Тема | Время проведения | Задачи | Форма проведения |
1. «Дерево пожеланий» | Сентябрь | Установить доброжелательную атмосферу между участниками занятия; выяснить профессиональные проблемы педагогов; развить творческий потенциал; снять эмоциональное напряжение | Тренинг с использованием арт-терапевтической методики «Рисуем деревья с помощью коктейльных трубочек» |
2. «Мое Я» | Октябрь | Изучить личностные особенности участников; создать условия для личностного роста, мотивировать к самопознанию, выработке формул позитивного мышления | Тренинг с элементами арт-терапии |
3. «Педагог — профессия творческая» | Ноябрь | Развить профессиональное самосознание, творческий потенциал, коммуникативную компетентность педагогов; развить творческие способности через необычные способы применения обычных вещей | Круглый стол, мастер-класс по изготовлению паспарту1 |
4. «Как-то зимним вечерком» | Декабрь | Сплотить коллектив, развить коммуникативные навыки; создать положительный эмоциональный настрой | Круглый стол |
5. «Стремимся к бесконфликтному общению» (приложение 1) | Январь | Дать информацию о конфликтных ситуациях; способах разрешения конфликтов; развить коммуникативную компетентность педагогов; обучить конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций | Круглый стол |
6. «Улыбнись! И тебе улыбнуться в ответ» | Февраль | Дать возможность осознать свою индивидуальность; помочь наладить эффективное взаимодействие с окружающими; скорректировать эмоциональное отношение педагогов к себе; найти резервы работы | Тренинг на повышение самооценки и уверенности в себе |
7. «Я счастливая!» (приложение 2) | Март | Создать положительный эмоциональный настрой и атмосферу в группе; активизировать и сблизить педагогов; уменьшить психическое напряжение; повысить уверенность педагогов в себе | Тренинг уверенности в себе |
8. «Я хочу, я могу, я умею» | Апрель | Скорректировать эмоциональное отношение педагогов к себе; найти резервы работы | Тренинг на повышение самооценки и уверенности в себе |
9. «Мечты о лете» (приложение 3) | Май | Обучить навыкам саморегуляции и расслабления; сформировать положительное эмоциональное состояние педагогов | Тренинг с элементами арт-терапии и релаксации |
Количество участников — 10–12.
Взаимодействие с участниками включают разные формы работы, каждая из которых выполняет свои функции.
Деловые игры и упражнения помогают снять психическую напряженность, усиливают чувство собственной значимости, развивают навыки эффективной коммуникации и взаимодействия.
Игровые формы работы стабилизируют самооценку, устраняют чувство одиночества, развивают способности к осознаванию и отреагированию важнейших чувств, связанных с изменением взаимоотношений в семье, коллективе, обществе. Кроме того, игра развивает:
- вербальную активность — умения сформулировать мысль и использовать ее в качестве диалога;
- невербальные средства общения — коммуникации без слов, при помощи «прочтения» мимики, жестов, пространственного расположения партнеров друг относительно друга и т. п.
Арт-терапевтические техники создают условия для самопознания, саморазвития и творческого самовыражения.
Психогимнастические упражнения способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослабляют его психическую напряженность.
Релаксационные методики снимают эмоциональное напряжение, способствуют саморегуляции, мышечному расслаблению и в результате — позитивному самовосприятию.
Аутотренинг способствует самовнушению положительных установок, направленных на личностное и профессиональное развитие.