
При высокой интенсивности эмоциональных переживаний (в том числе заметная тревожность) их внешнее выражение неполное, осторожное. Признаки травматического опыта в прошлом. Там же — значимая родительская фигура (солнце). Способ помощи вулкану — потребность в общении, поддержке, доброжелательной оценке; склонность к самообвинению.
НА САЙТЕ
e.psihologsad.ru
Также читайте статью
М.В. Войтик, А.В. Поликши «Коррекция эмоциональной лабильности с применением песочной терапии» в электронном журнале № 4, 2015.
Как ему помочь: нужно успокоить вулкан. Ласково поговорить с ним. Дать понять, что своими действиями он доставляет большие неудобства окружающему миру. Чаще приходить к вулкану, обнимать его и разговаривать с ним, чтобы он не чувствовал себя одиноким и не привлекал к себе внимание.
Вернуться в текст
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)
Консультирование
Показатели одаренности ребенка: шпаргалка для педагогов
Татьяна Васильева
доцент БФУ им. Э. Канта, г. Калининград
Одна из задач педагога-психолога в работе с одаренными детьми — создать условия, которые помогут достичь высоких результатов в той деятельности, которая им интересна. Не менее важно рассказать педагогам об особенностях этих детей, дать рекомендации, какие умения и способности необходимо развивать у одаренного ребенка.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, благодаря которому человек достигает более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей.
Одаренный ребенок — это ребенок с яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности
Одаренность объединяет познавательную, эмоциональную, волевую, мотивационную, психофизиологическую и другие сферы психики. Ее признаки могут быть постоянными или временными, явными или скрытыми (потенциальными).
Одаренность может проявляться в виде высокого уровня развития общих или специальных — интеллектуальных, академических, художественных, психомоторных, лидерских, технических — способностей.
Уровни детской одаренности
Одаренность развивается поэтапно и проявляется в психике конкретного ребенка в разной степени и форме.
Выделяют следующие уровни развития одаренности:
1) психический процесс, который:
- дает возможность пробовать себя в разных видах деятельности;
- обусловливает появление избирательного интереса и эмоциональной включенности в деятельность;
- развивается в одаренность, если созданы благоприятные условия;
2) психическое состояние, которое:
- возникает достаточно часто в определенном виде деятельности, закрепляется, становится ярким;
- стимулирует желание постоянно искать и создавать ситуации для его переживания;
3) личностная черта, свойства, которые:
- превратили желание, интерес в единственный смысл жизни;
- стали яркой потребностью творчества в любых ситуациях, любой деятельности.
Одаренность — это уникальное системное качество конкретного ребенка, природная предрасположенность к реализации его психических возможностей в такой форме индивидуального развития, которая оптимальна для выполнения социально значимой деятельности одного или нескольких видов.
Особенности образовательной среды для развития одаренности
Дети с процессуальным уровнем развития одаренности нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы средством раскрытия и развития природных задатков. Ее черты:
- ориентированность на сенсорно-перцептивную сферу ребенка;
- максимальная вариативность, разнообразие (от поделок руками до сочинения сказок и т. д.);
- способность вызывать любопытство, а далее — интерес.
Каждому ребенку в такой образовательной среде взрослые (педагоги, родители) предоставляют возможности и создают условия для того, чтобы попробовать себя в максимальном количестве видов деятельности (в образовательном процессе, кружках, школах искусств и т. д.).
Дети с одаренностью на уровне психического состояния нуждаются в типе образовательной среды, которая служила бы средством, дающим возможность более частого проживания состояния творческого акта. Такая среда должна:
- способствовать обучению операционной деятельности;
- быть насыщенной ситуациями, стимулирующими творческую активность;
- поддерживать развитие творческого мышления;
- способствовать «проживанию состояния успеха».
Дети с личностным уровнем одаренности нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы средством личностного становления и самоутверждения. Ее черты: напряженность, максимальная насыщенность по предметному содержанию и нравственно-этическим ценностям. Она должна:
- удовлетворять потребность ребенка выполнять интересующую его деятельность (формы работы — от индивидуальной до специальных групп и специальных школ);
- быть средством личностного становления и самоутверждения;
- обеспечивать условия для участия в состязаниях, конкурсах, олимпиадах и т. п.
Важно, чтобы ребенок видел, что не один он увлечен деятельностью, чтобы имел возможность реализовать свои личные устремления.
Педагоги, работая с одаренными детьми, должны создать условия, которые максимально способствовали бы проявлению одаренности как становящегося системного качества, раскрытию и оптимальному проявлению природы психики ребенка.
Показатели одаренности ребенка
Показатели одаренности условно можно распределить на пять сфер: интеллектуальная, творчество, общение и лидерство, художественная деятельность, двигательная.