Анализ структурного профиля креативности (на примере образной батареи)

В данном разделе опишем более подробно алгоритм анализа структуры креативных способностей.

Переход к стандартным баллам по отдельным показателям (ТБ, ТО, ТР, ТН, ТЗ) позволяет построить структурный профиль Образной креа­тивности. На графике по оси ординат откладываются названия пяти показателей Образной креативности, на оси абсцисс — значения этих показателей в Т-баллах. Заштрихованная область (40-60 бал­лов) соответствует диапазону «средняя норма». Как известно, грани­цами нормы являются значения М ± s (М — средне-арифметическое значение, s — стандартное отклонение). В этих пределах находится 68% всех испытуемых для нормального закона распределения. Так как используемая в тесте Т-шкала имеет М = 50 и s = 10, то границами нормы будут значения 40 и 60.

Анализ структуры креативности проводится по двум параметрам:

1. Однородность-неоднородность структуры креативности.

В однородной структуре оценки разных показателей креативно­сти близки, а в неоднородной структуре они существенно отличаются друг от друга. Причем структура креативности может быть однород­ной или неоднородной при различных уровневых значениях отдель­ных показателей. Например, на Рис. 19а, б, в изображены однород­ные структуры, на Рис.20а, б, в — неоднородные структуры.

Как видно из графиков неоднородных структур креативности, от­дельные ее показатели могут располагаться в совершенно разных диапазонах: некоторые имеют значения выше нормы, другие — в норме или даже ниже нормы.

2. Уровневые характеристики отдельных (ТБ, ТО, ТР, ТН, ТЗ) и общего (Ток— не изображен на графике) показателей Образной креативности.

На Рис. 19а все показатели, включая и общий, выше нормы, на Рис. 196 — все в пределах нормы, на Рис. 19в — все ниже нормы.

На Рис. 20а при общем показателе, расположенном в середине нормы, Беглость — очень высокая, Абстрактность названий — неско­лько выше нормы, а Сопротивление замыканию — ниже нормы. Ори­гинальность и Разработанность — в норме. Структура неоднородная.

На Рис. 206 общий показатель «Образная креативность» — сере­дина нормы. Оригинальность и Сопротивление замыканию — выше нормы. Разработанность — ниже нормы. Все остальное — в норме. Структура неоднородная.

На Рис. 20в общий показатель соответствует нижней границе нор­мы, Беглость и Разработанность — средняя норма, Абстрактность названий и Сопротивление замыканию — ниже нормы. Структура неод­нородная.

Таким образом, испытуемые могут иметь одинаковый уровень развития Образной креативности (общий показатель) и совершенно разную структуру креативных способностей (соотношение отдель­ных показателей). Для обобщения информации, изложенной в этом и предыдущем разделах, приведем характеристики Образной креа­тивности двух конкретных обследуемых.

Пример №1.

 

У обследуемого Беглость и Разра­ботанность — выше нормы, Ориги­нальность, Абстрактность названия и Сопротивление замыканию — не­сколько ниже нормы. Таким образом, этот ребенок способен продуциро­вать большое количество идей и тщательно их разрабатывать. Одна­ко, нетерпимость к состоянию нерав­новесия и неопределенности заставляет его принимать первые пришедшие в голову решения и продуциро­вать обычные, неоригинальные идеи. Можно предположить, что ребе­нок хорошо учится и является хорошим исполнителем, но не имеет склонности к проявлению оригинальности и нестандартности. Следует отметить нетипичность рассматриваемого профиля, в котором и Бег­лость, и Разработанность развиты ниже нормы: обычно человек, пред­лагающий много идей, не склонен их тщательно разрабатывать.

Пример №2.

Все показатели образной креа­тивности обследуемого выше нормы. При этом самые высокие оценки он имеет по показателям «Оригиналь­ность» и «Сопротивление замыка­нию». Таким образом, ребенок избе­гает банальных решений и мыслит весьма оригинально. С учетом уме­ренно-высоких значений других по­казателей у этого обследуемого можно предположить хороший потенциал для того, чтобы стать интересной креативной личностью. Однако, он не всегда будет понят окружающими (например, учителями) из-за нестандартности мышления и нонконфор­мизма. Следует отметить, что подобная креативная структура чаще все­го бывает социально-неодобряемой.

 

Вернуться к оглавлению

 

Приложение №3.

ТЕСТ ТОРРЕНСА

Образная батарея


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: