Словесное описание вулкана

Ответ на вопрос «Какой это вулкан?» отражает некоторые представления ребенка о самом себе. Вариантов может быть очень много — страшный, большой, одинокий, красивый, бурлящий, потухший, впечатляющий и т. п. Как правило, эти эпитеты могут быть прямо перенесены на личностные качества человека: большой он или маленький, действующий или пассивный, опасный или дружелюбный, приятный или нет.

Ответ на вопрос «Как можно помочь вулкану?» сигнализирует о том, каким образом можно облегчить его эмоциональное состояние. Существует несколько наиболее часто встречающихся вариантов ответов.

«Дать ему взорваться, выкипеть, извергнуться» — у испытуемого существует потребность в том, чтобы накопленные переживания были выражены прямо, полностью; их надо с кем-то в диалоге разделить; надо позволить самому себе быть искренним в проявлении эмоций. Надо стать активнее и меньше ориентироваться на возможное осуждение окружающих в случае искреннего выражения эмоций; перестать запрещать себе сдерживаться.

«Охладить его (дождем, облаками, добавить рядом реку)» — ребенку нужно что-то, что поможет снизить интенсивность переживаний. Как правило, он ожидает помощь извне. В отличие от первого варианта, испытуемый не хочет поделиться эмоциями, он хочет их не испытывать.

«Добавить другие вулканы» — ребенок переживает одиночество, чувствует себя брошенным, нуждается в психологически близких отношениях и поддержке.

«Превратить вулкан в место для развлечения и радости (зону аттракционов, экскурсий, сафари-парк
и т. п.)»
— испытуемый хочет измениться, стать привлекательным для окружающих, нравиться, активно и позитивно взаимодействовать с другими. Этот вариант особенно характерен для детей, которым не хватает радости и поддержки в семье.

«Позаботиться о нем» (убраться вокруг, сделать все красиво, посадить на его склонах цветы) — прямая потребность в заботе и уходе.

«Ему никак не помочь» — испытуемый переживает жизненную ситуацию как не имеющую выхода; сопротивляется идее помощи и, как правило, не готов к психологическому вмешательству.


Приложение

Примеры рисунков, их интерпретация

Интерпретация рис. 1

Рис. 1. Два вулкана, деревья

Значительное эмоциональное напряжение, в том числе связанное с переживаниями из прошлого. Взрывное, бурное выражение эмоций по поводу прошлого. Менее ясное и яркое — по поводу настоящего (правый вулкан). Травмированность. Поиск поддержки от близких (соседний вулкан). Желание быть услышанным (способ помощи вулкану).

Как ему помочь: надо послушать его. Он извергается, извергается, а все только боятся.

Интерпретация рис. 2

Рис. 2. Вулкан ночью

При высокой внутренней эмоциональности выражение эмоций схематичное, слабое, непонятное, намеками. Психологический запрет на выражение эмоций. Уход в таинственное, потаенность (ночь). Потребность в добром внимании, общении, быть окруженным близкими по духу людьми.

Как ему помочь: посадить цветы и деревья, построить у подножия храм, развести животных, чтобы приходили люди. Поселить людей и сделать его цветущим.

Интерпретация рис. 3

Рис. 3. Дымящийся вулкан

При высокой интенсивности эмоциональных переживаний (в том числе заметная тревожность) их внешнее выражение неполное, осторожное. Признаки травматического опыта в прошлом. Там же — значимая родительская фигура (солнце). Способ помощи вулкану — потребность в общении, поддержке, доброжелательной оценке; склонность к самообвинению.

НА САЙТЕ

e.psihologsad.ru

Также читайте статью
М.В. Войтик, А.В. Поликши «Коррекция эмоциональной лабильности с применением песочной терапии» в электронном журнале № 4, 2015.

Как ему помочь: нужно успокоить вулкан. Ласково поговорить с ним. Дать понять, что своими действиями он доставляет большие неудобства окружающему миру. Чаще приходить к вулкану, обнимать его и разговаривать с ним, чтобы он не чувствовал себя одиноким и не привлекал к себе внимание.

Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Консультирование

Показатели одаренности ребенка: шпаргалка для педагогов

Татьяна Васильева
доцент БФУ им. Э. Канта, г. Калининград





Одна из задач педагога-психолога в работе с одаренными детьми — создать условия, которые помогут достичь высоких результатов в той деятельности, которая им интересна. Не менее важно рассказать педагогам об особенностях этих детей, дать рекомендации, какие умения и способности необходимо развивать у одаренного ребенка.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, благодаря которому человек достигает более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей.

Одаренный ребенок — это ребенок с яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности

Одаренность объединяет познавательную, эмоциональную, волевую, мотивационную, психофизиологическую и другие сферы психики. Ее признаки могут быть постоянными или временными, явными или скрытыми (потенциальными).

Одаренность может проявляться в виде высокого уровня развития общих или специальных — интеллектуальных, академических, художественных, психомоторных, лидерских, технических — способностей.

Уровни детской одаренности

Одаренность развивается поэтапно и проявляется в психике конкретного ребенка в разной степени и форме.

Выделяют следующие уровни развития одаренности:

1) психический процесс, который:

  • дает возможность пробовать себя в разных видах деятельности;
  • обусловливает появление избирательного интереса и эмоциональной включенности в деятельность;
  • развивается в одаренность, если созданы благоприятные условия;

2) психическое состояние, которое:

  • возникает достаточно часто в определенном виде деятельности, закрепляется, становится ярким;
  • стимулирует желание постоянно искать и создавать ситуации для его переживания;

3) личностная черта, свойства, которые:

  • превратили желание, интерес в единственный смысл жизни;
  • стали яркой потребностью творчества в любых ситуациях, любой деятельности.

Одаренность — это уникальное системное качество конкретного ребенка, природная предрасположенность к реализации его психических возможностей в такой форме индивидуального развития, которая оптимальна для выполнения социально значимой деятельности одного или нескольких видов.

Особенности образовательной среды для развития одаренности

Дети с процессуальным уровнем развития одаренности нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы средством раскрытия и развития природных задатков. Ее черты:

  • ориентированность на сенсорно-перцептивную сферу ребенка;
  • максимальная вариативность, разнообразие (от поделок руками до сочинения сказок и т. д.);
  • способность вызывать любопытство, а далее — интерес.

Каждому ребенку в такой образовательной среде взрослые (педагоги, родители) предоставляют возможности и создают условия для того, чтобы попробовать себя в максимальном количестве видов деятельности (в образовательном процессе, кружках, школах искусств и т. д.).

Дети с одаренностью на уровне психического состояния нуждаются в типе образовательной среды, которая служила бы средством, дающим возможность более частого проживания состояния творческого акта. Такая среда должна:

  • способствовать обучению операционной деятельности;
  • быть насыщенной ситуациями, стимулирующими творческую активность;
  • поддерживать развитие творческого мышления;
  • способствовать «проживанию состояния успеха».

Дети с личностным уровнем одаренности нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы средством личностного становления и самоутверждения. Ее черты: напряженность, максимальная насыщенность по предметному содержанию и нравственно-этическим ценностям. Она должна:

  • удовлетворять потребность ребенка выполнять интересующую его деятельность (формы работы — от индивидуальной до специальных групп и специальных школ);
  • быть средством личностного становления и самоутверждения;
  • обеспечивать условия для участия в состязаниях, конкурсах, олимпиадах и т. п.

Важно, чтобы ребенок видел, что не один он увлечен деятельностью, чтобы имел возможность реализовать свои личные устремления.

Педагоги, работая с одаренными детьми, должны создать условия, которые максимально способствовали бы проявлению одаренности как становящегося системного качества, раскрытию и оптимальному проявлению природы психики ребенка.

Показатели одаренности ребенка

Показатели одаренности условно можно распределить на пять сфер: интеллектуальная, творчество, общение и лидерство, художественная деятельность, двигательная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: