Основные образовательные системы: традиционная и развивающая

В современной начальной школе, наряду с традиционной, действуют параллельные системы развивающего обучения .                                                 К традиционной системе относятся следующие учебно-методические комплексы:: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2000», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний» и др.                                                                                Развивающим обучением занимаются программы Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.                                                                          В основе организации традиционного обучения лежит классно-урочный принцип. На данном принципе построена традиционная школа. Основателями классно-урочной системы по праву считаются Я.А. Коменский и И.Ф Гербарт. Основной тезис — «обучение всех всему».                                                         Главная идея — знания развивают личность учащегося, обучение не может не развивать, лично развивается стихийно в процессе обучения.                  Цель: дать определенный объем знаний, умений и навыков, подготовить учащихся к выполнению тех или иных функций в общественной жизни.       Главный принцип традиционной системы обучения — доступность – учебный материал должен соответствовать невысокому уровню сложности.

Такое обучение направлено на усвоение системы знаний, умений и навыков, на формирование умения их применять. Традиционную школу в её классическом варианте отличают четкие и жесткие рамки, явно очерченные границы в организации образовательного процесса, строгие законы взаимодействия учителей и учащихся.                                                                        Характерными чертами традиционного обучения являются преобладание сообщающего преподавания, что указывает на объяснительно-иллюстративный подход (учитель сообщает знания ученику), нормативность (строго заданы стандарты образования, усвоение которых обязательно для каждого ученика), ориентация на «среднего» ученика слабых подтягиваем до уровня средних). Учет индивидуальных способностей школьников ограничен заданными канонами, ученик является объектом обучения (то, на что направлено обучение), отношения с учителем часто строятся по авторитарному типу. Широко применяется внешний контроль за усвоением знаний учащихся, то есть контроль со стороны учителя.                                                                           Цель урока и упражнения навязывается учителем, что неприемлемо для развивающего обучения, где цель должна формулироваться самими учащимися и учебная задача должна стать личностно значимой.                                    При традиционной системе большое место отводится словесным и наглядным методам. На уроке большая часть времени заполнена речью учителя — повторы вопросов, повторы ответов учеников, выводы, делаемые самим учителем. Этого не должно быть у учителя, работающего по развивающей системе. Здесь в большинстве случаев применяются методы организации процесса обучения (метод проектов, работа в группа и т. д)      Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:                                                                                                           - учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

- класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;                                                         - основной единицей занятий является урок;                                               - урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;                            - работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;                                                                                         - учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы

Целью обучения школьников в развивающих системах является достижение оптимального общего развития ребенка на базе усвоения предметных знаний, умений, навыков. Разработчиками концепции развивающего обучения являются: Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. В 60-е годы ими были разработаны концепции развивающего обучения, на основе которых проводились экспериментальные исследования в школе. Под общим развитием Л.В.Занков понимал целостное развитие ребенка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья школьника, причем каждому компоненту он придавал одинаково важное значение. Важной особенностью развивающих систем является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, т.е. обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс какединое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно-ориентированным. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого ученика, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым». Процесс учения построен на принципе сотрудничества и соучастия, исключается авторитарность в учебных отношениях.                                Главное, на что направлено развивающее обучение – это формирование умения самостоятельно добывать знания, умения и навыки. По сути, ученик при таком обучении является источником деятельности – субъектом обучения. Отличительной особенностью развивающего обучения является то, что учитель не просто сообщает детям выводы науки, но и по возможности ведет их к открытию, делая их соучастниками научного поиска путем создания проблемных ситуаций. Таким образом, знания не предоставляются в готовом виде – их необходимо добыть (деятельностный подход). В процессе обучения контроль идет не извне, формируются навыки самоконтроля (внутреннего контроля), личностной рефлексии.                                                               Теория Л.В. Занкова включает следующие принципы:

1. Принципы обучения на высоком уровне трудности (т.е. преподаваемый материал должен быть трудным. Соблюдение меры трудности и преодоление препятствий).

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний.

3. Принцип осознания школьниками собственного учения. Обучение направлено на развитие рефлексии (самооценка).

4. Принцип работы над развитием всех учащихся. Обучение должно развивать всех, ибо развитие есть следствие обучения.

Отличительные черты теории Л. В. Занкова.

1 Направленность на высокое развитие школьника.

2 Высокий уровень трудности, на котором ведется обучение.

3 Быстрый темп прохождения учебного материала.

Система Занкова рассчитана на сотворчество, сотрудничество, сопереживание. Учитель открыт для вопросов детей, не боится их ошибок, не оценивает и не выставляет отметок за незнание или неумение в процессе усвоения новых знаний или новых способов действий, не сравнивает одного ребенка с другим.

Систему развивающего обучения по Л.В. Занкову можно назвать системой раннего интенсифицированного всестороннего развития личности.

    Сравнение традиционного и развивающего обучения

Характеристика системы Традиционная система Развивающая система
Цель обучения Передача знаний, умений, навыков Сформировать у ребенка определенные способности по самосовершенствованию, обеспечить условия для развития как самоизменяющегося субъекта обучения (иметь потребность в самоизменении и удовлетворять ее посредством обучения).
Содержание обучения Знания, умения и навыки, объем которых регламентирован учителем. Система научных понятий, обеспечивающих осмысленность ученических исследований и практических умений и определяющая принципы построения тех действий, способами осуществления которых предстоит овладеть ученику.
Методы обучения Объяснительно-иллюстративный метод, который опирается на ассоциативно-рефлекторную психологическую теорию обучения. Пересказ понятий, трансляция общих принципов решения большого круга учебных задач. Поисково-исследовательский метод, основанный на деятельностном подходе, направленный на преобразование предмета исследования, открытие общего и выведение из него частного через решение учебных задач.
Интегративные название Школа памяти Школа мышления, педагогика открытий
Главный девиз педагога Делай, как я Думай, как сделать
Кредо педагога Я – над вами Я – вместе с вами
Роль учителя Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм и традиций Организатор деятельности учеников и сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом
Функция педагога Сообщение знаний «Выращивание» Человека
Стиль преподавания Авторитарный     Демократичный
Стиль взаимодействия учителя и ученика Монологический (со стороны учителя)  Диалогический
Преобладающий метод обучения Информационный Проблемно-поисковый
Формы организации занятий Фронтальные, групповые Индивидуальные, групповые
Преобладающая деятельность учащихся Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму Самостоятельная поисковая, познавательная, творческая деятельность разного вида
Позиция ученика Пассивная, при отсутствии интереса Активная, инициативная, при наличии интереса
Мотив к учению Создается эпизодически Создается всегда целенаправленно
Психолог. климат урока Формируется изредка Формируется всегда и целенаправленно

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: