Вопрос 56. Общая физическая и специальная подготовка, ее цели и задачи

Общая физическая подготовка - это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств (сила, скорость, выносливость, гибкость, ловкость) в их гармоничном сочетании. В основе общей физической подготовки может быть любой вид спорта или отдельный комплекс упражнений, например бег, гимнастика, аэробика, бодибилдинг, единоборства, плавание, любые подвижные игры. Главное – это избежать узкой специализации и гипертрофированного развития только одного физического качества за счет и в ущерб остальных.

Цели и задачи общей физической подготовки:

1. Здоровье. Общая физическая подготовка нужна в первую очередь для укрепления здоровья. Изменения при развитии физических качеств происходят на молекулярном уровне, изменяя физиологические и биохимические процессы. Увеличивается сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам, повышается иммунитет. Общая физическая подготовка сдерживает процессы старения.

2. Общее физическое развитие. Общая физическая подготовка не является спортом, но ни в одном виде спорта без нее не обойтись. Общая физическая подготовка обеспечивает всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. Подготавливает базу для специальной физической подготовки в конкретном виде спорта, в военной или трудовой деятельности.

Оценивают уровень общей физической подготовки по следующим показателям или тестам:

- скорость - бег на 100 м.;

- выносливость - бег на 2 - 3 км.;

- силовая подготовленность - подтягивания, пресс.

Специальная физическая подготовка - процесс формирования двигательных умений и навыков, развития физических способностей человека с учётом вида его деятельности.

Даже высокий уровень общей физической подготовки не всегда может быть достаточен. В некоторых случаях (профессиональный труд, определенный вид спорта, личные потребности) требуется повышенный уровень специальной физической подготовки. Одним требуется повышенный уровень выносливости, другим развитие силы, третьим - гибкости.

Задачи специальной физической подготовки:

1. Развитие физических способностей, необходимых для конкретного вида спорта.

2. Повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих успех спортсмена в избранном виде спорта.

3. Развитие способности к проявлению имеющегося функционального потенциала в специфических условиях соревновательной деятельности.

Специальная физическая подготовка обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных для конкретного вида спорта или профессии упражнений.



Комплекс физических упражнений

1. Ходьба в переменном темпе, бег с переходом на медленный шаг. 5-6 минут.

2. И. п. - стойка ноги врозь, руки в стороны. На каждый счет круговые движения кистями. 20 повторений.

3. И. п.- стойка ноги врозь, руки в стороны. На каждый счет круговые движения руками, не сгибая их в локтях. 20 повторений.

4. Подъемы верхней части туловища в положении лежа на спине с поднятыми вверх ногами. И. п. – лежа на спине, поднять прямые ноги вверх так, чтобы они составляли прямой угол с туловищем (колени слегка расслаблены), мышцы головы и шеи расслаблены. Напрягая мышцы брюшного пресса, поднять туловище так, чтобы лопатки оторвались от пола. Вернуться в исходное положение. 30 секунд, 5-20 повторов.

5. Подъемы верхней части туловища в положении лежа на спине с согнутыми ногами. И. п. – лежа на спине, согнуть ноги в коленях так, чтобы ступни стояли на полу, расслабить мышцы головы и шеи. Напрягая мышцы брюшного пресса, поднять верхнюю часть туловища так, чтобы лопатки оторвались от пола. Затем вернуться в исходное положение, но не ложиться на пол, а лишь слегка коснуться спиной пола. 30 сек, 15-20 повторов.

6. Притягивание бедер к грудной клетке И. п. - лежа на полу на спине, расслабить мышцы головы и шеи. Поднять согнутые в коленях ноги так, чтобы бедра составляли прямой угол с верхней частью тела, а голени были параллельны полу. Напрягая мышцы нижней части брюшного пресса, оторвать таз от пола и притянуть бедра к грудной клетке. Медленно вернуться в исходное положение и коснуться тазом пола. 30 секунд, 5-20 повторов.

7. И. п. – лежа на спине, подтянуть оба колена к грудной клетке и захватить каждой рукой «свое» колено. Подтягивать колени к грудной клетке следует не отрывая головы от пола. 10 сек, 5 повторов.

8. И. п. – лежа на спине. Дыхательные упражнения. 4 – 6 раз.

9. Выпады. И. п. – стоя, ноги вместе. Выпад вперед одной ногой, другая немного согнута. После 3-4 пружинистых покачиваний менять положение ног прыжком. Повторить 6-8 раз в среднем темпе.

10. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки с гантелями вниз (отведение-приведение рук до уровня плеч). Средний темп; руки прямые; движения плавные. 15—20 раз.

11. И. п. — стоя, руки с гантелями к плечам, локти на уровне плеч, ноги на ширине плеч (разгибание рук с гантелями в стороны, не опуская локтей вниз). Спина прямая; следить за правильностью дыхания. 10—12 раз.

12. И. п. — упор лежа, прямые руки на ширине плеч, ноги опираются на носки, спина выпрямлена (сгибание и разгибание рук в упоре лежа). 5-10 раз.

13. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки отведены назад (прыжки на двух ногах вверх с подтягиванием коленей к груди). Отталкивание должно быть упругим и быстрым. 10—20 раз.

14. И. п. — стоя на одной ноге, другой опереться на подставку (зашагивания на скамью, толкаясь с пола попеременно одной ногой). Следить за ритмом дыхания; спина прямая; темп постепенно увеличивать. 8—12 раз.

15. И. п. — в упоре на коленях, руки шире плеч (сгибание-разгибание рук). Дыхание ритмичное, согласованное с работой рук. 12—16 раз.


 


Заключение

Таким образом, проделанная нами работа соответствует поставленным целям и задачам. Мы изучили особенности оптимальной двигательной активности; проанализировали подвижные игры; исследовали цели и задачи общей физической и специальной подготовки; изучили комплекс физических упражнений.

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

Определение оптимального режима двигательной активности для различных возрастных групп и внедрение его в быт людей уже давно относятся к ряду актуальных проблем теории физического воспитания. При планировании оздоровительных занятий, очень важно учитывать биологическую потребность в движении.

При занятиях оздоровительной физической культурой существуют, однако, пределы, которые ограничивают интенсивность физических нагрузок. Однако надо хорошо помнить, что наилучший оздоровительный эффект достигается только при строгой индивидуализации тренировочных нагрузок, исходя из возраста, пола, физической подготовленности и состояния здоровья.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: