Ткани из натурального шелка с искусственным волокном

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Эталоны ответов на билеты.

Билет №1

1. Переплетения подразделяются на 4 класса: простые (главные), мелкоузорчатые, сложные, крупноузорчатые (жакардовае).

Простые переплетения тканей имеют следующие особенности: раппорт по основе всегда равен раппорту по утку; каждая нить основы переплетается с каждой нитью утка только один раз. К простым переплетениям относятся полотняное, саржевое и атласное (сатиновое) переплетения

Мелкоузорчатые переплетения подразделяются на два подкласса: производные главных переплетений и комбинированные.

Сложные переплетения включают двойные, многослойные, ворсовые. При их образовании участвует не менее трех систем нитей

Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения имеют большой раппорт (более 24). Такие переплетения вырабатывают на специальных жаккардовых машинах.

2. Усиленная саржа. Са́ржа (итал. sargia, фр. serge, от лат. sericus — «шёлковый») — хлопчатобумажная, шёлковая или искусственная ткань с диагональным переплетением нитей; вырабатывается в основном гладкокрашеной и набивной. Используется как подкладочная, платьевая, техническая и т. п. ткань.

Билет №2

1.  К геометрическим свойствам тканей относятся: длина, ширина, толщина, масса.

Толщина ткани зависит от вида пряжи, от переплетения нитей в полотне и от способов обработки которым подвергалось полотно. Толщина ткани очень влияет на выбор модели, при раскрое, при подборе ниток и иголок, которыми ткань будет стачиваться.

Толщина тканей от 0,14 мм у очень тонких платьевых до 3,5 мм у очень толстых пальтовых. Под толщиной материала принято понимать расстояние между наиболее выступающими участками поверхности нитей на лицевой и изнаночной сторонах. Толщина ткани зависит от линейной плотности нитей, переплетения, плотности, строения и отделки тканей.

Измерение толщины ткани производят на специальном приборе - толщиномере. Ткань помещают между двумя полированными пластинами прибора. Нижняя пластина неподвижная, а верхняя подвижная и соединена со стрелкой, показывающей на шкале толщину испытуемого материала в долях миллиметра.

Длинна рулона ткани для конечного потребителя не имеет никакого значения. Разве что только когда ткань в рулоне заканчивается «кусаешь себя за локотки», сожалея что откладывала покупку так долго.

А вот ширина имеет огромное значение. Это один из наших главных ориентиров. На ширину мы ориентируемся, принимая решение, какой будет наша будущая модель, как мы будем раскладывать выкройку на ткани.

На все виды тканей есть ГОСТ, тоесть стандарт. Вот они и выпускаются шириной согласно ГОСТу, а не просто так, кому что в голову пришло. Например. Чистошерстяные и полушерстяные ткани производят шириной от 120 до 142 см, шелковые, полушелковые ткани для костюмов и плательные от 90 до 160 см и т.д.

Плотность ткани тоже очень важный показатель для нас, потребителей. Выбирая будущую модель нужно обязательно учитывать плотность той ткани, из которой она будет отшиваться. Как плотность этой ткани будет влиять в будущем на внешний вид модели, её назначение и применение. И ещё очень важно при подборе ниток и иголок, которыми эта ткань будет стачиваться.

Масса ткани выражается характеристикой, которую называют поверхностной плотностью. Поверхностная плотность изменяется для различных тканей. Наиболее легкими тканями являются шифон, наиболее тяжелыми - шинельные сукна и драпы. Поверхностная плотность каждой ткани - показатель регламентированный. Отклонение фактической поверхностной плотности от установленной в нормативной технической документации является пороком. Определение поверхностной плотности ткани производится экспериментальным и расчетным методами. Масса одежных тканей оказывает влияние на процессы швейного производства. Снижение поверхностной плотности является одной из главных задач при создании новых тканей и других текстильных материалов для одежды.

2.  Перекос рисунка ткани местный дефект в виде перекоса нитей утка по отношению к кромке, возникает при неравномерном натяжении ткани во время печатания. Хорошо заметны на тканях перекосы полос и клеток.

Билет №3

1. Трикотажного полотна - это текстильный вязаный материал, изготовленный из одной или нескольких непрерывных нитей путем изгибания их в петли, которые переплетаются между собой. Выпускаемые трикотажной промышленностью изделия характеризуются большим разнообразием ассортимента. По назначению все трикотажные изделия делят на пять групп: верхние, бельевые, чулочно-носочные, перчаточные, платочно-шарфовые и головные.

По способу отделки и обработке полотен изделия бывают суровые, отваренные, отбеленные, крашеные, пестровязаные, набивные, начесные, отделанные под замшу, под бархат, тисне­ные, лощеные, с подвалкой, с различными структурными эф­фектами (зернистой структуры, с рельефными рубчиками, ри­сунками, букле, твид, плюш, с креповыми эффектами под ши­фон, под креп-жоржет, эффектами жатости, имитации ручного вязания), со специальными обработками.

 

2. Гладь — поперечновязаное одинарное трикотажное переплетение. Лицевая сторона глади (рис. а ) образована петельными палочками, а изнанка (рис. б) игольными дугами и протяжками петель. Поэтому лицевая сторона гладкая, ровная, с четко выраженными петельными столбиками, идущими вдоль полотна. На изнаночной стороне глади игольные дуги и протяжки образуют поперечные полосы.

Билет №4

1 К группам пушно-меховых полуфабрикатов относят: пушной, каракулево-мерлушечный, овчинно-меховой, меховой, морских зверей, птиц.

Ассортимент и качество пушно-мехового полуфабриката и готовых изделий в основном определяется видом и свойствами сырья, особенностями его выделки и технологий производства готовых изделий. Область применения полуфабрикатов разнообразна от декоративной отделки одежды до готовых роскошных изделий из меха.

К новым технологиям обработки, значительно расширяющим ассортимент верхней меховой одежды индивидуализированного потребления, являются: фигурная стрижка по меху; тефлоновая обработка волосяного покрова и кожевой ткани шкурок; новые методы крашения норки -- «аврора» и «метаморфозы» и многие другие. При фигурной стрижке волосяной покров обрабатывают таким образом, что цветовые оттенки распределяются слоями по площади изделии и создают дополнительную глубину и контрастность. Тефлоновая обработка волосяного покрова и кожевой ткани шкурок хорошо защищает меховое пальто от влаги и придаст шкуркам более дорогой и интересный вид. При использовании метода «аврора» особый эффект получается при крашении шкурок норки голубой ирис - насыщенный глубокий цвет и мерцание, идущее изнутри волосяного покрова. Окрашиванием шкурок методом «метаморфозы» создает эффект шкурки как будто припорошенной снегом, заиндевевшей. В последнее время получили широкое распространение «высокие» технологии обработки меха - лазерная стрижка (вернее выжигание), при которой на мех наносят узоры из разного по высоте волоса.

Сейчас нет догматических установок по использованию меха. Расположение шкурок, принцип раскроя, все это отдается «на откуп» дизайнеру. Современные технологии выделки также позволили снивилировать «историческое» развитие в изделиях из самцов и самок (эго разделение касается только фермерской норки). Но сейчас приходиться констатировать: изделия из самцов тяжелее аналогичного изделия из самок. По обязательно следует добавить, вес добавляется не только за счет толщины мездры, сколько за счет количества и длины волос.

К самой ценной части пушно-мехавого полуфабриката относят хребет.  Волосяной покров шкурки состоит из отдельных типов во­лос, представляющих собой нитевидные роговые образования, также от вы­полняемых функций в волосяном покрове различают три типа волос: направляющие, остевые, пуховые. Количество волос каждого типа на шкурке различно. Наибольшее количество пу­ховых волос в зимнее время у пушных зверей — 94—98 %, осте­вых волос — от 1 до 6, а направляющих — от 0,1 до 0,6 %.

Направляющие волосы — толстые, прямые, упругие, длин­нее волос других типов. Они образуют каркас, поддерживаю­щий волосяную массу. Остевые волосы короче направляющих, тоньше, могут быть слегка извитыми, изогнутыми. Их значительно больше, чем направляющих, и вместе с ними они служат прикрытием и опо­рой для пуховых волос.

 Пуховые волосы самые короткие, тонкие, извитые. Обычно образуют густой слой. Они обусловливают теплозащитные свой­ства шкурки. Отдельные части пушно-меховой шкурки характеризуются различными товарными свойствами, неоднородностью строе­ния и степени развития волосяного покрова, что обусловлива­ет необходимость деления ее по топографическим участкам.

Билет №5

1 К декоративно-отделочным материалам относят: ленты, тесьмы, шнуры, кружева. При изготовлении, ремонте и обновлении различных видов одежды из ткани, трикотажных и нетканых полотен особое значе­ние придается отделке и оформлению. При комплектации  материалов для швейных и трикотажных изделий  важно не только правильно выбрать основные материалы, но и умело подобрать отделочные материалы с учетом гармонии цвета, линий, формы и конструкции изделий. Ассортимент выбора отделочных материалов очень велик и разнообразен. Сравнительные характеристики отделочных материалов стоит проанализировать по следующим направления: состав волокна, способ производства и виду окончательной отделки и учесть при выборе отделочных материалов.

2 Фестоны – это выступы зубчатой каймы, полоса ткани, оборка, похожая на кружева. Вязаная тесьма коричневого цвета в виде узорчатых фестонов.

 Тесьма хорошая имитация ручной вязки крючком или плетения макраме. Сейчас очень модное направление отделки, применяют в различных подвижных видах отделки (воланы, юбки и т. д.) Это может быть и топ, туника, жакет, и юбка. Ширина тесьмы примерно от 4,5 см. Шаг фестонов 5,5 см. Широко применяется в этностиле, босхо, фольклорно.

Билет №6

1 Структура и свойства швейных ниток определяются по волокнистому составу, число сложений, направлению крутки, толщины, окончательной отделке.

По волокнистому составу швейные нитки разделяют на натуральные (хлопчатобумажные, шелковые, льняные); химические (полиэфирные, полиамидные, вискозные); комбинированные из различных волокон. По числу сложений нитки бывают однокруточные в 2 или 3 сложения и двухкруточные в 4, 6, 9 или 12 сложений. - Однокруточные нити получают путем скручивания 2 или 3 исходных отдельных нитей. Отсюда и их название - однокруточные в 2 или 3 сложения.

- Для получения двухкруточных ниток предварительно скручивают исходные нити в 2 или 3 сложения. Затем полученные однокруточные полуфабрикаты скручивают вместе ещё раз окончательно. В зависимости от количества исходных составляющих на первом и втором этапах скручивания, эти нитки называют двухкруточными в 4, 6, 9 или 12 сложений.

Для шитья использование двухкруточных нитей более предпочтительно, так как они, благодаря дополнительному закреплению волокон при скручивании, приобретают большую прочность, лучше сопротивляются истиранию, а это уменьшает обрываемость ниток при пошиве изделия, ровнее получается строчка. Увеличение числа сложений также повышает прочность ниток.

По направлению крутки нитки бывают правой (Z) и левой (S) окончательной крутки. Предпочтительнее применять нитки правой крутки, так как они обладают меньшей обрывностью в швейных машинах, чем нитки левой крутки.

Направление крутки ниток можно определить таким образом: отрезок нитки раскрутить правой рукой между большим и указательным пальцем по часовой стрелке. Если нитка дополнительно закручивается, то она имеет крутку (S),а если раскручивается - крутку (Z).

 

2 Торговый номер швейных ниток 45ЛЛ означает армированные лавсановые швейные нитки.

Армированные нитки представляют собой полиэфирный сердечник, снаружи оплетённый штапельным полиэфирным волокном. Поверх обмотки такие нитки обрабатываются различными составами, придающими гладкость и блеск разной интенсивности. Для производства кожгалантереи и обуви используются армированные нитки 45 ЛЛ и 70 ЛЛ со следующими характеристиками.

Нитки 45 ЛЛ применяются в основном для производства кожгалантереи. Они обеспечивают готовому изделию эталонный внешний вид. Во-первых, нитки имеют ровную намотку по всей длине, то есть они равномерны по толщине. Во-вторых, армированные нити имеют небольшой коэффициент трения, поэтому легко проходят через кожу или кожзаменитель, не повреждая его структуру и не вытягивая наверх внутренние слои материала.
Нитки 45 ЛЛ показывают низкий процент обрыва в процессе шитья. Этому способствует не только лёгкость прохождения нити через материал, но и низкая ворсистость. Обработка армированных ниток минимизирует эту проблему. Упругость и эластичность нити сохраняет форму швов, предотвращая их растягивание, что особенно актуально при пошиве кожаных сумок.


Билет №7

1 Перекрытия чередующиеся в определенной последовательности в каждом ряду основы и в каждом ряду утка, образуя на поверхности ткани один и тот же повторяющийся рисунок называют раппортом.

Число нитей основы, после которого начинают повторяться в прежнем порядке все предыдущие переплетения основных нитей, называется основным раппортом. Аналогично определённый раппорт для уточных нитей называется уточным раппортом. Прямоугольник, составленный из основных и уточных нитей, число которых равно соответствующим раппорт, называется раппортом переплетения ткани.

2 Образцы под буквами: а) репс основной; б) репс уточный.

Репсовое переплетение образует на поверхности ткани мелкий рельефный рубчик. Ткань, выработанная основным репсом, будет иметь на поверхности поперечный рубчик, а ткань, выработанная уточным репсом, — продольный рубчик. Для получения большей рельефности рубчиков на поверхности ткани для основных репсов используется более толстый уток и увеличивается плотность ткани по основе. Для уточных репсов, наоборот, применяют более толстые нити основы и большую плотность ткани по утку. Лицевая и изнаночная стороны ткани у репсов одинаковы. Из-за повышенной плотности ткани по одной из систем вторая система почти не видна. Варьируя толщину нитей утка (потребуется механизм смены утка) в основных репсах, можно получить ткань с различной высотой рубчика.

Уточное репсовое переплетение применяется при выработке фланели и бумазеи некоторых артикулов. Оно служит для удлинения уточных перекрытий, что необходимо при создании тканей с начесом. Основное репсовое переплетение широко применяется для выработки кромок ткани.

Билет №8

1 Таблица: Классификация волокон.

2 Представленные в вопросе билета условные символы для маркировки изделий означают:

1)- стирать запрещено; 2)- температура утюга не более 1100С; 3)- сушка на горизонтальной плоскости.

Деликатные ткани из натурального шелка рекомендуют чистить только в химчистках сухим способом (бархат, велюр и другие). Также ассортимент верхней одежды как пальто, костюмов и нарядны одежды не рекомендуют стирать в воде.

Температура подошвы утюга 110гр рекомендуется для тканей из синтетических волокон.

Сушку на горизонтальной поверхности рекомендуют применять для объемных трикотажных изделий, для минимальной деформации изделия. 

Билет №9

1 Волокна растительного происхождения вырабатываемые из стеблей: лен, пенька, джут, реми.

Льняное волокно. Для получения этого волокна выращивают специальный вид льна – лен-долгунец, представляющий собой однолетнее травянистое растение с прямым не ветвистым стеблем.

В отличие от хлопкового льняное волокно имеет сравнительно толстые стенки, узкий канал, закрытый с обоих концов; поверхность волокна более ровная и гладкая, в связи с этим льняные ткани меньше, чем хлопчатобумажные, загрязняются и легче отстирываются. Эти свойства льна особенно ценны для бельевых полотен. Льняное волокно уникально быстрее других текстильных волокон поглощает и выделяет влагу; оно прочнее, чем хлопковое. Содержание в льняном волокне лигнина делает его устойчивым к действию света͵ погоды, микроорганизмов. Химические свойства льняного волокна аналогичны хлопковому, т. е. оно устойчиво к действию щелочей, но не устойчиво к кислотам. Льняное волокно сильно сминается из-за низкой упругости, трудно отбеливается и окрашивается. Благодаря высоким гигиеническим и прочностным свойствам из льняных волокон получают бельевые ткани (для нательного, столового, постельного белья), летние костюмно-платьевые ткани. Из льняных волокон изготавливают также парусины, пожарные рукава, шнуры, обувные нитки, а из очесов льна — более грубые ткани: мешочные, холсты, брезенты, парусины и др.

2 Условные символы для маркировки изделий изображенные ниже означают:

1)- сушка в подвешенном состоянии (повседневная одежда и белье); 2)- отбеливание запрещено (натуральный шелк, шерсть и другие смесовые составы);

3)- химическая чистка запрещена. Нужно ориентироваться на состав ткани. Если в нем имеется синтетика, к примеру, лайкра, метод чистки следует выбрать тщательно. Это обусловлено тем, что при химической чистке используется специальный растворитель перхлорэтилен, воздействие которого синтетические материалы переносят плохо. Все деликатные ткани также попадают в «группу риска». Это шелк, атлас. Есть вероятность, что любимое платье вам вернут потускневшим и пожеванным, пусть даже и чистым. Обращаться с подобными материалами следует очень бережно.

На любом экземпляре одежды есть тканевая бирка, на которой указан размер вещи, состав ее ткани, производитель и его страна, а так же нанесены особые значки обозначающие рекомендации изготовителя относительно стирки, сушки и глажки изделия. Единая маркировка принята для всего мира, поэтому в каждой стране наносятся одни и те же рисунки на этикетку. Ярлычок чаще всего располагается на внутренней стороне вещи.

Билет №10

1 Порядок расположения петель в трикотажном полотне называют трикотажным переплетением. Повторяющаяся часть трикотажного переплетения называется раппортом. Вид трикотажного переплетения существенно влияет на внешний вид полотна, его структуру и свойства.

Трикотажные переплетения подразделяют на главные, производные и рисунчатые.

Группу главных переплетений представляют простейшие переплетения, состоящие из одинаковых петель.

Главные поперечновязаные переплетения. К ним относят гладь, ластик и изнаночный трикотаж.

Производные переплетения образуются комбинированием двух, трех и более главных переплетений одного и того же вида. Петельные столбики в производных переплетениях располагаются с большей плотностью, чем в главных переплетениях, без заметных промежутков между ними, вследствие чего производные переплетения обладают большей прочностью, меньшей растяжимостью в поперечном направлении, более высокой сопротивляемостью распусканию петель при обрыве нитей, чем главные.

Рисунчатые трикотажные переплетения образуются на базе главных и производных переплетений. Их разнообразие достигается путем изменения строения базовых переплетений, их комбина­циями, введением дополнительных нитей, пропуском петель и т. п.

Рисунчатые комбинированные переплетения получают благода­ря сочетанию переплетений различных видов. Одними из наиболее распространенных комбинированных основовязаных малорастяжимых переплетений являются цепочка-сукно, цепочка-шарме,  трико-сукно и др.

2 Трикотажное переплетение представленное на рисунке а) трико на рисунке б) ластичное трико.

Трико — одинарное переплетение, петли которого располагают­ся поочередно в двух смежных петельных столбиках зигзагообраз­но (рис. а). Трико легко деформируется и легко распускается при обрыве нити вдоль петельного столбика. Используется чаще всего в сочетании с другими видами переплетений.

Билет №11

1 Неткаными называют полотна из волокнистого холста, слоев нитей, других текстильных и нетекстильных материалов, скрепленных различными способами, без ткацкого производства.

Неткаными называют полотна, изготовленные из одного или нескольких слоев текстильных материалов (иногда в сочетании их с нетекстильными материалами, пленками, сетками), в которых элементы структуры скреплены различными способами.

Основой нетканых полотен могут служить волокнистый холст, система нитей, ткань или трикотажное полотно и разнообразные их комбинации. Скрепление структурных элементов нетканых полотен осуществляют различными способами: провязыванием нитями и волокнами, иглопробиванием, склеиванием, сваркой, свойлачиванием и др.

Ассортимент нетканых полотен с каждым годом получает все большее развитие. Для изготовления одежды используются в основном холсто-, ните - и тканепрошивные нетканые полотна типа тканей, в качестве утепляющих материалов — холстопрошивные и иглопробивные ватины и объемные клеевые и термоскрепленные нетканые полотна. Для прокладок, придающих жесткость отдельным деталям одежды и обеспечивающих сохранение формы, применяются клееные нетканые полотна.

2 Крючки и петли представленные на рисунке по способу изготовления относят: а) и б) —гнутые проволочные, в)и г)— штампованные, д) — крючок штампованный, петля проволочная гнутая.

Платьевые крючки и петли применяют для застегивания самых различных видов одежды, кроме брюк. Для меховых овчинно-шубных изделий рекомендуется использовать крючки и петли № 2, для пальто и шинелей — № 3, для кителей и гимнастерок — № 5, для платьев женских и детских — № 6 и 7.

Платьевые крючки и петли: а — крючок; б — петля.

 

 

Билет №12

1 По характеру отделки ткани различают на: суровые, отбеленные, гладкокрашеные, набивные, пестротканые, меланжевые, мерсеризованные, отваренные.

Ткани, снятые с ткацкого станка, называют суровыми тканями или суровьем. Они содержат различные примеси и загрязнения, имеют некрасивый внешний вид и непригодны для изготовления швейных изделий.

Суровые ткани требуют отделки. Под отделкой понимают технологический процесс, который позволяет облагородить ткани, улучшить их качество, придать им товарный вид и особые свойства (несминаемость, водостойкость и др.), подготовить ткани к раскрою в швейном производстве.

Процесс отделки тканей проходит в четыре этапа и включает в себя очистку и подготовку ткани, крашение, печатание, заключительную отделку. В свою очередь каждый этап состоит из ряда физико-механических и химических операций. Волокнистый состав тканей обусловливает содержание этих операций и последовательность их выполнения.

Меланжевая отделка — формируется при использовании нитей (пряжи), изготовленных из смеси различно окрашенных или окрашенных и неокрашенных волокон.

Мерсериза́ция — кратковременная обработка ткани концентрированным растворомедкого натрия с последующей промывкой её горячей и холодной водой. Предотвращает выцветание тканей, сохраняет первоначальный тон, гигроскопичность и прочность, придаёт материалу шелковистый блеск

Отваривание в щелочном растворе с целью удаления примесей, придания мягкости, пластичности и повышения смачиваемости тканей.

2 Для волокон растительного происхождения, таких как лен, хлопок, целлюлоза и других.

Билет №13

1 Неткаными называют полотна из волокнистого холста, слоев нитей, других текстильных и нетекстильных материалов, скрепленных различными способами, но не ткачеством.

По сфере применения различают:

· для пошива одежды;

· бытовые;

· технические;

· упаковочные;

· прокладочные;

· основа искусственной кожи;

· мебельные.

По способу скрепления нетканые материалы делают следующими методами:

· Химическое или адгезионное скрепление (клеевой способ).

· Термическое скрепление.

· Механическое скрепление: иглопробивный, прошивные способы, гидроструйный способ (технология Спанлейс).

Холстопрошивное полотно изготавливается путем тщательного прочеса заранее подготовленных волокон и пропуска его через специальный преобразователь, который располагает волокна перпендикулярно друг другу. Полученный холст прошивают на вязальной машине. Это: фланель, байка, сукно, драп, ватин.
Качественные показатели: износостойки, высокоэластичны, низкосминаемы, воздухопроницаемы, не подвержены усадке.

Нитепрошивные полотна получаются путем переплетения системы двух нитей. Специальным образом. Они накладываются одна на другую и скрепляются тамбурным стежком. Это: полотно блузочное, платьевое, используется для пошива купальной одежды. Такие ткани: формоустойчивы, имеют низкую теплопроводность, гигроскопичны, воздухопроницаемы, практически не осыпаются на срезах, хорошо растяжимы.

Тканепрошивные полотна изготовляются за счет продевания текстильных петель на вязанной основе. Это махровые полотна по типу «джинтарс» и «тейка», искусственные меха.
Такие ткани отличаются высокой гигроскопичностью, гигиеничностью, прочностью.

Клееные полотна изготовляются путем склеивания волокон жидкими клеевыми растворами, сухими пластичными веществами, за счет клеевых веществ, наносимых в структуру волокна. Примером таких полотен являются: бортовка, теплоизоляционные полотна, флизелин, прокламелин, изо, основа под искусственную кожу.
Такие полотна устойчивы к нагреванию, стирке и химчистке, обладают высокими показателями упругости и жесткости, воздухопроницаемости.

Иглопробивные полотна изготавливается путем многочисленного пробивания полотна раскаленными иглами с зазубринами. Представители: ватин, синтепон, полотно прокладочное, полотно теплоизоляционное.
Отличаются высокой прочностью, теплоизоляцией, формоустойчивы.

Полотна, получаемые валяльным способом: фильц, войлок, одеальные ткани. Это прочные, теплоизоляционные ткани.

Аэроформирование: процесс состоит в смешивании волокон с воздухом, полученную вату в дальнейшем напыляют на специальную ленту. Такая технология используется для производства салфеток и детских подгузников.

 

2 По числу сложений нитки бывают однокруточные - в 2 или 3 сложения - и двухкруточные - в 4, 6, 9, 12, 15, 18 сложений. Двух-круточные нитки более предпочтительны, так как они более равновесны и меньше истираются, чем однокруточные нитки.

 

 





Билет №14

1 Фурнитура предназначена для застегивания одежды. Кроме того, она украшает одежду. Фурнитуру изготовляют из металла, пластмассы, дерева и других нетекстильных материалов. Фурнитура должна отвечать направлению моды по внешнему виду, материалу, отделке. К одежной фурнитуре относятся пуговицы, крючки, петли, кнопки, пряжки, блочки, люверсы и застежки-молнии. Фурнитура имеет важную роль для одежды. Фурнитура существует функциональная (застежка) и декоративная.

2 Люверсы и блочки различных конфигураций и размеров. Область применения разнообразна от спортивной одежды до стильных аксессуаров. Также данную фурнитуру применяют в бытовом текстиле портьерах.

 

При установки люверсов используют специальное приспособление и оборудование.

 

Билет №15

1 Шелковое волокно. Натуральный шелк получают при разматывании коконов шелкопряда. Коконная нить состоит из двух элементарных фиброиновых нитей (шелковин), склеенных неравномерным слоем серицина. Длина нити - 500-1500 м, в поперечном сечении могут быть овальными или в виде треугольника с закругленными овалами. Диаметр - 10 -12 мкм. Шелк-сырец - нить, полученная соединением нескольких коконных нитей в одну в процессе разматывания коконов.

 

2 Волокно шерсти имеет довольно сложное многоклеточное строение, оно состоит из трех слоев: чешуйчатого, коркового и сердцевинного (рис. 1)  которой расположены перпендикулярно клеткам коркового слоя и заполнены воздухом. Наличие сердцевинного слоя повышает толщину и жесткость волокна.

По характеру строения шерстяные волокна подразделяются на 4 типа: пух, переходный волос, ость, мертвый волос (рис. 2).

Рис. 1. Строение шерстяного волокна

 

Рис. 2. Продольный вид и поперечный срез волокон шерсти: а) - пуха; б) - переходного волоса; в) - ости; г) - мертвого волоса

 

Билет №16

 

1 Хлопковое волокно. Хлопком называют волокна, покрывающие поверхность семян однолетнего растения хлопчатника.

Развитие волокон хлопка начинается после цветения хлопчатника в период образования плодов (коробочек). В это время на поверхности семян отдельные клетки оболочки начинают интенсивно расти в длину, образуя тонкостенные трубочки с протоплазмой состоящей из простых углеводных соединений.

В течение 30-40 дней после цветения происходит интенсивный рост волокна в длину, сопровождающийся незначительным увеличением толщины их стенок. Далее рост волокон в длину прекращается, и в последующем (20-30 дней) осуществляется процесс постепенного послойного отложения целлюлозы на стенках волокон (в процессе фотосинтеза из протоплазмы выделяется а-целлюлоза)

Рис. 1. Рост волокон на поверхности семян в период развития плода хлопчатника:

1 - оболочка семени

2 - клетка волокна

 

 

2 Комплексные синтетические швейные нитки лавсановые 22Л.  Комплексные лавсановые нитки безусадочны, но уступают капроновым по прочности и стойкости к истиранию, однако превосходят их по теплостойкости. Торговые номера: 22Л, ЗЗЛ, 55Л, 90Л. Тонкие нитки 22Л, ЗЗЛ применяют для изготовления бельевых, сорочечных и костюмно-платьевых изделий, а толстые 55Л, 90Л - для рельефной отделочной строчки.

Билет №17

1 Шерстяные ткани по способу производства  подразделены на две большие группы: гребенные (камвольные) ткани и суконные ткани.

Гребенные ткани вырабатываются из более тонкой пряжи, гладкой и равномерной. Они имеют ясно выраженный рису­нок переплетения, меньший вес и толщину, чем суконные. Гребенные ткани применяются преимущественно для пошивки костюмов. Меньший удельный вес имеют плательные ткани совсем небольшую группу составляют ткани для пальто, преимущественно летних.

Суконные ткани подвергаются валке, благодаря чему их поверхность покрыта войлокообразным слоем из волокон, почти или полностью закрывающим рисунок ткацкого переплетения. В зависимости от качества шерсти суконные ткани подразделяются на тонкосуконные и грубосуконные.

Суконные ткани вырабатываются из аппаратной пряжи низких номеров, вследствие чего они получаются тяжелыми и толстыми. Из суконных тканей пошивают главным образом зимние и демисезонные пальто, более легкие из них используются как костюмные.

Как гребенные, так и суконные ткани вырабатываются чистошерстяными, полушерстяными и смешанными.

Гребенные ткани значительно сложнее в пошивке, чем суконные. Они труднее поддаются сутюживанию и оттяжке. В особенности большой затраты времени требует влажно-тепловая обработка очень плотных гребенных тканей из крученой пряжи. Такие ткани обладают способностью «отходить», т. е. через некоторое время после окончания утюжки вследствие своей большой упругости снова возвращаться в исходное положение.

Особенно расширился за последние годы ассортимент тканей с нитями искусственных волокон и штапельным волокном. Добавление штапельного волокна сообщает тканям легкий блеск, некото­рую тяжесть, благодаря чему они хорошо драпируются. Окраски их получаются сочными и глубокими и не имеют неприятной блеклости, присущей тканям с хлопком. Ткани со штапельным волокном мягки и эластичны; к их недостаткам следует отнести увеличенную сминаемость и значительные усадки при смачивании.

2 Ассортимент грубосуконных тканей отличается небольшим разнообразием и содержит ограниченное количество артикулов. Грубосуконные ткани вырабатываются как чистошерстяными, так и смешанными исключительно из грубых шерстей. В смешанные ткани добавляется в небольших количествах хлопок. Процент содержания растительных примесей в грубосуконных тканях колеблется от 10 до 40%.

Грубосуконные ткани — толстые, тяжелые, со значительными плотностями из пряжи низких номеров.

Различают пять основных типов грубосуконных тканей — ворсовые, драпы, сукна, шевиоты и трико.

Ворсовые ткани, драпы и сукна применяются для пошивки пальто и шинелей. Шевиоты и трико могут быть применены на мужские и женские пальто.

Грубосуконные ткани сутюживаются и оттягиваются значи­тельно труднее, чем тонкосуконные, в особенности, если они имеют подмесь растительных волокон.

Билет №18

1 Ткани из натурального шелка подразделяются на несколько подгрупп: креповые, полотняные, сатиновые, фасонные.

Подгруппа креповых тканей наиболее обширна и содержит наибольшее количество артикулов из нитей креповой крутки- креп-де-шин, креп-жоржет, креп-шифон, креп-паризьен, креп-сатин креп-флокс, креп-экстра.

Креп-де-шин ткань полотняного переплетения; зерни­стая поверхность ее создается благодаря чередованию креповых утков правой и левой крутки. Вес 1 м 2 — 55—65 г, ширина от 90 до 149 см. Выпускается гладкокрашенной и набивной. Применяется на платья, блузки и дорогое белье.

К р е п - ж о р ж е т — ткань без блеска, полотняного переплете­ния, с креповой основой и утком. Обладает значительной растяжи­мостью. Вес 1 л2 —50—60 г, ширина —90—95 см. Выпускается гладкокрашенным и набивным. Применяется для платьев блузок и отделки.   

Креп-шифон-очень легкая, прозрачная ткань; вес 1 м2. Применяется в основном на отделку.

Креп-паризьен — ткань полотняного переплетения, пестротканная с цветными полосами по длине ткани. Основа из пряде­ного шелка, уток креповый. Применяется на летние женские платья и блузки.

Креп-сатин — ткань атласного переплетения из шелка - сырца по основе и крепового утка. Сторона, состоящая преимуще­ственно из основных перекрытий, блестящая, уточная сторона - матовая. Выпускается гладкокрашенным. Применяется для пошивки нарядных платьев, платьев-костюмов и платьев-пальто.

Креп- флокс и креп-экстра — очень плотные ткани из нитей креповой крутки и в основе и в утке, весом 1 м~ 145- 165.

Из подгруппы полотняных тканей наиболее распространено шелковое полотно, вырабатываемое из пряденого шелка или шелка-сырца гладкокрашенным в светлые цвета и пестротканым в полоску. Применяется для женских и детских платьев, блузок, верхних мужских сорочек и женского белья.

Подгруппа сатиновых тканей очень малочисленна. В нее входят кашемир, диагональ, атлас и некоторые другие ткани.

Фасонные ткани из натурального шелка применения в швейном производстве почти не имеют; к ним относятся галстучные, мебель­ные и некоторые другие ткани.

2 К ворсовым относятся два типа тканей: бобрик и байка.

Бобрик имеет на своей поверхности начесанный ворс, отбитый, коротко остриженный и благодаря этому стоячий.

Бобрики вырабатываются с содержанием шерсти 95—98% и представляют собой очень ноские, практичные ткани. Пряжа № 3,5 4,5, вес 1 м~ 650—700 г. Бобрики окрашиваются в черные, синие и коричневые цвета, а также выпускаются меланжевыми. Из бобрика пошивают мужские и мальчиковые пальто и полупальто.

Кроме того, выпускаются бобрики облегченного типа для женских и детских пальто. Окрашиваются облегченные бобрики в светлые и яркие цвета.

При пошивке бобрика направление ворса во всех деталях должно быть одинаковым, что несколько увеличивает расход ткани на изделие. При разутюжке швов ворс приминается и могут образоваться лассы.

Пошивка производится иглами № 21—22, швейными нитками № 30.

Байка имеет более длинный лежачий ворс, который легко взлохмачивается при пошивке и носке. Вследствие этой отрицательной особенности байки ее выработка незначительна.

 

Билет №19

1. Ткани из штапельного волокна появились недавно, но благодаря ряду положительных свойств быстро завоевали успех. Штапельные ткани в настоящее время являются полноценными заменителями ряда шелковых и шерстяных тканей. Первое время из штапельного волокна изготовлялись только штапельные полотна, то теперь ассортимент штапельных тканей очень вырос. Вырабатываются креповые штапельные ткани, имитирующие шелковые, штапельная саржа, шотландка и ряд костюмных тканей — трико, габардин где штапельное волокно выступает как заменитель гребенной шерсти штапельные ткани с начесом, имитирующие тонкие сукна, и т. д.

Штапельные ткани мягки на ощупь, хорошо драпируются и облегают фигуру. Они красивы, добротны, хорошо окрашиваются. В швейном производстве штапельные ткани легки в пошиве и раскрое. К их недостаткам следует отнести потерю прочности во влажном состоянии, значительную сминаемость, очень большую усадку при смачивании и стирке, достигающую иногда 12-14%, недостаточную прочность к трению и повреждаемость иглой в про­цессе строчки на швейной машине. Путем химической обработки штапельным тканям сообщается прочность в мокром состоянии уменьшение сминаемости и понижение усадочности. Добавлением небольшого процента капронового штапеля-увеличивается прочность штапельных тканей к трению.

Ткани из штапельного волокна делятся на 4 подгруппы - креповую, полотняную, сатиновую и фасонную.

К креповым отнесены ткани, вырабатываемые из штапельной пряжи и вискозных нитей креповой крутки (моос-крепа): креп плательный, креп первомайский, креп Мальваидр.

В полотняную подгруппу входят все полотна гладкие и пестротканные, рубашечные и другие ткани. Полотно является наиболее распространенной штапельной тканью и вырабатывается в большом количестве артикулов как из одной штапельной пряжи, так и из вискозного муслина в основе и штапельной пряжи в утке. Штапельная пряжа чаще всего № 40, в основе иногда бывает кру­ченой № 80/2 и 40/2, вес 1 м2 — 100—160 г.

К сатиновой подгруппе относится ряд тканей, вырабаты­ваемых из вискозного шелка в основе штапельным утком: саржа кашемир, атлас, сатин-дубль, армюр костюмный и ткани, имеющие штапельную пряжу и в основе и в утке: саржа плательная, пижам­ная ткань, габардин, трико костюмное, диагональ и др.

Подгруппа фасонная имеет только один артикул ткани —Г а в а р.

2 В зависимости от толщины швейным ниткам присваивают торговые номера. Торговый номер - это условный номер ниток, характеризующий их толщину. Как правило, чем выше номер, тем тоньше нитки. Хлопчатобумажные нитки выпускают следующих торговых номеров: 10, 20, 30, 40,50,60,80,100. Применение ниток зависит от их толщины. Например, нитки № 80 и № 100 наиболее тонкие, поэтому их используют для шитья изделий из самых тонких тканей, а нитки № 30 и № 40, соответственно, подойдут для изделий из более плотных и толстых тканей.

Билет №20

1 Дать краткую характеристику тканям из натурального шелка с искусственными волокнами. Привести примеры.

Ткани из натурального шелка с искусственным волокном

Из натурального шелка с искусственным волокном вырабатывается эпонж, трикотин-букле, жоржет кружевной и др.

Эпонж ткань полотняного переплетения из пряжи фасон­ной крутки, скрученной из натурального шелка и вискозных нитей, которые ложаться вокруг нитей натурального шелка в виде спиральных витков и узелков. При крашении натуральный шелк окрашивается, вискозные же нити остаются белыми, благодаря чему ткань получается пестрой.

Трикотин - букле ткань из той же пряжи, что эпонж, но комбинированного переплетения. Сильно растягивается.

Благодаря фасонном пряже эпонж и трикотин-букле мало мнутся. Значительный вес и мягкость сообщает этим тканям способность хорошо драпироваться. Эпонжи и особенно трикотин-букле очень сыпучи.

Жоржет кружевной — прозрачная ткань из нитей натурального шелка креповой крутки, полотняного переплетения с узорными белыми полосами, образованными из нитей вискозного шелка. Фон ткани — цветной — окрашивается красителями для натураль­ного шелка, вискозные же нити при этом остаются белыми и бла­годаря фасонному переплетению дают рисунок в виде кружевных полос по общему цветному фону ткани.

2 Переплетение ткани определяет порядок взаимного расположения и связь нитей основы и утка. На рисунке представлена схема мелкоузорчатого переплетения рогожка. Примеры тканей с переплетением рогожка: костюмные ткани для пошива костюмов и летних пальто. Различные виды рогожки широко применяют в мебельных тканях.

Билет №21

1 В процессе эксплуатации одежды, а также при переработке ткани подвергаются разнообразном механическим воздействиям. Под этим воздействием ткани растягиваются, изгибаются, испытывают трение.

Способности растягиваться, изгибаться, изменяться под действием трения являются основными механическими свойствами тканей. Каждое из этих свойств описывается рядом характеристик:

· растяжение- прочностью на разрыв, разрывным удлинением, выносливостью и другое;

· изгиб- жесткостью, драпируемостью, сминаемостью и др;

· изменение под действием трения – раздвижкой нитей, осыпаемостью и др..

2 На рисунке представлен метод иглы для определения драпируемости ткани. Под а) хорошо драпирующиеся ткани; б) плохо драпирующиеся ткани.

                                           а)                     б)

 

Билет №22

1 Физические свойства ткани. Физические свойства тканей подразделяются на гигиенические, теплозащитные, оптические, электрические.

Гигиенические свойства- способность ткани влиять на комфортность одежды и ее теплозащитные свойства. Гигиенические свойства учитывают при изготовлении одежды определенного назначения. К ним относят гигроскопичность, воздухопроницаемость, паропроницаемость, водоупорность, пылеемкость, электризуемость. Они зависят от волокнистого состава, параметров строения и характера отделки ткани.

Гигроскопичность – способность ткани впитывать влагу. Гигроскопичность зависит от волокнистого состава и отделки ткани. Наиболее высокой гигроскопичностью обладают натуральные волокна (хлопок, вискоза, натуральный шелк, шерсть). Наименьшей синтетические волокна

(триацетатные).Отделка может существинно влиять на гигроскопичность ткани. Водоотталкивающие пропитки, пленочные покрытия, несмываемые аппреты, отделка лакеи другое.

Воздухопроницаемость-  способность ткани пропускать через себя воздух. Зависит от волокнистого состава, плотности и видов отделки. Воздухопроницаемость   важна для тканей бельевого и летнего ассортимента. Малоплотные ткани, имеющие большое число сквозных пор, обладают хорошей воздухопроницаемостью и вентилирующей способностью. Плотные ткани из синтетических и триацетатных волокон а также со спецпропитками наоборотимеют ниский показатель этого свойства. Имеют высокую ветростойкость. Пленочное покрытие используют для изготовление штормовок, курток, ветровок, стеганых пальто.

 Пылеемкость — это способность тканей загрязняться. Пылеемкость зависит от волокнистого состава, плотности ткани, ее отделки и характера лицевой поверхности. Быстрее всего загрязняются рыхлые шерстяные ткани с рельефной поверхностью — с начесом, ворсом, с эффектом «букле».

Теплозащитные свойства особенно важны для тканей зимнего ассортимента. Лучше всего сохраняют тепло, «греют» шерстяные ткани, ткани же из льняных волокон наиболее прохлодны. Процессы валки, ворсования, а также применение сложных многослойных переплетений увеличивают теплозащитные свойства тканей.

Электризуемость — это свойство тканей накапливать на своей поверхности статическое электричество, которое возникает при неизбежном трении и соприкосновении текстильных материалов с кожей человека и другими предметами. Больше всего электризуются ткани из синтетических волокон. Высокая электризуемость материалов осложняет процесс изготовления их них изделий, способствует их быстрому загрязнению (частички пыли буквально «прилипают» к наэлектризованной ткани). Кроме того, электрические разряды вызывают у человека неприятные ощущения при носке одежды, и даже могут оказывать отрицательное влияние на нервную и сердечно-сосудистую системы. Для уменьшения элекризуемости ткани обрабатываются антистатическими поверхностно-активными веществами.

Билет №23

1 Износостойкость тканей характеризуется их способностью противостоять разрушающим факторам. В процессе использования швейных изделий на них действуют свет, солнце, влага, растяжение, сжатие, кручение, изгиб, трение, пот, стирка, химчистка, пониженные и повышенные температуры и пр. В результате воздействия всех этих факторов происходит изменение структуры материалов с постепенной потерей прочности вплоть до их разрушения. Интенсивность износа изделий зависит от волокнистого состава швейных материалов, их строения, отделки и условий эксплуатации. Например, белье изнашивается прежде всего от многочисленных стирок; верхняя одежда в наибольшей степени разрушается от действия трения, а оконные гардины и занавеси — от действия света. Разрушение тканей из-за трения начинается с истирания вы ступающих на поверхности ткани изгибов нитей, образующих ее опорную поверхность. Поэтому стойкость ткани к истиранию существенно зависит от структуры поверхности ткани, строения волокон и нитей, отделки ткани. Для увеличения долговечности изделий необходимо, чтобы механические нагрузки на ткань не превышали ее предела выносливости. Износостойкость и долговечность швейного изделия мо гут быть увеличены конструктивным путем. По низу брюк нашивается лента с бортиком, по отлету воротника, клапанам карманов, линии борта - тесьма из синтетических нитей, в изделиях спортивного и рабочего назначения предусматривают на локотники и наколенники.

Под действием трения происходит расшатывание структуры материалов, в рыхлых материалах на поверхность выскальзывают кончики коротких волокон (особенно синтетических), появляется своеобразная мшистость из-за того, что волокна скатываются, т. е. возникает явление, называемое пиллингуемостью.

2 На рисунки изображен распространенный дефект ткани – забоина. При забоине поперек ткани образуется полоса, имеющая плотность по утку больше, чем это полагается по расчету. В результате меняется форма узора и внешний вид ткани.

Билет №24

 

1 Механические свойства определяют способность тканей сопротивляться механическим воздействиям (растяжению, изгибам, трению и т. д.). К основным механическим свойствам тканей относятся: прочность, удлинение, сминаемость, драпируемость, износостойкость.

Прочность важнейшее свойство, влияющее на качество ткани. Характеризуется пределом прочности при растяжении (характеризуется разрывной нагрузкой по основе и по утку), раздирании и продавливании. Чем прочнее волокно, толще пряжа, плотнее ткань, тем больше прочность ткани. Наибольшую прочность при растяжении придает тканям полотняное переплетение. Процессы отделки: отваривание, беление, крашение – уменьшают прочность; процессы – мерсеризация, аппретирование, валка – увеличивают прочность.

Удлинение – увеличение длины ткани при ее растяжении. Определяется при испытании ткани на прочность на разрывной машине. Относительное разрывное удлинение - это отношение абсолютного разрывного удлинения образца к его начальной длине, выраженное в %. Разрывное удлинение (абсолютное и относительное), так же как и разрывная нагрузка, является стандартным показателем качества ткани. Чем больше удлинение волокон, крутка пряжи, плотность ткани, изогнутость нитей, тем больше удлинение.

Полное удлинение ткани складывается из 3-х слагаемых: упругого (исчезает сразу после снятия нагрузки), эластического (исчезает постепенно), пластического (не исчезает, остается в ткани). При большой доле упругого удлинения в полном удлинении - ткани с высокой упругостью (не сминаемые – из синтетических волокон). При большой доле эластического удлинениия - ткани достаточно упругие (малосминаемые – из шерсти, нат. шелка). При большой доле пластического удлинения - ткани с низкой упругостью (сильносминаемые – х/б, льняные, вискозные).

Сминаемость - способность тканей под действием деформаций изгиба и сжатия образовывать морщины и складки.

Сминаемость, в основном, зависит от волокнистого состава, от соотношения упругого, эластического и пластического удлинений в полном удлинении ткани

Драпируемость - способность ткани образовывать мягкие округлые складки при драпировке материала. Зависит от мягкости (жесткости) ткани. Мягкость – способность поддаваться изменению формы, жесткость – способность сопротивляться изменению формы. Мягкие ткани драпируются лучше, жесткие – хуже. Самые мягкие ткани – шерстяные, из натурального шелка; самые жесткие – из синтетических волокон. Лучше других драпируются платьвые и блузочные ткани.

Износостойкость – способность ткани противостоять действию разрушающих факторов: механических (трение), физико-химических (свет, влага, температура, пот, моющие средства при стирке, растворители при химчистке и т. д.), биологических (действие микроорганизмов, процессы гниения, поврежление шерсти молью). Износостойкость ткани зависит от волокнистого состава, вида нитей, вида переплетения, характера отделки. Влага не оказывает вредного воздействия, но способствует развитию микроорганизмов, повреждающих ткань Действие солнечных лучей ослабляет ткань, особенно после стирки. Основным разрушающим фактором является трение. Износ материала проявляется на лицевой стороне, особенно на локтях, коленях, по шаговым швам, внизу брюк, по краям карманов, низу рукавов. Износостойкость тканей можно повысить, используя пряжу, содержащую синтетические волокна, стойкие к истиранию

Пиллинг – образование на поверхности ткани пиллей – комочков из спутанных волокон. Особенно склонны к пиллингу ткани из синтетических волокон (капрон, лавсан). Пиллинг портит внешний вид изделий.

Способность тканей противостоять многогкратным деформациям называется выносливостью или долговечеостью. Первым признаком «усталости» ткани является потеря одеждой формы в области локтей, коленей и т. д.

2 При пошиве изделия очень важно в самом начале определить основу и уток ткани. То есть, определить направление главной (основа), более прочной нити и нить утка (обычно менее прочная).

От правильного определения направления ткани зависит прочность и внешний вид готового изделия.

Отличия:

* нити основы: идет вдоль ткани, гладкая, тонкая, сильно скрученная, плотная, жесткая, мало растяжимая, при резком растяжении нить основы издает звонкий звук;

* нити утка: идет поперек ткани, значительно короче нити основы, более толстая, рыхлая, неравномерная, поддается при растяжении, издает глухой звук при резком натяжении ткани.

Так как нить основы более прочная и менее растяжимая, то, при раскрое, нити основы должны располагаться в направлении наибольшего сопротивления и растяжения будущего изделия. Если сделать наоборот – взять направление утка – изделие при носке станет растягиваться, терять форму.

Билет №25

 

Раздвижка нитей смещение нитей в тканях под воздействием внешних сил. Чаще всего происходит около швов, а также на участках, испытывающих значительные многократные напряжения (пройма, локтевые участки рукавов и т. п.). Возникает из-за недостаточного тангенциального сопротивления взаимному перемещению нитей с ткани (недостаточного трения между нитями). Уменьшить Р. Н. в швах готовой одежды можно соответствующим подбором конструкции и модели изделия. При изготовлении изделий из тканей повышенной раздвигаемости (например, ацетатного шелка) рекомендуется в конструкциях изделий избегать применения среднего шва спинки, ограничить размеры изделий и др.

Раздвижка нитей в швах – смешение нитей одной системы под действием внешних сил. Раздвигаемость происходит в сильно облегающей одежде, швы которой испытывают большие усилия растяжения, что приводит к их нарушению, т. е. проявляется в процессе носки. Зависит от волокнистого состава, структуры пряжи и ткани, от характера отделки. В зависимости от показателя раздвижки ткани делятся на три группы: легко раздвигаемые, средне раздвигаемые, не раздвигаемые. Осыпаемость – явление выпадения нитей из открытых срезов. Осыпаемость зависит от строения ткани, вида переплетения, характера поверхности нитей, их жесткости. Осыпаемость характеризуется величиной усилия, необходимого для сбрасывания двухмиллиметрового слоя нитей из среза образца ткани, Осыпаемость влияет на ширину шва, расход нитей (обметывание). По устойчивости к осыпанию различают легко, средне и не осыпающиеся ткани.

2 Драпируемость — способность текстильных материалов в подвешенном состоянии под действием собственного веса принимать пространственную форму и образовывать мягкие, подвижные складки. Драпируемость зависит от жесткости материала на изгиб и его веса: чем выше жесткость, тем хуже драпируемость и чем больше вес, тем драпируемость лучше.

Как и все механические свойства, жесткость и драпируемость текстильных материалов зависят от их структуры и отделки, а также от свойств формирующих материал волокон и нитей.

Жесткость — это способность ткани сопротивляться изменению формы. Величиной, обратной жесткости, является гибкость — способность ткани легко поддаваться изменению формы.

Жесткость и гибкость ткани зависят от размеров и вида волокна, толщины, крутки и структуры пряжи, строения и отделки ткани.

Искусственные кожа и замша, ткани из комплексных капроновых нитей и монокапрона, из шерсти с лавсаном, плотные ткани из крученой пряжи и ткани с большим количеством металлических нитей обладают значительной жесткостью.

Хорошей драпируемостью обладают ткани из натурального шелка, шерстяные ткани креповых переплетений и мягкие пальтовые шерстяные ткани. Ткани из растительных волокон — хлопчатобумажные и особенно льняные — обладают меньшей драпнруемостью, чем шерстяные и шелковые.

 

Билет №26

1 Износостойкость – способность ткани противостоять действию разрушающих факторов: механических (трение), физико-химических (свет, влага, температура, пот, моющие средства при стирке, растворители при химчистке и т. д.), биологических (действие микроорганизмов, процессы гниения, поврежление шерсти молью). Износостойкость ткани зависит от волокнистого состава, вида нитей, вида переплетения, характера отделки. Влага не оказывает вредного воздействия, но способствует развитию микроорганизмов, повреждающих ткань Действие солнечных лучей ослабляет ткань, особенно после стирки. Основным разрушающим фактором является трение. Износ материала проявляется на лицевой стороне, особенно на локтях, коленях, по шаговым швам, внизу брюк, по краям карманов, низу рукавов. Износостойкость тканей можно повысить, используя пряжу, содержащую синтетические волокна, стойкие к истиранию

2 Органолептическим называется способ, при котором волокнистый состав тканей устанавливают, пользуясь органами чувств — зрением, обонянием, осязанием. Оценивают внешний вид ткани, ее туше, сминаемость, характер обрыва пряжи или нити, характер горения нитей основы и утка, запах при горении нитей основы и утка, остаток после сгорания нитей.

Билет №27

1 Ткацким переплетением называется порядок взаим­ного перекрытия нитей основы нитями утка. При выра­ботке тканей используют разнообразные виды перепле­тений, которые можно разделить на четыре основных класса: простые (главные), мелкоузорчатые (произ­водные и комбинированные), сложные, крупноузорчатые.

2 Органолептическим называется способ, при котором волокнистый состав тканей устанавливают, пользуясь органами чувств — зрением, обонянием, осязанием. Оценивают внешний вид ткани, ее туше, сминаемость, характер обрыва пряжи или нити, характер горения нитей основы и утка, запах при горении нитей основы и утка, остаток после сгорания нитей. Определение состава тканей рекомендуется проводить в следующем порядке.

Внимательно рассматривают ткань с лицевой и изнаночной сторон, обращая внимание на ее цвет, блеск, пушистость, толщину и плотность.

Проводят ручную пробу на смятие. Ткань сильно сжимают в кулаке. Через 30с отпускают и разглаживают рукой. Анализируют степень смятости и характер образовавшихся складок.

Выдергивают из образца основные и уточные нити. Рассматривают отдельно нити основы и утка, сравнивают их внешний вид. И те и другие нити раскручивают, каждое из составляющих волокон оценивают по длине, толщине, цвету, блеску, извитости.

Каждую из исследуемых нитей обрывают, рассматривают и оценивают характер обрыва.

Поджигают нить и наблюдают характер горения. Оценивают цвет пламени, наличие копоти, запах, горение в пламени и вне пламени, плавление, исследуют остаток после сжигания.

Билет №28

1 Под оптическими свойствами ткани подразумевается ее внешний вид: фактура (характер поверхности), блеск или матовость, прозрачность, колорит, окраска, рисунок и др. Оптические свойства зависят от волокнистого состава, вида ткацкого переплетения и особенно от отделки. По виду отделки ткани различают: суровые (не прошедшие процесс отбеливания), отбеленные, гладкокрашеные (равномерно окрашенные в один цвет), с набивным рисунком, пестротканые (вытканные из разных по цвету нитей), меланжевые (выработанные из меланжевой пряжи). Оптические свойства не оказывают влияния на прочность, долговечность, удобство, гигиеничность ткани, и тем не менее учитывать их

при проектировании одежды необходимо, ведь именно они определяют соответствие ткани требованиям моды.

2 Ручная стирка при температуре 30 градусов; нельзя отбеливать; утюжить при температуре не выше 110 градусов; химчистка запрещена; сушка в барабанной машине не допустима. Как пример спортивная одежда из синтетического волокна.

 

Билет №29

1 Одна из основных задач, решаемых в процессе создания одежды, - создание устойчивой объемной формы из плоских материалов, какими являются ткани, трикотажные и нетканые полотна. Объемная форма одежды может быть получена двумя способами: во-первых, путем разработки конструкции изделия с максимальным членением его на части (вытачки, швы, рельефы, складки и т.п.); во-вторых, путем изменения геометрических размеров материала на отдельных участках детали, для чего используются деформационные свойства материала. На практике чаще всего используют комбинированный способ получения объемной формы.

Способность материала образовывать пространственную форму и устойчиво сохранять ее в условиях носки одежды называется формовочной способностью материала. Формовочная способность текстильного материала – это его способность к формообразованию и формозакреплению.

Способность материала к формообразованию определяется его механическими свойствами, способностью к различным видам деформации: утонению, изгибу, растяжению и сжатию.

2 Толщина. Толщина ткани - показатель, оказывающий большое влияние на ее назначение и обработку в швейном производстве. Толщина ткани зависит от линейной плотности пряжи и ее крутки, переплетения нитей, плотности и характера отделки ткани.

Чем выше линейная плотность пряжи, тем при прочих равных условиях толще ткань. С увеличением крутки пряжи диаметр ее несколько уменьшается, но до известного предела, после чего происходит укорачивание пряжи и, следовательно, увеличение ее поперечника.

Толщина ткани может быть различной в зависимости от вида переплетения, которым она выработана. Наименьшую толщину имеют ткани полотняного переплетения, большую - ткани саржевых, сатиновых и мелкоузорчатых переплетений, наибольшую - ткани сложных переплетений. Толщина ткани зависит от степени изгибания нитей основы и утка.

От толщины материала зависит число полотен в настиле при раскрое. Чем толще ткань, тем меньше полотен в настиле. Пр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: