Замещение — это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными.
Ваши задачи на этом этапе:
- развить умение детей устанавливать отношение «обозначаемое — обозначающее»;
- познакомить со способами замещения и его принципом — заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы;
- обогатить опыт замещения объектов.
В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине.
Научите подбирать заместители и разыгрывать с ними основные действия.
Когда дети освоят действия с заместителями, перейдите к разыгрыванию с их помощью простых сюжетов. Для начала это могут быть бытовые сюжеты, знакомые ребенку по собственному опыту, а затем — разыгрывания с заместителями русских народных сказок. Вы медленно читаете сказку, а ребенок (дети) в это время разыгрывает ее. При этом очень важно, чтобы он понимал принцип замещения. Поэтому до начала разыгрывания обсудите, какой заместитель и почему замещает тот или иной объект сказки.
|
|
На этом этапе вы формируете у детей умение строить простейшие предметные модели.
Самый простой вид наглядных моделей — модель сериационного ряда, в котором предметы упорядочены по определенному признаку. Используйте эту модель, чтобы разыгрывать сказки «Репка» и «Теремок». Для сказки «Репка» нужен оранжевый кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей (рис. 1).
Рис. 1. Наглядная модель к сказке «Репка»
В сказке «Теремок» заместителями героев также могут быть полоски разной длины.