Пространственное расположение и цветовая гамма
Пространственное расположение рисунка и его цветовую гамму анализируйте традиционным образом.
Смещение рисунка от центра влево — указатель ориентации на прошлое; вправо — на будущее. Верхняяи нижняя части листа символизируют соответственно осознанные и бессознательные переживания. Верхняя часть листа также показывает переживания испытуемого, связанные с широким социумом, нижняя — с семьей.
Интерпретируя рисунок, обратите внимание, есть ли различия в технике и деталях изображения правой и левой, нижней и верхней частей рисунка. Более детализированные фрагменты рисунка указывают на большую насыщенность переживаний (например, в прошлом). Проанализируйте, не концентрируются ли признаки переживаний негативных эмоций в какой-либо части рисунка — на это указывают штриховки, перерисовывания, определенные цвета.
Цвета, использованные ребенком, дают некоторые сведения о его эмоциональности:
- красный — напор, страстность, демонстративность, агрессия;
- оранжевый — чувство небезопасности;
- желтый — оптимизм, инфантильность (один из предпочитаемых цветов, что для дошкольного возраста естественно);
- зеленый — уравновешенность;
- синий — «мужские» черты характера: независимость, самоконтроль, рациональность;
- фиолетовый — тревога, тяга к мистике;
- черный — протест, пессимизм, усталость.
Одноцветные рисунки — показатель «страха самопредъявления», т. е. ребенок не хочет показывать истинные мысли и чувства.
Невозможное в реальности использование цвета, например черный кактус, кактус в клеточку, указывает на неадекватность эмоциональных реакций.
Чтобы вынести окончательное суждение об эмоциональном состоянии ребенка, недостаточно опираться только на использованные в рисунке цвета. Обследование должно носить комплексный характер, сочетать несколько видов методик.