В данном разделе опишем более подробно алгоритм анализа структуры креативных способностей.
Переход к стандартным баллам по отдельным показателям (ТБ, ТО, ТР, ТН, ТЗ) позволяет построить структурный профиль Образной креативности. На графике по оси ординат откладываются названия пяти показателей Образной креативности, на оси абсцисс — значения этих показателей в Т-баллах. Заштрихованная область (40-60 баллов) соответствует диапазону «средняя норма». Как известно, границами нормы являются значения М ± s (М — средне-арифметическое значение, s — стандартное отклонение). В этих пределах находится 68% всех испытуемых для нормального закона распределения. Так как используемая в тесте Т-шкала имеет М = 50 и s = 10, то границами нормы будут значения 40 и 60.
Анализ структуры креативности проводится по двум параметрам:
1. Однородность-неоднородность структуры креативности.
В однородной структуре оценки разных показателей креативности близки, а в неоднородной структуре они существенно отличаются друг от друга. Причем структура креативности может быть однородной или неоднородной при различных уровневых значениях отдельных показателей. Например, на Рис. 19а, б, в изображены однородные структуры, на Рис.20а, б, в — неоднородные структуры.
Как видно из графиков неоднородных структур креативности, отдельные ее показатели могут располагаться в совершенно разных диапазонах: некоторые имеют значения выше нормы, другие — в норме или даже ниже нормы.
2. Уровневые характеристики отдельных (ТБ, ТО, ТР, ТН, ТЗ) и общего (Ток— не изображен на графике) показателей Образной креативности.
На Рис. 19а все показатели, включая и общий, выше нормы, на Рис. 196 — все в пределах нормы, на Рис. 19в — все ниже нормы.
На Рис. 20а при общем показателе, расположенном в середине нормы, Беглость — очень высокая, Абстрактность названий — несколько выше нормы, а Сопротивление замыканию — ниже нормы. Оригинальность и Разработанность — в норме. Структура неоднородная.
На Рис. 206 общий показатель «Образная креативность» — середина нормы. Оригинальность и Сопротивление замыканию — выше нормы. Разработанность — ниже нормы. Все остальное — в норме. Структура неоднородная.
На Рис. 20в общий показатель соответствует нижней границе нормы, Беглость и Разработанность — средняя норма, Абстрактность названий и Сопротивление замыканию — ниже нормы. Структура неоднородная.
Таким образом, испытуемые могут иметь одинаковый уровень развития Образной креативности (общий показатель) и совершенно разную структуру креативных способностей (соотношение отдельных показателей). Для обобщения информации, изложенной в этом и предыдущем разделах, приведем характеристики Образной креативности двух конкретных обследуемых.
Пример №1.
У обследуемого Беглость и Разработанность — выше нормы, Оригинальность, Абстрактность названия и Сопротивление замыканию — несколько ниже нормы. Таким образом, этот ребенок способен продуцировать большое количество идей и тщательно их разрабатывать. Однако, нетерпимость к состоянию неравновесия и неопределенности заставляет его принимать первые пришедшие в голову решения и продуцировать обычные, неоригинальные идеи. Можно предположить, что ребенок хорошо учится и является хорошим исполнителем, но не имеет склонности к проявлению оригинальности и нестандартности. Следует отметить нетипичность рассматриваемого профиля, в котором и Беглость, и Разработанность развиты ниже нормы: обычно человек, предлагающий много идей, не склонен их тщательно разрабатывать.
Пример №2.
Все показатели образной креативности обследуемого выше нормы. При этом самые высокие оценки он имеет по показателям «Оригинальность» и «Сопротивление замыканию». Таким образом, ребенок избегает банальных решений и мыслит весьма оригинально. С учетом умеренно-высоких значений других показателей у этого обследуемого можно предположить хороший потенциал для того, чтобы стать интересной креативной личностью. Однако, он не всегда будет понят окружающими (например, учителями) из-за нестандартности мышления и нонконформизма. Следует отметить, что подобная креативная структура чаще всего бывает социально-неодобряемой.
Вернуться к оглавлению
Приложение №3.
ТЕСТ ТОРРЕНСА
Образная батарея