Главное, что нужно донести до детей, — когда секрет становится проблемой, это уже не секрет. Это повод поговорить со взрослым о своем беспокойстве

В чем опасность послушания

У ребенка создается впечатление, что в этом мире взрослым дозволено все. Многих детей воспитывают в духе полного подчинения и послушания взрослым: «Слушайся взрослых!», «Не спорь!», «Старшие лучше знают!», «Делай, как я сказал!» Пока он маленький и слабый, то полностью в их власти, и единственный способ им понравиться — быть покорным, делать, что скажут, не задумываясь. Даже если что-то не нравится, неприятно и больно, следует молчать и выполнять — ведь взрослые лучше знают.

Подобные установки не проясняют деталей и могут нанести вред ребенку. Например: «Нужно слушаться взрослых». Каких именно взрослых? В чем именно слушаться? Всегда ли взрослые правы? Или: «Старшие лучше знают». Что конкретно они лучше знают? Например, что знают про меня? А старшеклассник в соседней квартире тоже старший? Именно через такие неконкретные установки ребенок становится уязвимым для людей, психически нездоровых, опасных или асоциальных.

Объясните родителям: важно говорить с ребенком о том, как ему быть в каждом конкретном случае взаимодействия со взрослыми и детьми, детально обсуждать с ним ситуацию, контекст, действия участников. Так ребенок:

  • научится опираться на свое мнение;
  • приобретет навык отстаивать свою позицию;
  • будет чувствовать, что он так же важен, как и другие люди, включая взрослых, это вселит в него уверенность;
  • будет знать, что имеет право сомневаться в правоте других.

Родителям необходимо внимательно слушать, что говорит им сын или дочь. Не спешить опровергать или высмеивать его точку зрения. Уважать дела и чувства ребенка, это поможет ему сформировать адекватную самооценку, развить чувство собственного достоинства и понимание личных границ.

Обеспечив ребенка нужными знаниями, воспитав его в уважении и доверии, родители уберегут его от сексуального домогательства: он научится оценивать происходящее («происходит что-то ненормальное»), сможет дать понять потенциальному насильнику, что ему не нравится и он не желает продолжать, позовет на помощь и обо всем расскажет, а не спрячет в себе.

1 По материалам Центра помощи пережившим сексуальное насилие «Сестры», г. Москва.>>Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Психологическая диагностика

Как выявить проблемы во взаимодействии сверстников

Мария Бойко
педагог-психолог, воспитатель МБДОУ детский сад № 117, город Владивосток




Ребенок должен получать удовольствие от нахождения в детском коллективе, обществе сверстников, иначе во взрослом возрасте может стать социопатом. Выявить в группах детского сада трудности во взаимодействии детей, а затем разработать программу коррекционной работы, — задача психолога. Расскажем, как это сделать.

Эмпатия — условие, которое необходимо для совместной деятельности детей. Основа эмпатии — уметь распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в разных ситуациях, находить адекватные способы воздействия. Важное средство, с помощью которого развивают эмпатию, — театрализованная деятельность. Игра «в театр» помогает детям накапливать опыт проживания различных ситуаций, испытывать разнообразные чувства и эмоции, учит сопереживанию, сочувствию и сотворчеству. Чтобы выявить уровень взаимоотношений в группе, проблемы во взаимодействии сверстников, используйте:

  • практические наблюдения за детьми — в младшей группе;
  • методику «Расскажи по картинке» — в средней группе;
  • методики «Выбор в действии» (игра «Подари своему лучшему другу»), «Каков ребенок во взаимоотношении с окружающими людьми» — в старшей группе.

Психодиагностику проводите в начале и в конце учебного года.

Выявленные проблемы во взаимодействии дошкольников поможет скорректировать программа театрализованной деятельности с детьми 5–6 лет «Взаимодействие со сверстниками средствами театра». Тематический план приведен в приложении 1.

Практические наблюдения за детьми в младшей группе

Чтобы выявить уровень развития взаимодействия детей со сверстниками, проведите в течение месяца четыре наблюдения. Цель — оценить взаимодействие детей со сверстниками в процессе различных игр.

Наблюдение 1. Предложите детям выбрать игру по интересам (игровые зоны) и поиграть.

Наблюдение 2. Предложите воспитанникам поиграть в игру «Водитель и пассажиры».

Наблюдение 3. Оцените взаимодействие детей во время игры в кукольном уголке.

Наблюдение 4. Оцените взаимодействие детей во время игры в уголке ряжения.

В процессе наблюдений обратите внимание на продолжительность игры, характер общения — дети играют поодиночке или по группам, договариваются друг с другом о правилах игры и следуют им или конфликтуют (ссорятся и дерутся) и т. п.

Примеры из практики

Игра по интересам. В сентябре: дети разошлись по группам по интересам и начали играть. Игра носила непродолжительный характер: происходил конфликт по какой-либо причине (ссора, драка), или дети играли поодиночке — долго одному играть не интересно, а вместе не умели.

В марте: игра носила продолжительный характер. Дети договаривались друг с другом о правилах игры и старались их выполнять. Играли небольшими группами по 3–4 человека. Общение носило живой эмоциональный характер.

Игра «Водитель и пассажиры». В сентябре: дети с большим желанием садились в автобус. Рустам (водитель) сидел за рулем и всем видом показывал, что ведет автобус. Игра продолжалась некоторое время. Дети не общались. Спустя время они вышли из автобуса и начали другую игру.

В марте: дети поехали на автобусе по своим делам. Максим (водитель) объявлял пассажирам остановки. После того как дети вышли из автобуса, Сева подошел к Максиму и сказал, что теперь он будет водителем. Максим согласился с ним, и игра продолжилась. В отличие от ситуации в сентябре дети научились договариваться. Сюжет в процессе игры развивался. Игра стала более продолжительной.

Игра в кукольном уголке. В сентябре: в уголке играли четыре девочки с игрушечной посудой. Они взяли всю посуду и расставили ее на столе. Сидя за столом, имитировали движения: кто-то ел, кто-то варил суп. Но каждая сама по себе, молча.

В марте: в уголке играли три девочки и один мальчик. Максим — папа, Аня — мама (хозяйка). Она накрывала на стол. Ставила столько чашек и блюдец, положила столько ложечек, сколько у нее детей. Проверила, всем ли поставила: «Чашка — Максиму, чашка — Ульяне, чашка — Даше, чашка — мне». Затем Аня сообщила участникам игры, что они будут есть торт с орехами, который она сама испекла. Дети имитировали поглощение пищи, смеялись, смотрели друг на друга — кто как ел. После чего Максим сказал: «Спасибо, я наелся, пойду на работу». По сравнению с ситуацией в сентябре игра была продолжительной, носила дружеский характер. У детей наблюдалась свободная выразительная речь.

Игра в уголке ряжения. Играли Эля и Даша. В сентябре: Эля расчесала Даше волосы. Девочки достали все предметы из шкафа и стали их рассматривать. На этом игра закончилась. Воспитатель напомнил девочкам, что в уголке ряжения надо навести порядок.

В марте: Даша сделала Эле прическу, достала духи и надушила подругу. Затем она предложила Эле нарядиться в сарафаны и платочки и пойти на концерт. На концерте наряженные девочки весело танцевали, пели песню, читали стихи. К ним присоединились зрители. По сравнению с ситуацией в сентябре игра получила веселое продолжение.

Методика «Расскажи по картинке» для средней группы

Развитие речи ребенка влияет на характер его общения со сверстниками. Правильно говорящий, умеющий играть ребенок обычно хорошо понимает сверстника и быстро вступает с ним в контакт.

Цель методики: определить активный словарный запас ребенка.

Инструкция. Покажите ребенку серию картинок. Дайте ему две минуты, чтобы он внимательно их рассмотрел. Затем попросите его: «Расскажи (сказочному герою Пятачку), что ты увидел на картинке». Рисунки к методике «Расскажи по картинке» приведены в приложении 2.

Оценка результатов. Присвойте ребенку столько баллов, сколько встречается в его рассказе включенных в список фрагментов речи.

Фиксируйте в процессе исследования фрагменты речи:

1. Существительные.

2. Глаголы.

3. Прилагательные.

4. Наречия.

5. Местоимения.

6. Союзы.

7. Предлоги.

8. Составленные предложения.

Методика «Выбор в действии» (игра «Подари своему лучшему другу») для старшей группы

Цели: изучить и оценить межличностные отношения в группе детей 5–6 лет.

Если экспериментальная группа большая (свыше 10 детей), разбейте ее на подгруппы.

Ход исследования:

1. Предложите каждому ребенку по три привлекательных предмета (игрушки, картинки, конфеты и т. д.).

2. Дайте каждому из них задания:

  • Подумай, что дети пожелают из этих предметов сначала, потом и в конце.
  • Выбери из своей группы трех детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы.
  • Самый лучший предмет отдай тому, кого ты любишь больше всех, чуть менее привлекательный — тому, кто у тебя на втором месте, а последний — тому, кого ты поставил бы на третье место.

3. Определите социометрический статус ребенка в группе по формуле:

где С — статус ребенка в группе;

К — количество привлекательных предметов, полученных ребенком от товарищей по группе;

n — количество детей в тестируемой группе.

4. Оцените результаты. Если C:

  • 100% — 10 баллов;
  • 80–99% — 8–9 баллов;
  • 60–79% — 6–7 баллов;
  • 40–59% — 4–5 баллов;
  • 20–39% — 2–3 балла;
  • 0–19% — 0–1 балл.

Пример из практики. В сентябре: два ребенка не захотели отдавать лучшую игрушку товарищу, оставили ее себе, проявляя чувство собственничества. В группе оказалось 4 лидера — они набрали больше всего баллов, 16 человек имели средний статус в группе и 2 человека — низкий. Межличностные отношения детей в группе — на среднем уровне.

В марте: у детей пропало чувство собственничества, и все свои игрушки они подарили сверстникам, причем без сожаления. Лидеров стало больше — 10 человек. Остальные находились в близких взаимоотношениях с лидерами. Общение между детьми стало доверительным и деловым, настроение — веселое и приподнятое. Они смогли успешно договориться между собой.

Методика «Каков ребенок во взаимоотношении с окружающими людьми» для старшей группы

Цель: оценить коммуникативные качества личности ребенка и уровень развития межличностных отношений.

С помощью методики вы сможете оценить виды отношений ребенка с людьми и его коммуникативные качества:

  • доброта;
  • правдивость, честность;
  • вежливость;
  • общительность;
  • щедрость;
  • отзывчивость, готовность прийти на помощь;
  • жизнерадостность;
  • ответственность.

Ход исследования:

1. Предложите одному из родителей ребенка и двоим воспитателям группы ответить на вопросы коммуникативно-личностного опросника.

2. Оцените результаты:

  • 0 баллов — за каждый ответ «нет»;
  • 0,5 балла — за каждый ответ «когда как» или «не знаю»;
  • 1 балл — за каждый ответ «да».

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: