Упражнение «Обзывалки»

Предложите педагогам по кругу обзывать друг друга… хорошими добрыми словами и фразами, но с соответствующей таким случаям интонацией. Например: «Какая вы сегодня красивая!», «Вы такая замечательная!».

Вывод, к которому необходимо подвести педагогов. В результате конфликтной ситуации, если дело дошло до оскорблений, надо сказать в ответ хорошее доброе слово или сделать комплимент. Этим можно на время обезоружить разгневанного собеседника.

Упражнение «Претензии»

Причины конфликтов между педагогом и родителями различны: родитель не удовлетворен положением ребенка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией образовательного процесса и т. д. Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Поделите участников на две команды. Одна команда пишет претензии родителей к воспитателям; другая — претензии воспитателей к родителям. Обсудите результат работы.

Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями?»

Разделите группу на две команды. Задача первой — подобрать аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы. Задача второй — подобрать аргументы в пользу того, что конфликты в общении с родителями необходимы. Время на работу — 5 мин. Обсудите положительные и отрицательные стороны конфликта.

Вывод. Конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.

Обсуждение упражнения «Яблоко и червячок»

Профессиональное общение в системе «педагог — родитель» таит в себе ряд конфликтных ситуаций, поэтому умение грамотно выбрать стратегию поведения для воспитателя очень важно. Предложите педагогам обсудить пять способов выхода из конфликтных ситуаций (табл. 2).

Таблица 2

Способы выхода из конфликтных ситуаций

Способ Характеристика
Конкуренция (соревнование) Внимание сосредоточено только на своих интересах. Интересы партнера полностью игнорируются
Избегание (уклонение) Внимание отсутствует как к своим интересам, так и к интересам партнера
Компромисс Каждой стороной достигается «половинчатая» выгода
Приспособление Повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным
Сотрудничество Стратегия, которая позволяет учесть интересы обеих сторон

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективные способы выхода из конфликтной ситуации — компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны. Предложите педагогам найти для каждого способа плюсы и минусы.

После обсуждения вернитесь к упражнению «Яблоко и червячок» и попросите участников соотнести их ответы со способами выхода из конфликтной ситуации.

Тест «Конфликтная ли вы личность»

Инструкция. Сейчас у вас есть возможность проверить, насколько легко вы можете вступить в конфликт. Выберите по одному ответу на каждый вопрос.

1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

a) не принимаю участия;
б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
в) активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя.

2. Выступаете ли на собраниях с критикой руководства?

a) нет;
б) только если имею для этого веские основания;
в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

a) только если это люди необидчивые;
б) лишь по принципиальным вопросам;
в) споры — моя стихия.

4. Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как вы реагируете, если кто-то лезет в обход?

a) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
б) делаю замечание;
в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

5. Дома на обед подали недосоленное блюдо (готовили не вы). Ваша реакция?

a) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
б) молча возьму солонку;
в) не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу…

a) с возмущением посмотрю на обидчика;
б) сухо сделаю замечание;
в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась…

a) промолчу;
б) ограничусь коротким тактичным комментарием;
в) устрою скандал.

8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?

a) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово, никогда больше не участвовать в ней;
б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш; в) проигрыш надолго испортит настроение.
















Анализ результатов

Подсчитать общее количество баллов исходя из ключа: ответы «а» — 4 балла, «б» — 2, «в» — 0.

От 22 до 32 баллов — вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.

От 12 до 20 баллов — вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая, как это отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 баллов — споры и конфликты — воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но, если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика — ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходиться тем, кто рядом с вами — на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь перебороть свой вздорный характер.

Завершающий круг, чаепитие

Вернуться в текст

Приложение 2

Психологическая гостиная «Я счастливая!»

Ход встречи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: