Проблема метода в познании

Метод – способ практического и теоретического действия, направленного на достижение поставленной цели. Методы существуют в каждой профессии и области науки. Методология – это учение о методах и формах познания. Методы делятся на группы: методы практической деятельности, методы научного познания и философские методы. Основной метод философии – рефлексия – теоретическое мышление, направленное на осмысление собственных форм и предпосылок, на осознание предельных оснований бытия, мышления и человеческой культуры в целом. Другими философскими методами являются: мысленный эксперимент, интеллектуальная интуиция, философская интерпретация. По методу философские направления делятся на эмпиризм (чувственную форму познания), рационализм (логическое познание) и иррационализм (интуитивное, мистическое познание). В истории философии определились два фундаментальных учения как методы изучения окужающего мира – метафизика и диалектика.

Метафизика – метод мышления, утверждающий неизменность полученных в науке и философии данных и недоступных опыту начал мира, рассматривающий явления в состоянии неподвижности, вне их взаимной связи и развития.

Диалектика –метод изучения явлений действительности в их развитии, самодвижении, путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей.

Философия развития.

Диалектика – не только метод, но и теория. Основные принципы диалектики, осмысливаемые посредством исторически сложившейся системы законов и категорий, суть всеобщая связь, становление и развитие. Основынми законами диалектики являются следующие: 1) закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий внутренние импульсы, причину развития; 2 ) закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, затрагивающий внутренние свойства вещей; 3 ) закон отрицанияотрицания – ступенчатый переход от простого к сложному с сохранением сущности по спиральной форме развития.

Основные парные категории диалектики: «единичное–общее», «явление-сущность», «форма-содержание», «возможность-действительность», «случайность–необходимость», «причина-следствие».

 

Список дополнительной литературы по теме:

1. Алексеев П.В. Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

2. Ильин В.В. Теория познания. М., 1993.

3. Лекторский В.А. Объект, субъект, познание. М., 1980.

Задания:

1. Что такое знание и познание?

2. Что понимается под предметом и методом гносеологии?

3. Как соотносятся познание и практика?

4. Что такое истина? Что и почему является критерием истины?

5. Что понимается под методом?

6. Что такое диалектика?

7. В чем принципиальная разница между метафизикой и диалектикой?

8. Что понимается под диалектическим законом.

9. Приведите примеры единства и противоположности категорий диалектики. Диалектика как учение о развитии и универсальных законах. Общие признаки и критерии развития.

10. Методология. Метод как осознанный способ познавательной деятельности.

11. Проблема истины. Практика как критерий истины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: