Задания для самостоятельной работы

Заполните таблицу 1.

 

Организационная система обучения Основоположник (представители) Преимущества Недостатки
Классно-урочная система  Первоначальное теоретическое обоснование классно-урочной системы дал знаменитый чешский педагог Я. А. Коменский. Существенный вклад в становление и разностороннее развитие классно-урочной системы в свое время внесли выдающиеся педагоги, такие как И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, А. Дистервег, К. Д. Ушинский. Четкая организация и упорядоченность учебной работы.   Взаимодействие обучающихся и возможность коллективных способов работы.   организующая и воспитывающая роль педагога.   Экономичность обучения Отсутствие индивидуального подхода   Работа в едином для всех темпе   Ориентация на среднего Ученика   Преимущество вербальных форм деятельности.   Определенная искусственность деления занятий на временные
Белл-ланкастерская система английский священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер.  При взаимном обучении ученики быстрее, чем в обычных школах, овладевали навыками письма, чтения, счета. Это позволяло при малом количестве учителей организовывать массовое обучение  Белл-ланкастерская система оправдывала себя там, где не хватало учителей, но знания были схематичными и недостаточными для последующего образования, потому что со старшим учеником всегда можно было договориться. Поэтому ее перевели в систему малокомплектных школ в селах, где учитель учил два-три класса одновременно
Батовская система Джон Кеннеди Учёт индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей.   Приобретение учениками прочной системы знаний, умений и навыков.   Преодоление возможного отставания одних учеников от других.   Формирование способности самостоятельно добывать знания.   Развитие индивидуальных качеств каждого ребёнка.   Пробуждение интереса к изучаемому предмету и к учебному труду в целом.   Освобождение учителя от чрезмерной нагрузки.   Возможность для педагога более продуктивно работать с классом, равномерно распределяя своё время между всеми учениками.   Возможность охватить образованием как можно большее количество детей.         Ориентация на «среднего» или «слабого» ученика. Как бы учителя ни стремились охватить своим вниманием всех детей в классе, можно с уверенностью утверждать, что сильные и способные ученики вынуждены были «плестись в хвосте» (так как задача помощников учителя – не опережать материал, изучаемый на уроке). «Расчленённость» и неоднородность учебного материала для детей с разным уровнем подготовленности.   Неодинаковые условия и требования к разным ученикам.   Большие временные затраты на достижение поставленных задач.   Недостаточная управляемость познавательной деятельностью учеников со стороны педагогов.   Необходимость привлекать дополнительных педагогов в качестве помощников. Из-за этого могли происходить недоразумения, связанные с личностными особенностями самих педагогов, а также с их индивидуальными стилями преподавания
Мангеймская система Йозеф Зиккингер Плюсы этой формы обучения были представлены только для способных учеников, которые сразу попадали в специализированные классы. Все задания были рассчитаны на их способности, такие дети имели возможность получать новые знания постоянно. Для них не было предусмотрено более высшего класса, поэтому учителя постоянно усложняли задачи, давали более тяжелые задания. Ребенок работал в полную силу и всегда был заинтересован в учебе. Средние и малоспособные ученики не могли продвинуться, так как получали задания, рассчитанные лишь на их уровень, но не выше. В первую очередь, распределение учеников по классам проводилось необъективно. Учитель сам решал, кто успевают, а кто - нет. Экзамены определяли, достоин ли ученик обучаться в классе для способных, но это в корне неправильно. Экзамен — это большой стресс для ребенка, поэтому он может разволноваться и совершить ошибку, даже если на самом деле все знает. Психометрические оценки развития ребенка считались тоже оптимальным показателем, но в то время они были крайне несовершенны. Во-вторых, ученик мог до конца своего обучения носить статус "малоуспевающего", "неспособного". Процесс перевода ребенка на другой уровень обучения не был до конца разработан, поэтому, как правило, в какой класс ученик попал при отборе, в том он и оставался до завершения обучения. Это не могло не отразиться на умственных способностях, Изначальное понимание того, что ты слабый ученик или посредственность, впоследствии оставалось на всю жизнь
Дальтон-план Система была предложена в начале XX в. Американской учительницей из города Дальтона Еленой Паркхерст Дальтон-план позволял приспособить темп обучения к реальным возможностям учеников, приучал их к самостоятельности, развивал инициативу, вовлекал в поиски рациональных методов изучения Однако в целом данная система привела к снижению уровня обученности, ибо большинству учащихся не под силу самостоятельно, без объяснения учителя, справиться с заданиями, глубоко овладеть материалом
План Трампа Возник в 1960-е гг. XX в., назван по имени разработчика американского профессора педагогики Л. Трампа. В этой системе обучения время, отведенное на определенный вид занятий, строго ограничено. Так для чтения лекций отводится 40% всего учебного времени, 20% на занятия в группе. Из этого следует, что 40% учебного процесса занимает самостоятельное обучение студента. Такое разнообразие методов предоставления учащемуся знаний по предмету предполагает более глубокое изучение учебного материала, разнообразие форм ознакомления с ним, преследует цель большей заинтересованности ученика к изучаемым предметам. Состав малых групп постоянно меняется, так как основной уклон в данной системе обучения сделан на свободу выбора студентом научных дисциплин в соответствии с его интересами. В связи с этим нюансом, преподавание того или иного предмета подразумевает участие коллектива педагогов, одни из которых начитывают лекционный материал, а другие проводят занятия по его закреплению в малых группах. Преподавательский состав должен включать в себя На практике учащиеся, которым предоставлялась свобода выбора дисциплин и форм занятий, терялись и не могли определиться в своих интересах. Подобный факт негативно сказывался на процессе обучения и качестве полученных знаний. Кроме того, подобная форма обучения требует высокой квалификации преподавателей и их слаженной совместной работы, что не всегда достижимо. Потому план Трампа, как система обучения, в целом не прижился, однако нашли себе применения многие его элементы, такие как индивидуальная работа с учениками, проведение лекционно-семинарских занятий.

 

 .

.

 

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: