На данном этапе вы формируете у детей умение применять модели для пересказа. Используйте для этого алгоритм:
- предложите детям вспомнить знакомую сказку;
- постройте вместе с ними наглядную модель исходной ситуации сказки — дети выбирают заместителей персонажей и «декорации», решают, где их расположить;
- изобразите самые главные события сказки, перемещая заместители, — по характеру перемещения персонажей дети должны догадаться, какой эпизод знакомой сказки разыгрывается, и пересказать его.
Происходит постепенный переход от двигательного моделирования к действиям с моделью, которая воспроизводит основную смысловую структуру сказки. Такая модель представляет собой ряд блоков (квадратных или прямоугольных рамочек), соединенных стрелками. Каждый блок соответствует одному из основных эпизодов сказки. В нем вы размещаете заместители тех персонажей, которые участвуют в данном эпизоде, а также схематически изображаете некоторые «декорации». Стрелки обозначают последовательность перехода от одного эпизода к другому. Модель — наглядный план пересказываемого произведения.
|
|
Овладение внешними формами замещения и наглядного моделирования ведет к способности употреблять заместители и модели «в уме», представлять при помощи них то, о чем рассказывают взрослые, заранее предвидеть результаты собственных действий. А это есть понимание, мышление, воображение.
На основе рассмотренных трех этапов обучения дошкольников действиям с наглядными моделями специалисты детского сада № 34 Белгорода разработали коррекционно-развивающую программу.
Коррекционно-развивающая программа на основе метода наглядного моделирования
Цели программы: развить умственные способности, раскрыть интеллектуальный потенциал каждого ребенка.
Задачи:
- формировать действия наглядного моделирования;
- формировать умение произвольно оперировать своими представлениями;
- развивать познавательные процессы;
- стимулировать активность умственной деятельности.
Чтобы развить и поддержать познавательный интерес дошкольников, необходимо формировать у них положительное отношение к познавательной задаче. Для этого деятельность, которой они занимаются, должна быть связана с положительной эмоцией, т. е. приносить радость, удовольствие. Есть эта радость — задатки развиваются в способности, нет радости от умственной деятельности — способностей не будет. Поэтому основа содержания коррекционно-развивающей работы — сказки, наиболее доступный материал для развития всех сторон психической деятельности ребенка 3–5 лет.
В программу включены сказки, которые:
|
|
- отличаются четкой структурной организацией;
- носят цикличный характер — сюжет многократно повторяется с небольшим изменением. Эта особенность позволяет детям лучше запомнить сюжет, развивает память;
- имеют зримую и конкретную схему последовательно выполняемых действий. Это важно для ребенка — чтобы усвоить связь между причиной и следствием, ему необходимо снова и снова прослеживать все последовательные шаги, ведущие от начала пути к его завершению. Игры с героями сказок помогают детям более продолжительное время концентрировать внимание.
Программа предназначена для групповой, подгрупповой и индивидуальной работы с детьми 3–5 лет. Цикл игровых сеансов открытый — т. е. без определения количества встреч и даты окончания, но не менее 1 раза в неделю (таблица). Продолжительность игрового сеанса 15–25 минут в зависимости от возраста.
Содержание программы строится от простого к сложному. Усложнение заданий, которое происходит с каждым игровым сеансом, позволит отследить динамику психического развития и учесть зону ближайшего развития ребенка.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.
Чтобы систематически и последовательно развивать навыки моделирования у детей 3–7 лет, педагогом-психологом детского сада составлен банк игр, игровых упражнений и заданий.
Системная работа по формированию действий наглядного моделирования у детей дошкольного возраста способствует качественному изменению их уровня умственного развития.
Скачать план в pdf
Тематический план коррекционно-развивающей программы с детьми 3–5 лет1
Тема игрового сеанса | Задачи |
I этап | |
1–6. «Волшебные превращения» | Учить правильно использовать заместители, развивать умение устанавливать отношение «обозначаемое — обозначающее». Обогащать опыт замещения объектов |
II этап | |
7–8. «Семья» | Совершенствовать умение подбирать заместители к персонажам по определенному признаку. Познакомить с моделированием взаимного расположения объектов. Формировать умение строить простейшие предметные модели. Учить разыгрывать с заместителями персонажей основные действия сказки |
9. Слушаем сказку «Репка» | |
10. Разыгрываем сказку «Репка» | |
11. Слушаем сказку «Теремок» | |
12. Разыгрываем сказку «Теремок» | |
13. Слушаем сказку «Колобок» | |
14. Разыгрываем сказку «Колобок» | |
15. Слушаем сказку «Волк и козлята» | |
16. Разыгрываем сказку «Волк и козлята» | |
17. Слушаем сказку «Три медведя» | |
18. Разыгрываем сказку «Три медведя» | |
III этап | |
19. Рассказываем сказку «Репка» | Совершенствовать умение разыгрывать с заместителями персонажей основные действия сказки. Учить использовать модель для пересказа. Побуждать рассказывать сказку по схеме |
20. Рассказываем сказку «Колобок» | |
21. Рассказываем сказку «Волк и козлята» | |
22. Рассказываем сказку «Три медведя» | |
23. Чтение и разыгрывание сказки «Про трех котят» Л.А. Венгера | |
24. Моделирование эпизодов сказки «Про трех котят» | |
25. Рассказываем сказку «Про трех котят» | |
26. Итоговое. «Рассказываем любимую сказку по модели» |
Примеры развивающих игр и заданий
Приведенные игры учат детей работать с наглядными моделями.