В экзамене будут задания части А, В и С. Примеры этих заданий я предоставляю вам для подготовки к экзамену. Всего 4 варианта. О консультации я сообщу позже. Выполняйте самостоятельно. Мне ничего присылать не нужно.
Условия выполнения заданий
Максимальное время выполнения задания – 120 минут.
Критерии оценки ответов
Перечень критериев | Балл |
1. Задания части А1-11 – правильный ответ | 1 |
2. Задания части В 1-2 – каждый правильный ответ | 1 |
3. Задания части С1-4 | 0-3 |
Критерии оценивания выполнения практических заданий С1-4:
3 балла – задание выполнено правильно, методически грамотно и в полном объёме. Обучающийся аргументировано и точно высказывает свою точку зрения по вопросу, доказывает своё мнение.
2 балла – основная часть задания выполнена. При выполнении задания допущены несущественные методические ошибки или неточности; выполнен не весь объём задания; выбранное решение не достаточно аргументировано и не точно обоснован выбор решения.
1 балл - большая часть задания не выполнена. Допущены грубые методические ошибки. Не в полном объёме приведена аргументация выбранного решения. Допущены ошибки в терминах.
|
|
0 баллов – задание не выполнено или выполнено методически неверно, содержит грубые ошибки. Не приведена аргументация выбранного решения.
Оценки «4» и «5» ставятся при условии, если студент приступил к выполнению практического задания части С.
оценка «5» 26 – 23 баллов;
оценка «4» 22– 18 баллов;
оценка «3» 17– 12 баллов;
оценка «2» 11 и ниже баллов.
Тренировочные тесты к экзамену, задания части А
А1. Д. Н. Кайгородов в начале XX в. для ознакомления младших школьников с природой разработал программу по «общежитиям» (по сообществам). Какие принципы отбора содержания естественно-научного начального образования развил тем самым этот ученый-педагог?
1) Принципы краеведческий и экологической направленности
2) Принцип научности и доступности.
3) Деятельностный и гуманистический подходы в обучении
4) Принцип наглядности в обучении
А2. Кто из педагогов 19 века считал, что «Естественные науки больше всего содействуют логическому развитию, … дают многостороннее развитие всем духовным способностям»?
1) В.Ф. Зуев
2) А.Я. Герд
3) Д.Д. Семенов
4) К.Д. Ушинский
А3. В процессе преподавания курса «Окружающий мир» применяют телевизор, компьютер и т.п. Какую роль выполняет эта аппаратура в данном учебном процессе?
1) Эта аппаратура является для детей объектом изучения.
2) Применение такой аппаратуры свидетельствует о том, что учебный процесс соответствует современным требованиям развивающего обучения.
|
|
3) Использование такой аппаратуры в учебном процессе обеспечивает применение в нём одного из технических приёмов обучения.
4) Применение такой аппаратуры создаёт комфортную среду в учебном классе.
А4. По какому признаку проще всего определить тип и структуру урока?
1) По деятельности учителя
2) По дидактическим целям
3) По расположению элементов урока
4) По количеству структурных частей
А5. Почему для изучения некоторых объектов и явлений применяется их моделирование, а не сам объект или явление?
1) Моделирование позволяет изучить объекты, явления не в полной мере доступные для наблюдения: объект слишком велик и его нельзя внести в класс. Явление нельзя наблюдать в окружающем мире целиком, все явления, весь процесс наблюдать нецелесообразно.
2) Модель в процессе её создания можно красиво раскрасить, что окажет положительное влияние на эстетическое развитие ребёнка.
3) Модель в процессе её создания требует от ребёнка практических действий, что положительно скажется на его физическом развитии.
4) Моделирование позволяет лучше узнать объект.
А6. На каком этапе процесса исследования особую роль играет обследование реального учебного процесса?
1) На этапе обобщения собранных материалов.
2) На этапе формирующего эксперимента.
3) На этапе констатирующего эксперимента.
4) На этапе определения проблемы исследования
А7. Почему построение курса «Окружающий мир» в начальной школе на основе интеграции признано кроме всего прочего еще и здоровьесберегающим?
1) Интеграция уменьшает количество информации, что сберегает труд ребенка по ее освоению, а значит, снижает его нагрузку.
2) Интеграция позволяет вводить в учебный процесс игры, что вызывает у детей особый интерес к учению и делает этот труд более легким.
3) Развивающиеся науки постоянно накапливают информацию, которой человек стремится овладеть. Но здоровьезначимые возможности человека не безграничны. Интеграция уже только за счет исключения повторов позволяет ребенку за один и тот же временной период, без увеличения дополнительных затрат труда усвоить больше информации.
4) Интеграция позволяет осуществлять комплексное физическое и интеллектуальное образование
А8. Почему практические методы получили такое название?
1) Эти методы предполагают обязательную практическую деятельность самого ребенка. Они в большей степени, чем другие методы, развивают практические умения и навыки учащихся.
2) Только через эти методы обучают правильным практическим приёмам выполнения того или иного вида труда.
3) Только через эти методы реализуется связь теории с практикой
4) Эти методы основаны на непосредственных наблюдениях явлений и процессов
А9. Почему в настоящее время методы моделирования и проектирования интенсивно разрабатываются?
1) Это совершенно новые методы, никогда не применявшиеся ранее.
2) Оба метода оказывают всестороннее и эффективное влияние на развитие личности учащихся, что в настоящее время является основной целью начального образования.
3) Только эти методы имеют выход на современные технологии развития личности младших школьников.
4) Это хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом методы обучения
А10. Кто из педагогов начала 20 века написал учебник для начальной школы «О трёх царствах природы»?
1) Д.Н. Кайгородов
2) И.И. Полянский
3) Д.Д. Семенов
4) А.П. Павлов
А11. Начало какому принципу отбора содержания начального естествознания было положено В.Ф. Зуевым?
1) Краеведческому
|
|
2) Экологическому
3) Практической направленности
4) Научности
А12. Какова дидактическая структура процесса наблюдений?
1) Вводная беседа, чтение текста, выделение главной мысли, зарисовки по содержанию текста. Пересказ.
2) Выделение опорных знаний, слушание содержания произведения, краткое изложение прослушанного, вывод.
3) Целеполагание к процессу наблюдений, инструктаж, непосредственное наблюдение, формулировка самостоятельных выводов по наблюдениям, обсуждение самостоятельно полученных выводов, общий вывод по наблюдениям.
4) Инструктаж к наблюдению, выделение опорных знаний, непосредственное наблюдение, формулировка выводов, пересказ. Общий вывод по наблюдениям.
А13. Студентам было предложено назвать особенности самостоятельной работы в малокомплектной школе. Выберите самый точный ответ.
1) Самостоятельная работа проводится на каждом уроке и занимает большую часть времени урока.
2) Самостоятельная работа является органической частью учебного процесса и должна включать разнообразные методы и приёмы работы.
3) Самостоятельная работа – обязательная часть каждого урока. На неё отводится до 30 минут. Важнейшим условием эффективности самостоятельной работы является грамотное руководство самостоятельной деятельностью учащихся, которое осуществляется различными методами и приёмами.
4) Самостоятельная работа – часть каждого урока в малокомплектной школе, где чётко определены временные промежутки для работы в каждом классе.
А14. Чем обусловлена необходимость естественно-научного образования, начиная с младшего школьного возраста?
1) Младшему школьнику важно иметь знания о природе, чтобы использовать их в играх, работе с занимательными материалами.
2) Естественно-научное образование должно быть в начальной школе, так как природа доступна для непосредственного восприятия ребёнком. Это образование несёт в себе огромный развивающий потенциал.
3) Естественно-научное начальное образование связано с пребыванием ребёнка на природе, на свежем воздухе, значит хорошо повлияет на его здоровье..
|
|
4) Естественно-научное образование в начальной школе позволит передавать знание о природе младшим.
А15. Кто из педагогов начала 20 века разработал содержание и методику ведения практических занятий по неживой природе и указания по летним работам учащихся?
1) Д.Н. Кайгородов
2) И.И. Полянский
3) Б.Е. Райков
4) К.П. Ягодовский
А16. В первой четверти XIX века в школьное естествознание внедрялось изучение «Системы природы» К. Линнея. Какое из предложенных мнения объективно оценивает постановку преподавание естествознания?
1)Такое содержание обучения соответствовало уровню развития науки «Систематика растений». Следовательно было обоснованным
2)Поскольку названия в систематике даются на двух языках., возникла идея заучивать их ещё и на других языках. Такой подход экономит учебное время, а значит вполне допустим.
3) Такая методика направляет деятельность ученика на механическое запоминание учебного материала, что отрицательно сказывается на развитии личности.
4) Верный ответ отсутствует.
А17. В чём разница применения наглядных пособий в методе демонстрации натуральных наглядных пособий и в методе распознавания и определения признаков при изучении натуральных объектов?
1) При применении метода демонстрации натуральных наглядных пособий объект должен быть большим, а при применении метода распознавания и определения признаков – маленьким.
2)При применении метода демонстрации натуральных наглядных пособий объект можно только видеть, а метод распознавания и определения признаков требует анализа объекта.
3) При применении метода демонстрации натуральных наглядных пособий объект находится в руках учителя, демонстрируется. Метод распознавания и определения признаков применяется при условии передачи объекта в руки ученика.
4) Принципиальной разницы в применении обоих методов нет.
А18. Что не относится к видам внеклассной работы по естествознанию?
1) домашняя работа
2) праздники
3) кружки
4) факультативы
А19. Выберите правильный ответ по теме «Природопользование и экология»
Наблюдение и оценка состояния природной среды под влиянием антропогенных факторов – это…
1) природоохрана
2) природопользование
3) экосистема
4) мониторинг
А20. Выберите правильный ответ по теме «Природопользование и экология»
Образцы нетронутой, дикой природы, называемыми природными лабораториями, это…
1) национальные парки
2) заказники
3) заповедники
4) памятники природы