Научите использовать готовую модель для решения основной задачи

На данном этапе вы формируете у детей умение применять модели для пересказа. Используйте для этого алгоритм:

  • предложите детям вспомнить знакомую сказку;
  • постройте вместе с ними наглядную модель исходной ситуации сказки — дети выбирают заместителей персонажей и «декорации», решают, где их расположить;
  • изобразите самые главные события сказки, перемещая заместители, — по характеру перемещения персонажей дети должны догадаться, какой эпизод знакомой сказки разыгрывается, и пересказать его.

Происходит постепенный переход от двигательного моделирования к действиям с моделью, которая воспроизводит основную смысловую структуру сказки. Такая модель представляет собой ряд блоков (квадратных или прямоугольных рамочек), соединенных стрелками. Каждый блок соответствует одному из основных эпизодов сказки. В нем вы размещаете заместители тех персонажей, которые участвуют в данном эпизоде, а также схематически изображаете некоторые «декорации». Стрелки обозначают последовательность перехода от одного эпизода к другому. Модель — наглядный план пересказываемого произведения.

Овладение внешними формами замещения и наглядного моделирования ведет к способности употреблять заместители и модели «в уме», представлять при помощи них то, о чем рассказывают взрослые, заранее предвидеть результаты собственных действий. А это есть понимание, мышление, воображение.

На основе рассмотренных трех этапов обучения дошкольников действиям с наглядными моделями специалисты детского сада № 34 Белгорода разработали коррекционно-развивающую программу.

Коррекционно-развивающая программа на основе метода наглядного моделирования

Цели программы: развить умственные способности, раскрыть интеллектуальный потенциал каждого ребенка.

Задачи:

  • формировать действия наглядного моделирования;
  • формировать умение произвольно оперировать своими представлениями;
  • развивать познавательные процессы;
  • стимулировать активность умственной деятельности.

Чтобы развить и поддержать познавательный интерес дошкольников, необходимо формировать у них положительное отношение к познавательной задаче. Для этого деятельность, которой они занимаются, должна быть связана с положительной эмоцией, т. е. приносить радость, удовольствие. Есть эта радость — задатки развиваются в способности, нет радости от умственной деятельности — способностей не будет. Поэтому основа содержания коррекционно-развивающей работы — сказки, наиболее доступный материал для развития всех сторон психической деятельности ребенка 3–5 лет.

В программу включены сказки, которые:

  • отличаются четкой структурной организацией;
  • носят цикличный характер — сюжет многократно повторяется с небольшим изменением. Эта особенность позволяет детям лучше запомнить сюжет, развивает память;
  • имеют зримую и конкретную схему последовательно выполняемых действий. Это важно для ребенка — чтобы усвоить связь между причиной и следствием, ему необходимо снова и снова прослеживать все последовательные шаги, ведущие от начала пути к его завершению. Игры с героями сказок помогают детям более продолжительное время концентрировать внимание.

Программа предназначена для групповой, подгрупповой и индивидуальной работы с детьми 3–5 лет. Цикл игровых сеансов открытый — т. е. без определения количества встреч и даты окончания, но не менее 1 раза в неделю (таблица). Продолжительность игрового сеанса 15–25 минут в зависимости от возраста.

Содержание программы строится от простого к сложному. Усложнение заданий, которое происходит с каждым игровым сеансом, позволит отследить динамику психического развития и учесть зону ближайшего развития ребенка.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.

Чтобы систематически и последовательно развивать навыки моделирования у детей 3–7 лет, педагогом-психологом детского сада составлен банк игр, игровых упражнений и заданий.

Системная работа по формированию действий наглядного моделирования у детей дошкольного возраста способствует качественному изменению их уровня умственного развития.

Скачать план в pdf

Тематический план коррекционно-развивающей программы с детьми 3–5 лет1

Тема игрового сеанса Задачи

I этап

1–6. «Волшебные превращения» Учить правильно использовать заместители, развивать умение устанавливать отношение «обозначаемое — обозначающее». Обогащать опыт замещения объектов

II этап

7–8. «Семья»

Совершенствовать умение подбирать заместители к персонажам по определенному признаку. Познакомить с моделированием взаимного расположения объектов. Формировать умение строить простейшие предметные модели. Учить разыгрывать с заместителями персонажей основные действия сказки

9. Слушаем сказку «Репка»
10. Разыгрываем сказку «Репка»
11. Слушаем сказку «Теремок»
12. Разыгрываем сказку «Теремок»
13. Слушаем сказку «Колобок»
14. Разыгрываем сказку «Колобок»
15. Слушаем сказку «Волк и козлята»
16. Разыгрываем сказку «Волк и козлята»
17. Слушаем сказку «Три медведя»
18. Разыгрываем сказку «Три медведя»

III этап

19. Рассказываем сказку «Репка»

Совершенствовать умение разыгрывать с заместителями персонажей основные действия сказки. Учить использовать модель для пересказа. Побуждать рассказывать сказку по схеме

20. Рассказываем сказку «Колобок»
21. Рассказываем сказку «Волк и козлята»
22. Рассказываем сказку «Три медведя»
23. Чтение и разыгрывание сказки «Про трех котят» Л.А. Венгера
24. Моделирование эпизодов сказки «Про трех котят»
25. Рассказываем сказку «Про трех котят»
26. Итоговое. «Рассказываем любимую сказку по модели»

Примеры развивающих игр и заданий

Приведенные игры учат детей работать с наглядными моделями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: