Исторические аспекты создания программ обучения в начальной школе

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»

(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

Дисциплина: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

« Практическая работа »

 

 

Выполнила обучающаяся 3 курса
Сайкова Анна Владимировна Направление подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования» Группа 3БППО-ПСХ (ЗФО)  
 
Проверила: Туканова Лариса Егоровна,           кандидат педагогических наук, доцент  

 

Г.Мурманск

2020г.

Практическое занятие 1
Тема: Процесс обучения младших школьников. Характеристика ведущих идей.

План
1. Исторические аспекты создания программ обучения в начальной школе.
2. Сущность программности в начальном образовании. Задачи и функции программы. Принципы создания программы.
3. Основные образовательные системы: традиционная и развивающая.
4. Общенаучные принципы построения образовательных программ и их роль в теории и практике начального образования.
5. Современные требования к образовательным программам начального образования.







Исторические аспекты создания программ обучения в начальной школе.

Согласно Приказу Минобрнауки России от 21 октября 2004 г. № 93 начальное общее образование включало:

 • традиционную систему обучения (программы «Школа России», «Гармония», «Школа 2000…», «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний»);

• развивающие системы обучения (система Л. В. Занкова и система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова). Но с течением времени противоречия между традиционной и развивающей системами обучения постепенно смягчились, и на современном этапе развития начального образования все учебно-методические комплекты ориентируются на тезис активности ребенка в процессе обучения, на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей. Разделение учебников по системам (традиционная или развивающая) и комплектам (программам) в федеральных перечнях рекомендованных (допущенных) учебников убрали с 2006/2007 учебного года, а с 2008/2009 учебного года такой информации в перечнях не стало.    

В Федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Приказ Минобрнауки России № 2080 от 24 декабря 2010 г.) в разделе «Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования» были выделены четыре системы учебников: «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Школа России», «Школа 2100». Данные УМК включали в себя завершенные предметные линии учебников уже по всем предметам начального общего образования: русский язык, литературное чтение, математика, информатика, окружающий мир, технология, музыка, изобразительное искусство, 25 физическая культура, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский), основы духовно-нравственной культуры народов России (4–5-й классы). Особенностью статуса «система учебников» было и то, что каждому предмету соответствовала только одна завершенная предметная линия учебников. Учебники остальных вышеперечисленных программ или завершенных предметных линий также включены в Федеральный перечень рекомендованных (допущенных) учебников на 2011/2012 учебный год в разделы «Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования» или «Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования».

 В федеральных перечнях учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885) разделение учебников по системам (программам) вновь отсутствовало. Учебники, принадлежащие к завершенным предметным линиям, были сгруппированы только по предметам начального общего образования.

 На основании информации, размещенной на официальных сайтах издательств и авторов-разработчиков программ, и в соответствии с Федеральным перечнем учебников на 2013/2014 учебный год (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2012 г. № 1067) можно выделить следующие УМК:

 • «Школа России»;

• «Перспективная начальная школа»;

• «Гармония»; • «Начальная школа XXI века»;

 • «Планета знаний»; • система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова;

 • «РИТМ»;

 • «Перспектива»;

• «Начальная инновационная школа»;

 • «Школа 2100»;

• «Школа 2000…» (открытый УМК);

• система Л. В. Занкова;

 • «Диалог».

 На сегодняшний день информацию о принадлежности тех или иных завершенных предметных линий учебников определенным УМК можно найти на сайтах издательств, выпускающих УМК, или на официальных сайтах программ начальной школы. Она содержится и в методических изданиях.

Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения. Инновации в системе образования связаны с внесением изменений в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; систему контроля и оценки уровня образования; систему финансирования; учебно-методическое обеспечение; систему воспитательной работы; учебный план и учебные программы; деятельность учащегося и преподавателя. Стандарт 2009 г. принципиально отличается от Стандарта 2004 г., в котором детально описывалось содержание образования: темы, дидактические единицы, служившие основой для разработки учебников и образовательных программ по предметам. В стандарте нового поколения содержание образования детально не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. Во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия — умение учиться самостоятельно. Важным является не багаж знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться. Необходимость перехода на новые стандарты возникла в связи с тем, что многие выпускники по окончании школы сталкиваются с трудностями адаптации к взрослой жизни, где нет учителей, которые их направляют. Одних знаний оказывается в жизни недостаточно. Выпускник должен научиться решать свои проблемы самостоятельно. Первый опыт внедрения ФГОС показал, что в целом концептуальные идеи и прописанные пути реализации новых образовательных стандартов актуальны и востребованы современной образовательной системой.

Источник:

Образовательные программы начальной школы: учеб. пособие для СПО / Т. А. Фугелова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2019; Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. — 465 с. — (Серия: Профессио нальное образование).

2. Сущность программности в начальном образовании. Задачи и функции программы. Принципы создания программы.

Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает:

ü перечень тем изучаемого материала;

ü  рекомендации по количеству времени на каждую тему;

ü  распределение их по годам обучения;

ü  время, отводимое для изучения всего курса. Выделяют несколько видов учебных программ:

ü типовые программы;

ü рабочие школьные программы;

ü личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые программы утверждаются Министерством общего и профессионально образования РФ и носят рекомендательный характер. Они очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения, специфических для конкретного учебного предмета.                                    На основе типовых составляются рабочие программы, в которых, как правило, отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.                                                            Авторские программы отличаются и логикой построения курса, и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий утверждаются советом школы.                                                                                                     Задачи программы:

ü обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;

ü обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

ü обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

ü установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого- педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

ü обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательной деятельности, взаимодействия всех его участников;

ü взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

ü выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

ü организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

ü участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада. Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, края) для приобретения опыта реального управления и действия;

ü социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

ü сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: