Психологически безопасной образовательную среду можно считать, если большинство субъектов удовлетворены ее характеристиками и защищены от психологического насилия

Заместитель заведующего: Существуют какие-либо признаки, по которым можно судить о психологическом здоровье педагога?

Педагог-психолог: Существует два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье человека:

  • позитивное настроение, в котором находится человек;
  • высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и др.

Уровень психических возможностей связан с наследственными факторами (особенностями нервной системы). Одни из нас по своей природе очень возбудимы и поэтому сильнее подвержены нервным срывам, а другие мало волнуются и быстро выходят из негативного состояния. Психические возможности зависят от умения человека управлять своими состояниями и становятся ведущим показателем психологического здоровья. Но психологическая безопасность образовательного процесса — это не только состояние педагога, но и защищенность ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

Заместитель заведующего: Поскольку психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня в условиях реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы2 забота о психологической безопасности и здоровье воспитанников становится обязательным требованием в работе каждой ДОО. Современный детский сад должен стать пространством полноценного взросления, благоприятной средой для успешных, счастливых и здоровых детей.

Обоснованы ли опасения, что порой именно образовательная среда может являться источником психологических угроз, провоцирующих тревожность, агрессию, асоциальное поведение, снижение интереса к процессу познания? Ведь очевидно, что ни один работник ДОО сознательно не стремится отбить у ребенка тягу к познанию, снизить его веру в себя.

Педагог-психолог: Конечно, обоснованы. Каждая семья может назвать хотя бы один случай, когда педагог положительно или негативно повлиял на ребенка: на желание посещать детский сад, на его мотивацию обучения в школе и т. п.

По данным социологических исследований, до 75% родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Их волнуют конфликтные отношения детей друг с другом и с воспитателями. Беспокоит, что педагоги не уделяют должное внимание правам и достоинствам ребенка. Они хотят быть уверенными в том, что ребенка в детском саду понимают, принимают и любят вне зависимости от успехов.

Еще острее встает проблема деструктивного влияния на психику дошкольника со стороны сверстников и манипулятивных воздействий со стороны педагогов.

Заместитель заведующего: Насколько оправданы эти опасения?

Педагог-психолог: Многие из нас могли бы привести доказательства негативного влияния педагога на жизненное благополучие и здоровье ребенка исходя из собственного профессионального опыта. За психологической консультацией часто обращаются люди по поводу тревожащих невротических снов, которые повторяются, выбивают из сил, лишают покоя, угнетают и ухудшают самочувствие. Зачастую корни этих проблем уходят глубоко в детство. Сны могут быть связаны с образом конкретного педагога, который когда-то травмировал психику ребенка.

Заместитель заведующего: В детский сад за помощью обратилась мама, заметившая, что ее ребенок во сне вздрагивает и произносит имя воспитателя.

Педагог-психолог: Конечно, педагоги-психологи в ДОО помогают в таких случаях. Но разве о таком влиянии воспитателя на ребенка говорит древняя мудрость: «Учитель — ты судьба для несмышленыша»?

Заместитель заведующего: Психологические угрозы, в отличие от экологических, террористических, менее «видимы» и по-разному воздействуют на психику. Поэтому то, что кажется совершенно нормальным или безопасным для одного — для другого может иметь разрушительное влияние.

Педагог-психолог: Даже самые близкие люди порой становятся друг для друга источником страданий и слез. Так и в детском саду — самый озабоченный развитием и обучением ребенка человек, воспитатель, становится иногда причиной детского энуреза, невроза, ненависти к учению, неверию в себя.

Заместитель заведующего: Что может разрушительно действовать на психику ребенка в детском саду?

Педагог-психолог: Это и так называемый педагогический крик. Крик педагога — своеобразный способ установить контакт с ребенком.

Заместитель заведующего: Несмотря на общеизвестную истину «убедительность педагога не пропорциональна громкости его голоса», отдельные воспитатели применяют крик в педагогическом общении. Горечью и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога Василия Сухомлинского, которые посвящены учительскому крику: «Будьте осторожны, чтобы слово не стало кнутом, который, дотрагиваясь до нежного тела, обжигает, оставляя на всю жизнь шероховатые шрамы».

Почему воспитатель кричит? К сожалению, не только кричит, а использует выражения: «Куда ты прешься?», «Что ты вылупился?», «Задолбали уже».

Педагог-психолог: Большинство из нас могут сразу ответить — потому что воспитатель осознает свою неспособность повлиять на ребенка и добиться того, что ему нужно. Это реакция бессилия. Устрашающий крик вызывает сильное торможение в коре головного мозга, кричать на детей — значит разрушать их психику.

Назову причины крика педагогов на детей:

1. Педагогические. Главная из них — это недостаток педагогического мастерства и общей культуры воспитателя, неумение организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

2. Социально-психологические. Для многих педагогов возможность покричать на своих подопечных — проверенный и надежный способ нормализации психического состояния. Австрийский психолог, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд выявил, что агрессия часто перемещается на безобидные объекты, которые не могут ответить ее носителю.

Поскольку наказание запрещено законом, в сложной ситуации многие педагоги просто кричат на детей, проявляя вербальную агрессию, которая и есть эквивалент физического наказания. Социальная незащищенность, психологическая усталость, семейные неурядицы, страх оказаться несостоятельным в глазах коллег — истинные причины педагогического крика.

3. Физиологические. Не последнюю роль в педагогическом крике занимает сексуальная неудовлетворенность.

Заместитель заведующего: Как педагогу преодолеть такой стиль общения с детьми? Ведь он может стать пагубной привычкой и нанести урон обеим сторонам.

Педагог-психолог: Во многих ДОО практикуют тренинги для снятия напряжения. Есть специально оборудованные комнаты психологической разгрузки, которые помогают справиться с нарастающей усталостью и напряжением. Правильно организованный режим труда и отдыха — залог психического здоровья человека.

Заместитель заведующего: Предлагаю провести дополнительное исследование по изучению психологической безопасности образовательного процесса в нашем детском саду, чтобы создать благоприятные условия для формирования физического и психического здоровья воспитанников.

Рефлексия

Вопросы для обсуждения:

  • Насколько тема педагогического совета интересна и важна для вас?
  • Что больше всего запомнилось?
  • О чем бы вы хотели узнать подробнее?
  • Какой информации вам не хватило?

1 Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002.>>Вернуться в текст

2 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013–2020 годы».>>Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Психологическая диагностика

Проективная рисуночная методика «Вулкан»

Александра Фокина
доц. каф. возрастной психологии МГППУ, методист психологической службы ГБОУ СОШ № 1466 ­им. Надежды Рушевой, Москва




Проективная рисуночная методика «Вулкан» позволяет получить сведения об интенсивности и характере эмоциональных переживаний испытуемого, его способности адекватно выражать эмоции. Используйте ее как самостоятельный психодиагностический инструмент и в составе комплексного обследования.

Методика «Вулкан» — одна из интересных, но малоизвестных проективных рисуночных техник в работе педагога-психолога. Ее цель: диагностика эмоциональной сферы детей и подростков. Проводить методику можно с детьми начиная с 5 лет.

Подготовка к диагностике

Чтобы получить достоверные результаты, перед диагностикой установите контакт с испытуемым, создайте доброжелательную атмосферу — для этого придерживайтесь рекомендаций.

Беседа должна проходить в комфортном пространстве, не на бегу, ее не должны слышать, наблюдать, прерывать другие люди (за исключением случаев, когда ребенок попросит, чтобы на консультации присутствовал его родитель).

Если это первая встреча — представьтесь. Коротко, но понятно объясните свои профессиональные задачи. Если вы уже работали с испытуемым, то расскажите ему, какую цель преследует эта встреча, например: «Мы попробуем понять, как сделать твою жизнь более радостной». Сориентируйте его по времени, например: «У нас есть полчаса».

Ответьте на все вопросы относительно процедуры и результата диагностики, например: «Я хочу предложить тебе сделать один тест. В нем надо порисовать. Вот есть листы, вот карандаши. Я тебе сегодня расскажу, что означает твой рисунок. Сделаешь?».

Если ваш ответ на вопрос(ы) может снизить достоверность данных, например, «А вулкан что означает?», дайте сначала общий ответ, а разъяснения — после завершения диагностической процедуры, например: «Эта методика про некоторые твои особенности, я тебе обязательно все расскажу подробно, когда мы закончим». Если ребенок отказывается от выполнения методики, не настаивайте.

Процедура диагностики

Как и другие проективные методы, методика «Вулкан» проводится индивидуально.

Предложите ребенку лист А4, 12-цветный набор карандашей и дайте инструкцию: «Нарисуй вулкан».

Время на выполнение методики не ограничивайте.

На уточняющие вопросы: «какой?», «какого размера?», «можно ли раскрашивать?», отвечайте таким образом, чтобы не оказать никакого влияния на будущий рисунок, например: «Как тебе захочется», «Совершенно любой», «Как угодно» и т. п.

После того как испытуемый выполнит рисунок, попросите его ответить на вопросы: «Какой это вулкан? Как можно помочь вулкану?». Если у него возникают вопросы («как это — помочь?», «зачем?» и т. п.), предложите дать любой ответ — все, что приходит в голову.

В течение этой встречи дайте обратную связь — расскажите об основных выявленных тенденциях. При этом используйте понятную испытуемому лексику. Например: «Ты чем-то похож на этот вулкан. Когда ты злишься, ты кипишь, кричишь, может быть, даже что-то пинаешь или бросаешь»; «В твоем внутреннем мире накопилось очень много разных чувств. Я вижу тут и тревогу, и злость, и усталость. Но почему-то ты никак это не показываешь другим людям».

Интерпретация рисунка

Примеры рисунков и их интерпретация приведены в приложении.

Изображение вулкана и его описание символически отражают эмоциональность испытуемого.

При интерпретации вы анализируете:

  • сам вулкан;
  • извержение;
  • дополнительные детали;
  • расположение рисунка на листе;
  • цветовую гамму;
  • словесное описание вулкана.

Вулкан

Изображение вулкана (гора, возвышенность) характеризует уровень эмоциональности испытуемого. В первую очередь вы интерпретируете размер вулкана.

Чем крупнее вулкан, тем более эмоционален автор рисунка. Условно «нормальным» (средним, типичным) является изображение вулкана примерно на 1/2 листа.

Вулкан, занимающий 2/3 листа и более, служит признаком высокой эмоциональности: ребенок переживает интенсивные эмоции, обладает сильной внутренней реакцией на происходящие события.

Вулкан, размеры которого менее 1/3 листа, указывает или на невысокую эмоциональность, малый отклик внешних событий во внутренней жизни испытуемого, или на наличие «психологического запрета» на эмоции. Подобный «запрет» складывается под влиянием воспитания, опыта. Как правило, это неосознаваемое желание избежать эмоций — всех или некоторых, например гнева. Анализируя изображение вулкана, обратите внимание на характер линий. Мелкая штриховка, исправления, перерисовывания указывают на тревожность; крупные штрихи — на импульсивность. Сильный нажим, жирные линии рисунка свидетельствуют о напряжении, стремлении к доминированию; слабый нажим, еле заметные линии — о робости, чувстве незащищенности.

Извержение

Извержение отражает специфику выражения эмоций вовне.

Извержение лавы вверх и в стороны — показатель того, что испытуемый открыто, ясно и бурно выражает свои переживания и чувства.

Лава, текущая вниз по вулкану, символически отражает сильные переживания, которые глубоко задели ребенка, его травматический эмоциональный опыт. Это эмоциональные события, к которым он бессознательно возвращается снова и снова.

Если вулкан извергает только дым или пар — испытуемый в некоторой мере проявляет свои эмоции, но делает это не прямо, не в полной мере, неконгруэнтно. То есть реально переживаемое и внешне выражаемое не вполне или вообще не совпадают.

Отсутствует извержение — знак того, что испытуемый вообще не показывает свои чувства.

Используя эту методику, вы можете встретить рисунки, на которых жерло вулкана покрыто льдом или заснежено. Это символическое выражение «замороженной эмоциональности», запрета на эмоции, их вытеснения из сознания.

Достаточно часто в рисунках извергающихся вулканов встречаются летящие в разные стороны камни. Это показатель определенных разрушительных тенденций, что характерно для агрессивных людей, а также для тех, кто пережил жизненные события и оценивает их как удары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: