Роль психологической подготовки к условиям жизни на свободе

Психологическая подготовка – вид формирования личности, нацеленный на развитие способностей к определенной деятельности в конкретных условиях и усиление ее мотивации и нравственного компонента.

Необходимо различать следующие виды психологической подготовки (В.Ф. Пирожков, А.Д. Глоточкин, 1985):

1) к отбыванию уголовного наказания осужденными в ИУ определенного вида начиная со следственного изолятора;

2) при перемещении осужденных в рамках ИУ;

3) в связи с переводом осужденных из ВК в ИУ;

4) к освобождению по истечении срока наказания или в связи с условно-досрочным освобождением.

Психологическая подготовка к отбыванию уголовного наказания осужденным в исправительном учреждении определенного вида проводится уже в следственном изоляторе. Она предполагает: ослабление или снятие психических состояний, отрицательно влияющих на поведение заключенного в качестве подследственного и подсудимого в следственном изоляторе, формирование состояния раскаяния и установки вести себя честно и правдиво на следствии и в суде.

После осуждения в процессе психологической подготовки раскрываются дальнейшие перспективы и цели жизни осужденного: он узнает об условиях содержания в колонии, своих правах и обязанностях. При этом происходит формирование положительного отношения к воспитательной работе, общественно полезному труду, общеобразовательной и профессиональной подготовке.

Психологическая подготовка при перемещении осужденных в рамках исправительного учреждения чаще всего осуществляется при изменении условий содержания в связи с прогрессивной системой отбывания наказания (например, при переводе со строгого на общий режим).

В случае улучшения условий содержания психологическая подготовка должна включать:

а) формирование положительного отношения к представленным льготам;

б) вызов у осужденного стремления оправдать оказанное ему доверие;

в) ознакомление осужденного с режимом, условиями жизни и работы в новом ИУ, с его новыми правами и обязанностями;

г) определение дальнейших перспектив жизни осужденного и последствий его отрицательного поведения (В.Ф. Пирожков, 1975).

Содержание и формы психологической подготовки, связанные с перемещением осужденных в рамках исправительного учреждения, зависят от его поведения; вида учреждения, где он отбывал наказание и куда переводится; срока лишения свободы; количества судимостей и т.п. Естественно, что психологическое влияние на осужденного условий содержания в колонии-поселении, где уголовное наказание отбывается в полусвободных условиях, значительно отличается от воздействия тюремного режима.

Наряду с общими целями, характерными для всех исправительных учреждений, содержание в колонии-поселении преследует и особенные:

а) стимулирование ресоциализации осужденных и твердого становления их на путь исправления;

б) подготовка осужденных к жизни на свободе;

в) прогнозирование их адаптации после освобождения.

Эти цели соответствуют назначению колоний-поселений – вести подготовку и проверку готовности осужденных жить на свободе. Колонии-поселения располагают для этого всеми возможностями: осужденные могут проживать здесь вместе со своими семьями, иметь личное хозяйство, учиться в заочных учебных заведениях. Особенно велика их роль в подготовке к освобождению лиц, утративших родственные связи на свободе.

По этому поводу как отечественные, так и западные ученые-пенитенциари-сты высказывают мнение, что для отдельных категорий преступников, утративших связи с родными и близкими вследствие длительного пребывания в местах лишения свободы, а также не имевших до ареста постоянного места жительства или не занимавшихся общественно полезным трудом, путь от режима мест лишения свободы к освобождению должен обязательно проходить через полусвободные и свободные условия жизни.

Еще одним видом психологической подготовки являются программы для несовершеннолетних осужденных, переводимых для дальнейшего отбывания наказания из воспитательных колоний в исправительные учреждения в связи с достижением ими совершеннолетия. Как известно, условия отбывания наказания в этих учреждениях значительно отличаются по объему кары и правоограничений, соотношению кары и воспитания, условиям труда и быта, общеобразовательного и профессионального обучения и требуют перестройки адаптивной системы «личность – социальная среда» (В.Ф. Пирожков, 1985). Завершающим и наиболее ответственным периодом ресоциализации является приспособление и реадаптация освобожденного к жизни на свободе, в новых, как правило, трудных условиях, требующих значительных усилий.

Решение задач психологической подготовки осужденных к жизни и деятельности в новых условиях должно строиться с учетом следующих принципов (В.Ф. Пирожков, А.Д. Глоточкин, 1985):

1) нравственной направленности всех проводимых мероприятий;

2) максимального соответствия содержания и объема сообщаемой осужденным информации условиям их предстоящей жизни (в процессе ресоциализации следует создавать такие ситуации, которые могут встретиться осужденному в новой обстановке);

3) систематичности и последовательности (психологическое воздействие на личность осужденного должно быть не эпизодичным, а планомерным и последовательным);

4) дифференцированности и индивидуализации (работу по ресоциализации следует вести с учетом различий между категориями и группами осужденных);

5) активизации и опоры на положительные качества личности. Этот принцип указывает на значимость позитивного в человеке.

При освобождении из исправительных учреждений осужденные попадают в условия полной свободы. Такой резкий переход оказывает на их психику экстремальное воздействие. В этой ситуации необходима не только установка на новый образ жизни, но и создание условий для реализации этой установки. Для того чтобы облегчить осужденному переход к жизни на свободе, его необходимо постепенно физически, организационно, экономически и психологически готовить как к самому факту освобождения, так и к решению конкретных вопросов, с которыми ему придется встречаться (М.И. Еникеев, 1996).

В целях подготовки осужденных к освобождению с ними проводится воспитательная работа, разъясняются их права и обязанности. В исправительных учреждениях подготовкой осужденных к освобождению занимаются инспектора по трудовому и бытовому устройству и начальники отрядов, социальные работники. Психологическую подготовку осужденных к освобождению чаще всего проводят психологи учреждения, о чем свидетельствует опрос начальников отрядов учреждений общего и строгого режима.

Иногда психологическая подготовка осужденных к освобождению в ИУ общего режима недооценивается. Это часто объясняют тем, что здесь осужденные содержатся непродолжительное время и, по мнению начальников отрядов, не представляют большой общественной опасности. Однако, учитывая довольно высокий процент рецидивной преступности среди лиц, освобожденных из ИУ общего режима, следует признать такое мнение не совсем правильным.

Известно, что за несколько месяцев до освобождения осужденные начинают переживать так называемый «период ожидания», для которого характерно состояние напряженности, тревоги и т.п. Их радует скорое освобождение и пугает то, что ожидает на свободе. Перед ними встает масса вопросов: куда поехать? как встретят дома? где жить и работать? У осужденных, которые длительное время отбывали наказание, утеряна способность к самостоятельной и активной деятельности, что в условиях рыночной экономики является непременным условием позитивной адаптации.

Период ожидания освобождения характерен тем, что человек начинает недооценивать фактор времени: ему кажется, что оно тянется чрезвычайно медленно. У некоторых осужденных этот период сопровождается снижением активности и появлением мотива необходимости «отдохнуть» перед освобождением. Поэтому начинать работать с осужденными по подготовке их к освобождению следует примерно за 6 месяцев до окончания отбывания наказания (этот срок закреплен в Уголовно-исполнительном кодексе РФ).

Шестимесячный срок наиболее оптимален, так как за менее длительное время можно не успеть провести необходимый комплекс мероприятий, а растягивать подготовку к освобождению на большие сроки нецелесообразно по той причине, что она теряет свою актуальность и растворяется в массе других проблем, возникающих у осужденного. Естественно, что психологическая подготовка связана с социализацией осужденного.

Подготовка к жизни на свободе включает в себя проблемы нравственной, психологической и практической подготовки, которая составляет ее содержание. Поэтому проводить такую подготовку нужно своевременно, и тогда она поможет осужденным позитивно адаптироваться.

Нравственная подготовка включает в себя работу сотрудников по активизации таких качеств осужденного, которые необходимы ему для жизни в семье и трудовом коллективе. Она должна быть направлена на приведение в готовность положительных нравственных убеждений, чувств и привычек освобождаемого.

Психологическая подготовка заключается в активизации способностей осужденного, формировании у него знаний, умений и навыков готовности жить и действовать в соответствии с правовыми нормами. Ее главная задача – помочь осужденному быстрее включиться в ритм жизни в обществе.

Практическая подготовка – это приобретение осужденным профессиональных знаний, практических навыков и умений в определенной профессиональной сфере.

Эти формы подготовки осужденных к жизни на свободе находятся или должны находиться в тесной связи друг с другом и осуществляться с учетом вида режима, срока отбывания наказания, возрастных, криминологических, индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей личности освобождаемого.

В.Л. Васильев (1999) разделяет всех лиц, освобождающихся из мест заключения, на три группы:

1) вполне исправившиеся в период отбытия наказания;

2) с дефектами воспитания (положительный прогноз поведения лиц этой категории в значительной степени зависит от условий окружающей среды, в которую они попадут);

3) не исправившиеся в период отбытия наказания (в процессе нахождения в местах лишения свободы они не только не избавились от своих криминальных взглядов и убеждений, но и обогатили свой преступный опыт; освобождение они связывают с продолжением преступной деятельности).

Психологическую подготовку осужденных к жизни на свободе следует строить как на ее индивидуализации и дифференциации, так и на глубоком изучении отрицательных и положительных факторов, которые оказывают или могут оказать влияние на адаптацию освобождаемого из мест лишения свободы. Программу психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях составляют два ее вида (В.Ф. Пирожков, А.Д. Глоточкин, 1985):

а) общая психологическая, или заблаговременная подготовка;

б) специальная (непосредственная).

Программа психологической подготовки направлена на решение задач активизации психической деятельности осужденного как в процессе всего периода отбывания наказания, так и после освобождения (ресоциализация и вторичная социализация личности). Ее специальными задачами могут быть:

1. Развитие и укрепление нравственно ценных черт и качеств осужденного: осуждение им своего прошлого образа жизни; вызов чувства вины и раскаяния за совершенное преступление; формирование установки на правопослушное поведение. Важно оказать положительное влияние на изменение криминальных убеждений осужденного.

2. Вызвать к жизни, развить и укрепить стенические эмоции, которые повышают психическую активность человека в позитивной активности, сформировать умение управлять своими эмоциями и чувствами.

3. Развитие волевой сферы у осужденных – умения преодолевать различные трудности и препятствия, которые встретились или могут встретиться в повседневной жизни.

Программа специальной (непосредственной) психологической подготовки включает решение проблем, встающих перед осужденным в определенный период или этап отбывания наказания. К ним можно отнести подготовку осужденного при переводе на другой вид режима, например, из воспитательной колонии в исправительную, к освобождению после отбытия наказания и т.п. Основной задачей специальной, или непосредственной, психологической подготовки является социально-психологическая реадаптация человека.

Программа реадаптации освобожденных из мест заключения – это процесс многогранный. Он охватывает комплекс вопросов, связанных с нравственной, психологической подготовкой к жизни после освобождения, освоением ими новых социальных ролей, восстановлением полезных контактов, устранением и нейтрализацией отрицательных факторов, препятствующих их возвращению к категории правопослушных граждан. Положение освобождаемых, как указывалось, осложняется тем, что в период лишения свободы у них снижается, а у некоторых утрачивается способность к самостоятельности и инициативности (буквально все в ИУ предусматривается и организуется администрацией). При выходе на волю они не готовы проявить энергию, инициативу и самостоятельность для того, чтобы преодолеть встречающиеся проблемы и трудности, и идут по пути наименьшего сопротивления, то есть по преступному пути. Ресоциализационная практика в исправительных учреждениях должна быть направлена на уменьшение их изоляционного характера и создание условий, приближающихся к условиям жизни на свободе (бесконвойное содержание, проживание вне колонии, условно-досрочное освобождение, предоставление отпусков и т.п.).

Известно, что этих целей мы часто не достигаем, во-первых, в связи с дальнейшей криминализацией осужденного; во-вторых, из-за того, что процесс адаптации освобожденных проходит в условиях, когда бывает трудно получить своевременную помощь от соответствующих служб; в-третьих, вследствие экономической нестабильности, криминогенности общества, отсутствия социальной помощи освобожденным. Чаще всего это касается лиц без постоянного места жительства, несовершеннолетних, не имеющих родителей (одного или обоих), воспитанников детских домов, наркоманов и алкоголиков, освободившихся из мест лишения свободы.

Практика подтверждает взаимосвязь длительного пребывания человека в колонии (тюрьме) и трудностей его адаптации в условиях свободы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: