Тема. Русская школа философии техники

Философия техники Н.Бердяева

П.Энгельмейр. Техника как реальное творчество

Методические указания

1. Бердяев полагал, что господство техники открывает новую ступень действительности: «новая реальность», воплощением которой является машина, по своей сути отличается от природной как неорганической, так и органической реальности. Специфический характер реальности, созданной машинной технологией, виден в том воздействии, которое последняя оказала, с одной стороны, на жизнь человека, а, с другой, - на окружающую среду. Это воздействие является результатом нового типа организации, которую Бердяев называл «техносистемой» и рассматривал как совокупность экономических, промышленных и технологических организаций, распространяющих своё влияние на весь мир. Различные элементы техносистемы не имеют общего управления, действуя отчасти в конкуренции, а отчасти - в кооперации друг с другом. Ими руководят не столько конкретные личности, сколько с трудом опознаваемые анонимные и безличные управляющие силы. Деятельность техносистемы ведет к интеграции и унификации в масштабах земного шара различных укладов жизни, человеческих ожиданий и потребностей. Именно в этом смысле можно рассматривать техносистему, как «новую ступень действительности». Таким образом, современная техника, и, прежде всего, техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки. Однако в истории развития общества соотношение науки и техники постепенно менялось.

2. Петр Климентьевич Энгельмейер (1855–1941) был последователем традиций Эрнеста Каппа. Его взгляд на философию техники сводились к нескольким основным положениям

1. Опыт и наблюдение являются источником наших знаний о природе, именно они служат свидетельством истинности законов науки.

2. Опыт и наблюдения показывают, что природу надо побеждать природой.

3. Если без техники человек потерян, то без науки нет техники.

4. Определение человека как «мыслящего животного» (Ж. Кювье и К. Линней) нуждается в уточнении с учетом положения о том, что ум человека развивался параллельно с развитием языка и орудий труда (Л. Нуаре и М. Мюллер).

5. Способность человека к созданию орудий заложена в самой его природе, в его творческой натуре.

6. Наука рождается из технических, нужд обыденной жизни.

Энегельмейер выстраивает демаркационную линию между наукой и техникой. На вопрос, в чем между ними разница, он отвечает так: наука преследует истину, техника – стремится к пользе. Техник приходит тогда, когда ученый уже сказал, в чем истина: наука знает, а техника – делает. Энгельмейер выстраивает свод требований к технике, которые она обязана соблюдать, будучи фундаментом культуры.

По его мнению, техника должна иметь чувство ответственности, основанное на «формуле воли», составляющими которой являются «Истина, Красота, Добро, Польза». А где-то на обочине – «дьявольская» воля, которая захватили современную ему Россию

 

Основная литература

Некрасова Н.А., Некрасов С.И. Философия техники. Учебник – М.; МИИТ, 2010 – 164 с.

Дополнительная литература

Основные подходы к осмыслению техники. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://philosophy.mitht.ru/vvedenie.htm

Тема. Американо-философская школа философии техники

1. Концепция мегамашины Льиса Мэмфорда

2.Концепция отказа от власти техники Жака Эллюля

Основная литература

Некрасова Н.А., Некрасов С.И. Философия техники. Учебник – М.; МИИТ, 2010 – 164 с.

Дополнительная литература

1. Основные подходы к осмыслению техники. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://philosophy.mitht.ru/vvedenie.htm

2. Философия техники в ФРГ – М.; Прогресс, 1989


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: