Оценка состояния здоровья

Тема 3. Здоровье и болезнь: подходы и понятия. Составляющие здоровья. Уровень здоровья и его оценка.

 

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ 

 

В ходе занятия студент должен

знать:

· дефиниции «здоровья» Всемирной организации здравоохранения и отечественных ученых,

· понятия «болезни», «хронические заболевания», «этиология», «патогенез»; исходы болезней; составляющие здоровья;

· группы факторов, определяющих здоровье и критерии, его характеризующие,

· группы здоровья.

Уметь

· анализировать и оценивать внутренние и внешние условия возникновения и развития болезней.

В ходе самостоятельной работы студент должен обратить внимание на различия в понятиях «причины болезней» и «условия возникновения и развития болезней», «факторов риска».

 

2.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы для самоподготовки:

1. Назовите дефиниции «здоровья» Всемирной организации здравоохранения, из Большой Медицинской Энциклопедии, отечественных авторов: Лищука В.А., 1994; Воронцова И.М., 2000, Федерального Закона №323.

2. Какие общие и отличительные признаки различных определений здоровья можно выделить?

3. Что такое оценка здоровья?

4. Что такое уровень здоровья?

5. Перечислите составляющие здоровья.

6. Какие группы факторов, определяющих здоровье, Вы знаете?

7. Назовите критерии, характеризующие здоровье.

8. Дайте характеристику пяти группам здоровья.

9. Назовите дефиниции понятий: «болезни», «хронические заболевания», «этиология», «патогенез». Перечислите исходы болезней.

10. Какая разница существует между «причинами болезней» и «условиями возникновения болезней»?

11. Приведите примеры внутренних и внешних условий возникновения и развития болезней.

«Здоровье и болезнь: подходы и понятия. Составляющие здоровья. Уровень здоровья и его оценка».

Современные аспекты оценки уровня здоровья человека. Современные дефиниции «здоровья». Понятия: оценка здоровья, уровень здоровья, качество здоровья. Составляющие здоровья. Факторы, определяющие здоровье. Критерии, характеризующие здоровье. Группы здоровья. Понятия «болезни», «хронические заболевания», «этиология», «патогенез». Исходы болезней. Причины болезни. Условия возникновения болезни: внутренние и внешние.

Содержание:

Тема нормы, здоровья и болезни, безусловно, является самой специфичной, самой важной, но и самой спорной проблемой медицины. Прежде чем осознать и по достоинству оценить научный смысл поставленной проблемы, надо определиться с понятиями: «норма», «здоровье», «болезнь». Это - базовые, фундаментальные понятия медицины.

 

Определение основных понятий (Терехова М.В.)

Норма. Естественно, что для построения любой иерархии необходимо определить точки отсчета. В частности, это звучит как проблема соотношения нормы и патологии. Однако возможны различные понимания термина «норма» (табл. 1).

Таблица 1. Разное понимание нормы (по М.Перре, У.Бауманн, 2003)

Статистическая норма Идеальная норма Социальная норма Субъективная норма Функциональная норма
Определяется посредством опытных среднеарифмети-ческих данных – анормальное – значит необычное Имеет философ-ское и мировоззренческое обоснование как «состояние совершенства» и постулирована как общезначимая – анормальное –значит несоответствующее идеалу Предписан-ные обществом нормы поведения – анормальное – значит отклоняющееся Масштабом для оценки изменений служат индивидуальные данные – анормальное – значит неподходящее для индивида Как промежуточные функции (или дисфункции) для желаемых состояний «более высокого уровня» – анормальное – значит вредное

В зависимости от точки зрения на уровни ≪континуума состояния здоровья≫, конкретный человек будет оценивать свое состояние, исходя из субъективной нормы, а исследователь в зависимости от целей и специфики исследования может выбирать статистическую, социальную или функциональную норму.

В медицине чаще всего дается следующее определении нормы.

Норма — количественное выражение качественного состояния живого организма в каждый отдельный момент времени. Обычно под нормой понимают средние значения показателей, встречающихся в популяции, как, например, рост, вес и т.д.

Традиционно в медицине для определения нормы проводят измерения того или иного параметра на достаточно большой (или, как говорят в статистике, репрезентативной) популяции, после чего производится расчет среднего значения и допустимого диапазона нормальных значений.

После этого нормальные величины или диапазоны их значений заносятся в справочники, и отклонения от этих величин рассматриваются врачами как проявление некой патологии.

К примеру, нормальное содержание гемоглобина в периферической крови у женщин — 120-140 г/л. Снижение этого показателя наблюдается при анемии, которая может быть как самостоятельным заболеванием, так и признаком (симптомом) другого заболевания.

Однако содержание гемоглобина в периферической крови не является постоянной величиной. В зависимости от различных факторов она может меняться величин с нормативными необходимо стандартизировать условия проведения измерения. Так, общий анализ крови берется в утренние часы натощак. Прием пищи вызывает выход форменных элементов крови из депо, что приводит к увеличению их содержания в периферической крови и, соответственно, повышается число эритроцитов. Так как в эритроцитах содержится гемоглобин, то после приема пищи его уровень в крови может быть ошибочно определен как повышенный.

При определении нормальных величин существует целый ряд проблем, связанных с выбором исходной популяции людей, у которых происходит измерение показателя.

Так как нормальные значения зависят от выбора исходной популяции, то в клинической практике эти величины не следует воспринимать как абсолютные. Нельзя ставить диагноз только по результатам анализов, не сопоставляя их с клинической картиной заболевания. Тем более нельзя ставить диагноз только на основании одной измененной величины.

Представления о норме как средней статистической величине были дополнены функциональным подходом к определению «норма». При функциональном подходе к определению понятия ≪норма≫ под нормой понимается количественное значение показателя, обеспечивающего максимальную адаптацию к окружающей среде. Так, у лиц, проживающих в высокогорных районах, из-за разреженного воздуха с низкой концентрацией кислорода увеличено содержание эритроцитов и гемоглобина в периферической крови. Уровень гемоглобина 150-160 г/л может рассматриваться у этих лиц как норма, а 120-130 г/л — как анемия. Однако этот уровень содержания гемоглобина является нормальным для жителей Среднеевропейской равнины.

Заканчивая обсуждение понятия «норма», необходимо отметить, что понятия не-норма и аномалия — различны. Человек может иметь некоторую аномалию развития (например, декстракардию — сердце, расположенное справа). Но если эта аномалия не уменьшает адаптации человека к окружающей среде, то ее можно рассматривать в качестве нормы для данного индивидуума.

Многие представления о норме были пересмотрены с развитием концепции доказательной медицины.

 

Здоровье.

 

Прежде чем обсуждать следующие понятия – здоровье и болезнь, нужно остановится на сущности самого человека и вспомнить определение, сформулированное в БМЭ в статье "Человек" (Ю.П. Лисицын): "Человек (Homo sapiens, человек разумный, относящийся к подтипу позвоночных, отряду приматов, классу млекопитающих) - высшая ступень развития животных организмов на Земле, общественное (социальное) существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью".

Понимание сущности человека - ключ к пониманию категорий болезни и здоровья. Это четко представляли себе основоположники социальной гигиены в нашей стране. Они не отрывали социальное от биологического, подчеркивали приоритет социального, которое опосредует биологическое, преобразует его.

Следует отметить, что  удовлетворившей бы всех дефиниции здоровья пока не найдено (их существует более 100), однако с несколькими аксиоматическими положениями большинство авторов соглашается:

• в абсолютном смысле здоровья не существует; абсолютное здоровье - идеал;

• каждый человек здоров условно; ни один человек не бывает на протяжении всей жизни вполне здоровым;

• каждый человек может быть здоров в определенных условиях (климат, пища, труд); есть подходящие (нормальные) и неподходящие (вредные) жизненные условия для конкретного человека; условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого.

 

В трактовке понятия «здоровье» существует и по настоящее время много толкований. Чаще всего, давая характеристику здоровья, одним из важнейших его компонентов считают просто отсутствие болезни.

В Большой Медицинской Энциклопедии говорится, что «здоровье - это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких либо болезненных явлений».

Очевидно поэтому представление о том, что «здоровье» - это состояние, характеризующееся отсутствием болезни, до сих пор преобладает у медиков нашей страны. Хотя вряд ли отсутствие болезни можно считать основным и тем более единственным критерием здоровья. «Здоровье следует рассматривать не в статике, а в динамике изменений внешней среды и в онтогенезе, то есть в процессе индивидуального развития от зарождения до смерти».

По мнению Лищука В.А., 1994; Лисицына Ю.П.,1988«Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и способность полноценно адаптироваться к условиям окружающей среды». В этом плане здоровье можно определить как гармоническое единство всевозможных обменных процессов между организмом и окружающей средой и как результат этого согласованное течение разнообразных обменных процессов внутри самого организма, проявляющееся в оптимальной жизнедеятельности его органов и систем.

Некоторые авторы (Казначеев В.П., Матросов Л.Г, 1978;Alonzo, 1985; Dubos 1985) при определении понятия «здоровье» предлагают учитывать степень приспособляемости к различным условиям жизни, в том числе и сохранение трудоспособности. Многие авторы (Апанасенко ГЛ., 1985; Воробьева Е.И, 1986; Щедрина А.Г. 1989) подчеркивают, что «здоровье - это естественное состояние организма, являющееся выражением его совершенной саморегуляции, гармонического взаимодействия всех органов и систем и динамического уравновешивания с окружающей средой, процесс сохранения и развития биологических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни».

В многотомном руководстве по патологической физиологии Сироткина Н.Н., 1966, И. Р. Петров и В.Б. Лемус пишут, что для здорового организма обязательным является наличие трех следующих качеств:

1) адекватное взаимодействие человека с окружающей средой, постоянное уравновешивание организма и среды, то есть способность организма легко приспосабливаться, т.е. адаптироваться к условиям своего существования.

2) сохранение высокой трудоспособности, понимая под этим выполнение профессионального долга на своем рабочем месте;

3) сохранение целостности организма, что подразумевает отсутствие у человека серьезных физических дефектов, повреждений, которые бы ограничивали его трудовую деятельность, нарушали бы адаптивные возможности организма.

Проведя анализ определений понятия «здоровье», П.И. Калью (1988) выделил шесть наиболее значимых признаков здоровья:

• нормальная функция организма на всех уровнях его организации;

• отсутствие болезни;

• динамическое равновесие организма, его функций и факторов окружающей среды;

• способность к полноценному выполнению социальных функций;

•полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции, гармонического взаимодействия всех органов и систем;

•способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде.

По мнению И.М. Воронцова (2000), «здоровье ребенка — это еще и отсутствие признаков отставания или дисгармоничности развития по всем его направлениям, а также наличие комплекса факторов и условий для оптимального последующего развития, гарантии достижения к взрослому периоду жизни высоких биологически детерминированных уровней физического, интеллектуального и нравственного совершенства, реального обеспечения длительной, безболезненной и социально плодотворной жизни».

 

Федеральным законом РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ дается определение: ≪ здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма≫.

Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней (1946). Таким образом, понятие ≪здоровье≫ является более широким, чем ≪не-болезнь≫, так как включает в себя не только случай отсутствия болезни, но и социальный, душевный и физический компоненты.

При этом под физическим здоровьем понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.

Психическое здоровье рассматривается как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера.

Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

Определение ВОЗ подразумевает, что в различных обществах, разных культурах восприятие здоровья может быть неодинаковым. Так, в обществе потребления под социальным здоровьем понимают наличие материальных благ, а в духовном обществе (например, религиозной общине) - душевную чистоту, близость к Богу и т.д.

Определение здоровья ВОЗ не подвергалось пересмотру со времен основания ВОЗ и критикуется за идеальность цели. Но следует подчеркнуть, что эксперты Всемирной организации здравоохранения смогли путем консенсуса выработать краткое, но очень емкое на данный период определение понятия здоровья. Сущность этого определения заключается в том, что для действительно здорового человека характерна гармония в отношении физической (природной) и социальной среды обитания. Другими словами, здоровый человек способен полноценно с удовольствием жить, трудиться, сохраняя при этом душевное равновесие. Хотя, согласиться с тем, что, наверно, немного найдется в мире людей, которые полностью соответствуют этому определению. Вот почему с практической точки зрения желательно более конкретная характеристика здоровья.

Учитывая вышесказанное, а также определение здоровья, принятое ВОЗ, можно рассматривать некое пространство - от неблагополучия до полного благополучия - как многоуровневый континуум состояния здоровья человека с полюсами ≪смерть≫ как полное прекращение жизнедеятельности и ≪абсолютное здоровье≫ как раскрытие актуального максимума потенциальных возможностей человека.

ВОЗ предлагает различать личное и общественное здоровье:

1. Личное здоровье характеризует состояние индивидуума. Соответствие различных показателей гомеостаза норме и отсутствие признаков болезни необязательно означает, что человек здоров. Поэтому в своей лечебной деятельности врач обычно ограничивается заключением ≪практически здоров≫.

Данное выражение подразумевает, что на некотором ближайшем отрезке времени человек может быть здоров и трудоспособен, однако он не гарантирован от заболеваний при изменении условий в его окружении, например в быту или не работе.

Состояние здоровья группы индивидуумов (например, учащихся одной школы) характеризуется групповым здоровьем.

2. Общественное здоровье - состояние общества в целом. Характеризуется такими показателями, как рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни и т.д.

Здоровье жителей определенного региона, территории называется региональным здоровьем

С точки зрения ВОЗ, здоровье людей — социальное понятие, поэтому для оценки общественного здоровья рекомендуется использовать следующие показатели:

• отчисление валового национального продукта на здравоохранение;

• доступность первичной медико-санитарной помощи;

• уровень вакцинопрофилактики населения;

• степень обследования беременных квалифицированным персоналом;

• состояние питания детей и подростков;

• уровень детской смертности, особенно первого года жизни;

• средняя продолжительность предстоящей жизни;

• гигиеническая грамотность населения.

ВОЗ считает своим основным принципом ≪достижение здоровья по самым высоким стандартам≫ для всего населения Земли.

 

Выделяют следующие составляющие здоровья:

Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития человека.

Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфофункциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Это физическая активность и физическая готовность ребенка, параметры, отражающие физическую работоспособность и толерантность к физическим нагрузкам, общая выносливость и двигательная активность человека.

Психическое здоровье - состояние психической сферы, полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов. Психическое здоровье определяется через успешность социальной адаптации и отсутствие признаков психических заболеваний.

Психологическое здоровье - комплекс интересов человека в жизни, свобода мысли, инициатива, увлеченность своим делом, активность, самостоятельность, ответственность.

Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок мотивов поведения индивида в обществе.

Репродуктивное здоровье — отсутствие органических расстройств, заболеваний и недостаточностей, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.

Сексуальное здоровье - есть комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных факторов, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви. В соответствии с критериями, разработанными Сексологическим институтом в Гамбурге, к норме можно относить все формы сексуальной активности, сексуального поведения и сексуальных действий, которые имеют место между двумя зрелыми лицами разного пола, принимаются ими обоими и направлены на достижение наслаждения, которое не вредит их здоровью и не нарушает норм общежития.

 

Таким образом, можно выделить следующие концептуальные подходы (5) к выделению различных групп дефиниций (определений) здоровья:

1) функционально-биологический подход

В основе лежит нормальное функционирование организма на различных уровнях (молекулярном, клеточном, тканевом, органном, организменном). Такой подход определяет здоровье как нормальное течение физиологических и биохимических процессов.

2) здоровье рассматривается с позиции динамического равновесия организма, его функций и факторов окружающей среды

Здоровье при таком подходе представляет собой состояние динамического (гомеорезис) и статического (гомеостаз) равновесия организма и среды, а критерием оценки равновесия является соответствие структур и функций организма окружающим условиям.

3) социально-биологический подход

В данном случае биологические и социальные признаки рассматриваются в единстве, хотя социальным придается приоритетное значение.

4) адаптационный подход

Приоритетным в определениях здоровья является способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям в окружающей среде.

5) ценностный подход.

 Здоровье выступает как ценность для человека, необходимой предпосылкой для полноценной гармоничной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности.

Наличие достаточно большого количества определений здоровья еще раз подтверждает что здоровье – это очень сложный объект познания.

 

Оценка состояния здоровья.

Оценка здоровья - это количественная и качественная характеристика здоровья с использованием интегрального показателя, выраженного в баллах или процентах с учетом комплекса критериев, характеризующих состояние основных функциональных систем организма.

Уровень здоровья - обобщенный (интегративный) количественный показатель, представляющий собой координату на универсальной шкале (еще окончательно не разработанной) всевозможных оценок здоровья от 100% (идеальное здоровье) до 0 (смертельный исход).

В настоящее время в основу современной оценки состояния здоровья положены:

Три группы факторов, обусловливающих здоровье:

1) наличие патологического признака или болезни в семье, в роду и степень его влияния на уровень здоровья (генеалогический анамнез).

2) особенности онтогенеза (биологический анамнез),

3)  условия роста и развития ребенка (социально-средовой анамнез).

Пять критериев, характеризующих здоровье:

1) физическое развитие и степень его гармоничности (определение массы, длины тела, окружности грудной клетки и других антропометрических показателей).

2) нервно-психическое развитие.

3) уровень резистентности (сопротивляемости) организма, определяют по кратности острых заболеваний за прошедший год.

4) функциональное состояние организма и поведенческие реакции, определяют по показателям: частоты сердечных сокращений и дыхательных движений, уровня артериального давления и гемоглобина в периферической крови, и т.д.

5) хронические заболевания или врожденные пороки развития.

В зависимости от характеристик критериев здоровья и наличия факторов риска выделяют 5 групп здоровья дети (С.М. Громбах, 1982).

I группа — здоровые, не имеющие отклонений по всем шести критериям, то есть здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем функций, не имеющих уродств, увечья, функциональных отклонений;

II группа - дети с фактором риска возникновения патологии различных органов и систем, а также имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, измененную резистентность, у которых отсутствуют хронические заболевания.

III, IV, V группы - дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, субкомпенсации, декомпенсации соответственно.

Сравнивая классификацию состояний организма, предложенной еще тысячу лет назад Авиценной, с современной классификацией, можно соотнести следующие уровни здоровья:

I     —   тело здоровое до предела (I гр);

II    —   здоровое, но не до предела (I гр.);

III —   не больное и не здоровое (II гр.);

IV —   легко воспринимающее нездоровье (III гр.);

V    —   плохо воспринимающее нездоровье (IV гр.);

VI —   больное до предела (V гр.).

Прежде чем говорить о болезни, целесообразно остановиться на так называемом третьем состоянии - между здоровьем и болезнью, о котором писал еще Клавдий Гален. Его называют также предболезнью, донозологическим состоянием. И хотя имеются некоторые отличия в толковании значений этих понятий, все они объединяются мыслью о существовании "моста", переходного состояния между болезнью и здоровьем. У Авиценны данное состояние называется «тело не больное и не здоровое».

Болезнь

Часто болезнь определяют как уменьшение адаптации к окружающей среде.

Общепринятые определения болезни:

Болезнь -особый вид страдания, вызванный поражением организма, отдельных его систем различными повреждающими факторами; при ней имеют место нарушение регуляции и адаптации, снижение трудоспособности (ВОЗ).

Федеральным законом РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» было дано следующее определение: «болезнь – заболевание, возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма».

В русском языке, как и в большинстве других языков мира, слово «болезнь» происходит от слова «боль», его значение включает также вред, тяжесть, неудобство, страдание. Больной человек не только ощущает боль, слабость, но и неспособен к труду и активной жизни. Таким образом, ущерб от болезни испытывает не только сам больной (за счет причиняемых ему страданий), но и общество, которое несет потери, связанные с его болезнью. Эти потери можно разделить:

• на прямые, связанные с затратами на лечение индивидуума (в том числе закупку лекарств, оплату труда врачей), потерями в производстве и т.д.;

косвенные - моральный ущерб, сокращение активного долголетия и т. п.

Далеко не всегда удается определить даже прямые затраты, связанные с болезнью человека; косвенные же затраты в принципе не подлежат полному материальному выражению.

Болезнь одного индивидуума сказывается на состоянии общества в целом. Особенно это становится ощутимым, когда болезни принимают размах эпидемий, например, в Средние века в результате эпидемий холеры, чумы погибла чуть ли не половина трудоспособного населения. В наше время огромными экономическими потерями сопровождаются эпидемии гриппа, распространение СПИДа и гепатита В.

Понятия, определяющие исходный уровень знаний:

Предболезнь (т.е. переход от здоровья к болезни) - снижение функциональной активности некоторых саногенетических механизмов или их комплексов, ведущее к расстройству саморегуляции и ослаблению резистентности организма.

Предболезнь - состояние организма при ослаблении некоторых саногенетических механизмов и их комплексов (С.М. Павленко).

Патогенез (от греческого pathos – страдание, genesis- происхождение) раздел патологической физиологии, изучающий механизмы развития  и исхода болезней.

С.М. Павленко определяет патогенез как динамический комплекс нарушений саморегуляции организма, развивающийся на почве функционального и структурного повреждения чрезвычайным раздражителем соответствующих рефлекторных аппаратов. Именно два кардинальных показателя (нарушение саморегуляции организма и повреждение его рефлекторного аппарата) раскрывают внутреннюю сущность патогенеза, создавая возможность целенаправленно воздействовать на процесс патогенеза в разные периоды его развития.

Этиология – учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней (от греч. aitia – причина, logos – учение).

Причина болезни – фактор, который вызывает заболевание. Пример: причина лучевой болезни – ионизирующая радиация.

Условие возникновения болезни - факторы, влияющие на возникновение и развитие болезней. В отличие от причинного фактора условия не являются обязательными для развития заболевания.

Пример: причина пневмонии – вирусы и бактерии, условия, способствующие ее развитию – переохлаждение, ранний и пожилой возраст, недостаточное питание и др.

Кроме условий, способствующих возникновению болезней, различают условия, препятствующие их возникновению и развитию. Условия могут быть внутренними (эндогенными) и внешними (экзогенными).

Условия, способствующие развитию заболевания:

-внутренние: наследственное предрасположение к болезни, патологическую конституцию, ранний детский и старческий возраст;

- внешние: нарушение питания, переутомление, ранее перенесенные заболевания, неблагоприятные социально-средовые условия (плохой уход и т.д.).

Условия, препятствующие развитию заболевания:

- внутренние: наследственные, расовые и конституциональные факторы (видовой иммунитет человека к некоторым инфекционным заболеваниям животных- чума собак и кошек и т.д.).

- внешние: рациональное питание, правильная организация режима дня, достаточная двигательная активность, хороший уход).

 Возможными исходами болезни являются выздоровление, переход в хроническую форму и смерть.

Выздоровление – процесс восстановления нарушенных функций больного организма и его приспособления к существованию в окружающей среде.

Хронические болезни – возникают при неполной ликвидации этиологического фактора и нарушения восстановления функций. Примеры: развитие порока сердца при ревматизме и т.д.

Смерть – прекращение жизни организма.

Саногенез (лат. sanitas - здоровье, греч. genesis - происхождение, процесс образования) означает "развитие здоровья". Саногенез - учение о механизмах поддержания здоровья и выздоровления при болезни.

Саногенез - это динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов физиологического и патологического характера, развивающийся в результате воздействия на организм чрезвычайного раздражителя, функционирующий на протяжении всего патологического процесса (от предболезни до выздоровления) и направленный на восстановление нарушенной саморегуляции организма (С.М.Павленко).

 

 

3.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ

Тесты и контрольные вопросы заключительного уровня:

1.Назовите дефиницию «здоровья» из Большой Медицинской Энциклопедии:

А).

 

2.По мнению, каких ученых «Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и способность полноценно адаптироваться к условиям окружающей среды»:

А) П.И. Калью

Б) Лищука В.А.

В) Лисицына Ю.П.

Г) Воронцова И.М

 

3. Назовите три группы факторов, обусловливающих здоровье:

А)

Б)

В)

 

4.Перечислите критерии, характеризующие здоровье человека:

А) физическое развитие

Б) социально-средовой анамнез

В) уровень резистентности (сопротивляемости) организма

Г) нервно-психическое развитие

Д) наследственность

Е) функциональное состояние организма

Ж) хронические заболевания или врожденные пороки развития

З) особенности онтогенеза

И) все вышеперечисленные

5. «Отсутствие органических расстройств и заболеваний, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций»– это:

А) Репродуктивное здоровье

Б) Сексуальное здоровье

В) Психосексуальное здоровье

Г) все вышеперечисленное

 

6. Перечислите составляющие здоровья:

А)

Б)

В)

Г)

Д)

Е)

Ж)

 

6.Являются ли условия возникновения болезни обязательными для развития заболевания:

А) да

Б) нет

 

7.Что является причиной пневмонии:

А) переохлаждение

Б) ранний возраст

В) вирусы

Г) бактерии

Д) пожилой возраст

Е) недостаточное питание

 

8.Какие условия, препятствующие развитию заболевания, являются внешними (экзогенными):

А) рациональное питание

Б) неотягощенная наследственность

Г) особенности конституции

Д) правильная организация режима дня

Е) недостаточная двигательная активность

Ж) хороший уход за больным

 

9.Дайте определение «болезнь» 

 

10. Что такое норма?

 

4.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Содержание: Подготовка реферативных сообщений по теме занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: