По этой классификации методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала. Характер познавательной деятельности — это уровень мыслительной активности учащихся.
Выделяют следующие методы:
-объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные);
-репродуктивные;
-проблемного изложения;
-частично-поисковые (эвристические);
-исследовательские.
Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, беседа, объяснение, лекция), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (таблицы, схемы, картины, кино и диафильмы), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, способа решения задачи и т. п.).
Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию (которое может быть и неосознанным) готовых знаний. Здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.
Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения (Бабанский Ю. К.).
Согласно этой классификации, методы обучения делятся на три группы:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Первая группа включает следующие методы:
- перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);
- словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);
- наглядные (демонстрация, иллюстрация);
- практические (опыты, упражнения, выполнение заданий);
- логические, т. е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);
- гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные);
- самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.).
Ко второй группе методов относятся:
- методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.);
- методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).
К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности.
В основу бинарных и полинарных классификаций методов обучения положены два или более общих признака.
Понятие о средствах обучения. Технические средства обучения.
Средства обучения являются составной частью методов обучения. Они способствуют увеличению эффективности учебного процесса и гарантируют реализацию принципа наглядности, предоставляют учащимся материал в виде наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех шагах обучения.
В педагогике на сегодняшний день отсутствует однозначное определение понятия средств обучения.
Средства обучения - это различные объекты, которые используют преподаватель и ученики в процессе обучения.
Под средствами обучения можно понимать разнообразнейшие орудия и материалы учебного процесса, с помощью которых наиболее эффективно и за рационально сокращенное время достигаются установленные цели обучения.
Основное дидактическое предназначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала.
Отбор средств обучения определяется:
- задачами урока;
- использующимися методами обучения;
- содержанием учебного материала;
- предпочтениями учителя.
Функции средств обучения
Можно отметить следующие функции средств обучения:
- Познавательная функция. Состоит в том, что средства обучения непосредственно служат познанию существующей действительности; гарантируют передачу наиболее совершенной и чёткой информации об явлении или объекте изучения и позволяют наблюдать явления и объекты, которые труднодоступны или совсем недоступны конкретному наблюдению при помощи органов чувств (к примеру, учебный микроскоп позволяет рассмотреть объекты, невидимые невооруженному глазу).
- Формирующая функция. Состоит в том, что средства обучения развивают познавательные возможности учащихся, их ощущения и волю, психологическую сферу.
- Дидактическая функция. Заключается в том, что средства обучения считаются принципиальным источником познаний и умений, упрощают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность. В учебном процессе все функции выступают в единстве, дополняя друг друга.
Принципы использования средств обучения
Выделяют следующие принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося; приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.