1. Предварительные замечания
2. Пульс истории
3. Пласты древнерусской культуры
4. Архитектура и живопись
5. Литература
6. Философия и наука
[1] 1. Scc W.E.D. Allen, Problems of Turkish Power in the Sixteenth Century (London, Central Asian Research Center, 1963).
[2] 2. См. Монголы и Русь.
[3] 3. Ibid, pp.290‑292.
[4] 4. Cf. Id., p.256, n.38.
[5] 5. Россия в средние века.
[6] 6. Id., p.153.
[7] 7. I.R./кн.Николай Трубецкой/ Наследие Чингисхана. Вerlin, 1925. См. Монголы и Русь.
[8] 8. См. Монголы и Русь.
[9] 9. Id., рр. 331‑332. Относительно предков Касима см. с. 431.
[10] 10. Вельяминов‑Зернов, 2,1.
[11] 11. Монголы и Русь.
[12] 12. См. Вельяминов‑Зернов, 3,202‑209,317‑502; 4, гл. XVII.
[13] 13. Котошихин, гл. 2, разд. 12.
[14] 14. "Об истоках термина «казак» см.: Россия в средние века.
[15] 15. О подъеме украинских казаков см.: Россия в средние века.
[16] 16. Id., рр. 261‑262.
[17] 17. Новосельский, с. 23.
[18] 18. «Левый берег» Днепра – район к востоку от Днепра; «правый берег» – к западу от реки.
[19] 19. Новосельский, с. 434‑436.
|
|
[20] 20. Там же, с. 435.
[21] 21. Там же, с. 436.
[22] 22. Там же.
[23] 23. См. Перечень у Новосельского, с. 437‑438.
[24] 24. Новосельский, с. 442.
[25] 25. Там же, с. 10‑11,45‑55.
[26] 26. Сборник, 59,548,576‑578; Новосельский, с. 11.
[27] 27. Богоявленский, ред. Акты времени междуцарствия (1915), с. 88; Новосельский, с.46‑47.
[28] 28. См. Россия в средние века.
[29] 29. О Филофии и теории Третьего Рима см.; Россия в средние века; N.Аndreyev, Filofey and his epistle to Ivan Vasilyevich, SEER, 90(1959), 1‑31. Андреев полагает, что послание Филофея «Ивану Васильевичу» было написано около 1500 г. и адресовалось Ивану III (а не Ивану IV, как обычно полагают). Аргументация Андреева кажется мне убедительной.
[30] 30. См.: Малинин, «Старец Филофей», приложения, приложение Х (с. 57‑66); Аndreyev. Filofey, especvally, рр. 10‑12.
[31] 31. См.: Зыкин, 1, гл. 1‑2.
[32] 32. Вальденберг, с. 60.
[33] 33. См. Россия в средние века.
[34] 34. Г. Вернадский, Византийские учения о власти царя и патриарха – сборник статей, посвященных памяти Н.П. Кондакова. Прага, 1926, с. 143‑154; Г.А. Острогорский. Отношение церкви и государства в Византии – Seminarium Konolakovianum,4(1931), 123‑132. Ср. Вальденберг, с. 80‑81.
[35] 35. Ераnagoge, Zаcharia Liugenthal, ed. – Collectio Librorum Juris Gracco‑Romani Ineditorum, Lipsiac, 1852, рр. 65‑68.
[36] 36. См. Россия в средние века; Цьцыкин, 1,153‑159.
[37] 37. О периоде регентства великой княгини Елены см.: И.И. Смирнов. Очерки политической истории, с. 45‑52, с. 225‑248.
[38] 38. Н.Е. Носов. Очерки по истории местного управления русского государства первой половины XVI в.. Москва‑Ленинград, 1957, с. 36‑45
[39] 39. Зимин. Реформы, с. 201‑207.
|
|
[40] 40. Об остатках местной автономии в Новгороде к середине XVI в. см.: М.Н. Тихомиров. Россия в XVI столетии. Москва, 1962, с. 299‑316.
[41] 41. Текст Белозерской грамоты см. ПРП, 4 (1956), 176‑179. Ср. Н.Е. Носов. Очерки по истории местного управления, с. 236‑251.
[42] 42. О Ниле Сорском см.: Россия в средние века,
[43] 43. Fennell, ed and translator. Correspondence between Prince A.M.Kurbsky and Tsar Iwan IV. Cambwolge, 1995, p.75.
[44] 44. Fennell, Correspondence, p.79
[45] 45. Соловьев, 6,429‑430.
[46] 46. Fennell, Correspondence, p.
[47] 47. Шмурло. Курс русской истории, 2, часть 1,55.
[48] 48. И.И. Смирнов. Очерки, с. 101.
[49] 49. ПСРЛ, 13, часть 2, 449; Соловьев, 6, 429‑431; И.И. Смирнов. Очерки, с. 110‑111; Зимин. Реформы, с. 268‑269.
[50] 50. Генеалогию Глинских см.: Россия в средние века.
[51] 51. О митрополите Макарии и его деятельности см.: Макарий. История русской церкви, 6,209‑294;Голубинский. История русской церкви, 2,744‑875; Карташев. Очерки по истории русской церкви, 1,424‑442; И.И. Смирнов. Очерки, с. 194‑202.
[52] 52. О священнике Сильвестре см.: И.И. Смирнов. Очерки, с. 231‑257. 53 Об Алексее Адашеве см.: И.И. Смирнов. Очерки, с. 212‑251.
[53] 53. СГГД, 2, No 269; ААЭ, 2, No 197. Ср. Любомиров, с. 45.
[54] 54. О Переветове см.: Зимин. Пересветов /с библиографией ранее опубликованных работ/; Зимин, ред. Сочинения Пересветова; Чижевский. Русская духовная история, 1,105‑107.
[55] 55. Об Ермолае‑Еразме см.: В. Ржига. Литературная деятельность Ермолая‑Еразма, ЛЗАК, 23 (1926), 103‑200; Т. Колесникова. Общественно‑политические взгляды Ермолая‑Еразма, ТОДРЛ, 9 (1953), 251‑265; Зимин, Пересветов, гл. 3; Клибанов. Реформационные движения, с. 288‑290,338‑341,351‑353; Вillington, р. 91 аnd notes 53‑54,р.663.
[56] 56. Об Артемии см.: Россия в средние века; Зимин. Пересветов, указатель; Калибанов, указатель.
[57] 57. О Башкине см.: Зимин. Пересветов, с. 168‑182.
[58] 58. См. Россия в средние века.
[59] 59. О Максиме Греке см.: Иконников. Максим Грек и его время, Киев, 1886; 2‑е изд. – 1915; Вальденберг, с. 247‑265; Зимин. Пересветов, с. 416‑420; Denisoff. Grecet Occident (1943); Раramichael G., Маximus Graecus {in Greeck, Athens, 1950);Россия в средние века; Вillington, рр. 91‑95 аnd notes 55‑57, рр. 663‑664. Сочинения Максима Грека были опубликованы Казанской духовной академией (3 т., Казань, 1859‑1862); на современном русском языке – Троицким монастырем (3 т., 1910‑1911).
[60] 60. Максим Грек. Сочинения (издание Казанской духовной академии), 3 т., Казань, 1862,153‑154.
[61] 61. Россия в средние века.
[62] 62. Рукопись Макариевых «Четьи Миней» состоит из двенадцати больших томов. Археологическая комиссия начала публиковать «Минеи», но публикация не была завершена до 1917 г. и далее не продолжалась. Смотри «Великие Четьи Минеи», сентябрь, октябрь, ноябрь, январь, анрель (С.‑Петербург, 1868‑1917).
[63] 63. Россия в средние века.
[64] 64. Карташев, 1,431.
[65] 65. Относительно коронации Дмитрия в 1498 г. см.: Россия в средние века; Савва. Московские цари и византийские василевсы, с. 121‑128. О коронации Ивана IV см.: ПСРЛ, 13, часть 1,150‑151; Савва, с. 146‑147; Вальденберг, с. 275‑278.
[66] 66. См.: Россия в средние века; Дмитриева. Сказание о князьях Владимирских. Москва, Ленинград, 1955.
[67] 67. О генеалогии Захарьиных‑Юрьевых см. Генеалогическую таблицу IV, «Предки Романовых», Россия в средние века.
[68] 68. ПСРЛ, 13, часть 1,236 (интерполяция). Последняя фраза была реконструирована мной. Ее словесное строение спутано и бессмысленно без интерполяции. Ср. И.И. Смирнов. Очерки, с. 119 (Смирнов цитирует фразу как таковую без комментариев).
[69] 69. Макарий, 6,217‑220; Голубинский. История канонизации святых в русской церкви. 2‑е изд. Москва, 1903.
[70] 70. ПСРЛ, 13, часть 1,152‑154; часть II, 453‑455; Соловьев, 6,433; И.И. Смирнов. Очерки, с. 121; Зимин. Реформы, с. 295‑296.
|
|
[71] 71. См.: Постниковский летописец, с. 288 (цитировано И.И. Смирновым. Очерки, с. 122).
[72] 72. ПСРЛ, 13, часть II. 456.
[73] 73. Fennell. Correspondence, рр. 82‑83.
[74] 74. Fennell. History, рр. 16‑17; Карамзин, 8,103‑105; Карамзин. Примечания. 8, No 177, с.43.
[75] 75. Термин Е.Ф. Максимовича. См. его «Церковно‑земский Собор 1549 года», ЗРНИБ, 9 (1933), 1‑15.
[76] 76. РК 1598, с. 109.
[77] 77. Id., р. 110. Сf. рр. 120‑122 (1549), 127 (1550).
[78] 78. См. Россия в средние века.
[79] 79. Id., рр. 131‑132.
[80] 80. Синклит произволен от греческого sygkletos – так был известен государственный совет в Византийской империи. О ближней Думе см.: И.И. Смирнов. Очерки, гл. Х и XI.
[81] 81. Fennell, History рр. 20‑21 (перевод Феннела слегка изменен). Рада по‑западнорусски (по‑белорусски и по‑украински) означает «совет».
[82] 82. См.: Шмурло, 2, часть 2,27‑33; Бахрушин. Труды, 2,329‑352; И.И. Смирнов. Очерки, с. 139‑163; Зимин. Реформы, с. 316‑325; Н. Андреев. Рецензия на книгу Зимина, SЕЕF,94(1961),259.
[83] 83. Корнилов. Курс русской истории, 1,94‑110; Vernadsky, PDHR, рр. 280‑281; Vernadsky. A Histiry of Russia (5‑th revised edition),р. 195.
[84] 84. Fennell, Correspondence, рр. 190‑191.
[85] 85. ПСРЛ, 13, часть II, 524. Английский перевод Н. Андреева «Interpolation» р. 108.
[86] 86. ПРП, 4, 575‑576.
[87] 87. Современное русское слово означающее человека, занятого в сельском хозяйстве, – крестьянин. В старославянском языке существовала параллельная форма – христьянин, которая также обозначала христианина. В современном русском христианин ‑приверженец христианства. Христианин производно от Христа; крестьянин от креста. См.: Монголы и Русь.
[88] 88. ПРП, 4,575‑576; И.И. Смирнов. Очерки, с. 289‑296.
[89] 89. ПРП, 4,576; И.И. Смирнов. Очерки, с. 290,311‑312.
[90] 90. Зимин. Пересветов, часть 2, главы 3 и 4.
[91] 91. ПРП, 4,582‑583; Сибирский сборник, с. 83; И.И. Смирнов. Очерки, с. 401‑406 и 489‑495. Ср. Монголы и Русь, Россия в средние века.
[92] 92. ПРП, 4,581‑582; И.И. Смирнов. Очерки, с. 407‑422; Зимин. Реформы, с. 366‑375. Зимин рассматривает «избранную тысячу» только как проект, но его аргументация неубедительна. О дворе в военном смысле см.: Монголы и Русь, Россия в средние века.
|
|
[93] 93. Относительно Судебника 1497 г. см.:. Текст этого судебника см.: Владимирский‑Буданов. Россия в средние века, Хрестоматия, 2 (5‑е изд., 1915), 82‑107; Греков, ред. Судебники ХV‑ХVIвеков(1952),с. 19‑29; ПРП, 3,346‑357.
[94] 94. О согласованиях параграфов судебников 1497 г. и 1550 г. см: Владимирский‑Буданов. Хрестоматия, 2,184‑188 и ПРП, 4, 344‑345. Текст судебника 1550г. см.: Владимирский‑Буданов. Хрестоматия, 2,117‑181; Греков, ред. Судебники, с. 141‑177; ПРП, 4,233‑361. Английский перевод: H.W.Dewey. Muscovite Judicial Texts, pp.47‑74.НЛУ. О месте судебников 1497 г. и 1550 г. в эволюции русской юридической мысли см.:Backus. Muscovite Legal Thought; Ferguson and Levin, eds. Essaya in Russian History, pp.35‑68.
[95] 95. Английский перевод этого текста см: Vernadsky, ed. Medieval Russian Laws; французский перевод см.: M.Szeftel, ed. Documents de droit public relatifs a la Russie Mediavale. Bruselles, 1963.
[96] 96. О смысле параграфа 9 судебника 1497 г. см.: Россия в средние века.
[97] 97. Россия в средние века.
[98] 98. См: Манков. Цены, с. 72 и 97.
[99] 99. Параграф 3 развернутой версии «Русской Правды» см.: Vernadsky. Medieval Russian Laws, р. 54.
[100] 100. О кабальном рабстве см.: Сергеевич. Древности, с. 159‑171; Дьяконов. Кабальное холопство, ЭС, полутом 26,776‑777. Кабала – арабское слово, обозначающее «торговую сделку».
[101] 101. В моих комментариях к судебникам 1497 г. и 1550 г. я не пытался сделать полного обозрения их содержания, но хотел проанализировать те параграфы, которые я рассматриваю как особо значимые для понимания эволюции внутренней московской политики и, в особенности, реформ, спланированных «избранной радой». В качестве недавнего анализа параграфов, рассматривающих воровство, см.: Backus. Muscovite Legal Thought рр. 45‑46 (судебник 1497 г.) и рр. 50‑58 (судебник 1550 г.).
[102] 102. О Стоглавом соборе см.: Макарий. 6,223‑250; Голубинский. История. 2, часть 1, 773‑795; Жданов. Сочинения, 1,171‑272 и 361‑380; Карташев, 1,433‑439; И.И. Смирнов. Очерки, с. 233‑242; Зимин. Реформы, с. 378‑388.
[103] 103. Стоглав, под редакцией Казанской духовной академии. Казань, 1862; под ред. Д.Е. Кожанчикова. С.‑Петербург, 1863. Французский перевод см.: Е.Duchene. Le Stoglav. Paris, 1920 (базируется на казанском издании).
[104] 104. Стоглав, гл. 3; Послание Ивана Грозного, с. 522‑524. Интерпретация Г. Вернадского.
[105] 105. Стоглав, гл. 4
[106] 106. Перечень этих вопросов был опубликован Ждановым. Сочинения, с. 175‑186; ПРП, 4,576‑580. Ср. И.И. Смирнов. Очерки, с. 301‑308 и 486‑488. Зимин полагает, что тот перечень был скопирован в 1550 г., т.е. до того как началась сессия собора, см.: Зимин. Реформы, с. 389‑391.
[107] 107. Этот указ появился как дополнительная глава (глава 101) в четырех рукописях «Стоглава». Он не включен в издание Кожанчикова. Duchesne. Stoglav, рр. 261 ‑265. Ср. И.И. Смирнов. Очерки, с. 441‑445; Зимин.Реформы, с.389‑391.
[108] 108. См.: П.П. Смирнов. Посадские люди. 1,118‑120.
[109] 109. До Стоглавого собора славянский перевод шестой новеллы Юстиниана был доступен русским читателям в рукописях различной редакции в «Кормчей книге» (по‑гречески,Nomocanon). См. Г. Вернадский. Византийские учения о власти царя и патриарха,Recneil Kondakov. Prague,1926, рр. 143‑154.
[110] 110. Ostrogorsky. Decisions du Stoglav, p.411
[111] 111. О рекомендации двоецарстия митрополитом Даниилом см.: Россия в средние века.
[112] 112. Так это сделано в рукописи исцользованной для издания «Стоглава». Scc Duchesne, Le Stoglav, р.61.
[113] 113. Так это сделано в рукописи, использованной для издания Кожанчикова, с. 68.
[114] 114. Зимин. Пересветов, сс. 133‑139.
[115] 115. Одна четверть равнялась половине десятины. Одна десятина равнялась 2,7 акра.
[116] 116. Очерки, 3, 355.
[117] 117. См. Россия в средние века.
[118] 118. Относительно этих и исследующих событий см.: ПСРЛ, 13, часть 1,155‑223; часть II, 457‑517; Карамзин, 8, 122‑197; Соловьев, 6,455‑473; Nolde I,29‑36.
[119] 119. О возникновении Казанского ханства см.: «Монголы и Русь», Nolde, 1,1‑13; Вельяминов‑Зернов, 1,1‑14.
[120] 120. ПСРЛ, 13, часть 1,156‑167.
[121] 121. Старославянскую версию «Жалобы Сюнбеки» см.: Моисеева, ред. Казанская история, с. 98‑99; Сказание о царстве Казанском, с. 94‑95 (перевод на современный русский язык, с. 329‑330). Cf. Sar Kisyanz. Geschchte, pp.283‑284; Ischboldin. Essaus on Tatar History, p.87.
[122] 122. Вельяминов‑Зернов, 1,364‑366. Сюнбека вскоре умерла.
[123] 123. О казанской кампании 1552 г. см.: ПСРЛ, 13, часть 1,177‑222; Соловьев, 6 463‑473; Nolde, 1,34‑36.О военных разрядах см.: РК 1598, с. 133‑138.
[124] 124. ПСРЛ, 13, часть II, 523. Ср. С.И. Смирнов. Очерки, с, 266‑267. Интерпретация Г. Вернадского.
[125] 125. Относительно семейных связей князя Владимира Старицкого с царем Иваном см.: Россия в средние века (генеалогическая таблица потомков Ивана III).
[126] 126. О болезни царя в марте 1553 г. и борьбе среди бояр по доводу престолонаследия см.: Карамзин, 8,211‑219; Карамзин. Примечания, 8, примечания 373‑380; Соловьев, 6,524‑528; И.И. Смирнов. Очерки, с. 264‑286,483‑485; Зимин. Реформы, с. 407‑414; Andreev N. «Interpolation»; Андреев Н. «Об авторе приписок». Наиболее важный источник изучения событий марта 1553 г. – интерполяции Ивана Висковатого в летописи, ПСРЛ, 13, часть II.522‑526.
[127] 127. ПСРЛ, 13, часть II, 523. Интерпретация Г. Вернадского.
[128] 128. См.: И.И. Смирнов. Очерки, с. 276.
[129] 129. ПСРЛ, 13, часть 1,238, No2.
[130] 130. Ср. Голохвастов и Леонид. «Сильвестр», с. 18‑24.
[131] 131. ПСРЛ, 13, часть II, 526; СГГД. 1,No167, с. 400‑401; И.И. Смирнов. Очерки, с. 276‑278; Зимин. Реформы, с. 412.
[132] 132. ПСРЛ, 13, часть 1,238, No2. Интерпретация Г. Вернадского.
[133] 133. Там же, 237‑238.
[134] 134. Там же, 232.
[135] 135. Веселовский. Исследования по истории опричнины, с.482.
[136] 136. Fennell. History, рр. 80‑81.
[137] 137. Дата приводится Толстым в книге «Россия и Англия», с. 111. Ср.: Lubimenko. Relations, р. 24.
[138] 138. Anderson. Britans Discovery of Russia, p.3.
[139] 139. Hakluyt, 1, 275.
[140] 140. Id., 255.
[141] 141. Id., 257.
[142] 142. Россия в средние века.
[143] 143. Платонов, Москва и Запад, с. 9‑11.
[144] 144. Hakluyt, 1, 259‑260.
[145] 145. СГГД, 5, No113,134‑136 (русский текст); Нakluyt, 1,313‑319; Карамзин, 8,243‑244; Соловьев, 6,521‑522; Очерки, 271‑272.
[146] 146. Anderson. Britans Discovery of Russia, p.1
[147] 147. Hakluyt, 1,408‑409.
[148] 148. Платонов. Москва и Запад, с. 5‑16.
[149] 149. Fennell. Correspondence, pp.94‑95 and 192‑193. Феннел переводит «извести» как «отстранить».
[150] 150. Id., рр. 222‑223.
[151] 151. Fennell. History, рр. 82‑83.
[152] 152. ПСРЛ, 13. часть 1,232. Интерпретация Г. Вернадского.
[153] 153. Об этих религиозных движениях в России конца XV и начала ХVI вв. см.: Vernadsky. The Heresy of Judaizers; Россия в средние века, General Index, s.v. Heresy of Judaizers; Казакова Н.А, Лурье. Антифеодальные еретические движения на Руси; Лурье. Идеологическая борьба в русской публицистике; Клибанов.
[154] 154. О Ниле Майкове (Сорском) (около 1433‑1508 гг.) см.: Флоровский. Пути русского богословия, с. 20‑22; Fedotov. Treasury, с.84‑136.
[155] 155. Россия в средние века.
[156] 156. Об Артемии см.: Голубинский. История Русской церкви, 2, часть 1,832‑837; Вилинский. Послания старца. Артемия; Флоровский. Пути, с.31‑32; Зимин. Пересветов, с.153‑168.
[157] 157. Зиновий (Отенский). Истины показание. Казань, 1863; Калугин. Зиновий, инок Отенский. Ст. Петербург, 1894. Сf. Россия в средние века.
[158] 158. Зиновий. Истины показание, с. 27‑28. Интерпретация Зиновием этого эпизода была нринята и повторена в ХIХв. Н. Рудневым и митрополитом Макарием См.: Руднев. Рассуждение, с. 127; Макарий. История русской церкви, 6,274.
[159] 159. Зиновий. Истины показание, с. 29.
[160] 160. Владимирский‑Буданов. Обзор, с. 403‑405; Сергеевич. Древности, 1,126‑140; Киевская Русь.
[161] 161. Зиновий. Истины показание, с. 26.
[162] 162. См.: Жданов. Сочинения, 1,189‑191; Голубинский. История русской церкви, 2, часть I, 832‑833; Вшши.с.каИ. Послания старца Арсения, с. 44‑45; Зимин. Пересветов, с.. 155‑156.
[163] 163. Fennell. History, рр. 268‑269; Вилинский, с. 52‑59.
[164] 164. ААЭ, 1, No238 (документ IV), 249; Зимин. Пересветов, с. 182; Клибанов, с.265.
[165] 165. Russia of Dawn, рр. 273‑278.
[166] 166. Относительно религиозных идеалов Башкина и суда над ним см.: Соловьев, 7.99‑103; Костомаров. Великорусские религиозные вольнодумцы в XVI веке. Собрание сочинений, книга 1,1,240‑248; Голубинский. История русской церкви, 2, часть 1,821‑825; Зимин. Пересветов, с. 168‑182; Клибанов, с. 265‑266.
[167] 167. Основные документы дела Висковатого см.: ААЭ, 1,No238 (документы 1‑11), 241‑246; Чтения, 1843,3, часть II, 3‑23; 1858,2, часть III, 1‑42; Соловьев, 7,98‑99; Голубинский. История русской церкви, 2, часть 1841‑845; Андреев. О деле дьяка Висковатого; Зимин. Пересветов, с. 178‑179.
[168] 168. Андреев. О деле дьяка Висковатого, с. 219‑241; Флоровский. Пути, с. 26‑28; П. Муратов. Русская живопись до середины XVII века. Грабарь. История русского искусства, 1‑е изд., 6, 319‑322; Грабарь, 2‑е изд., 3 (1955), 565‑570 и 578‑582 (влияние западных канонов на новые иконы в Благовещенском соборе не упоминается во втором издании Грабаря).
[169] 169. Чтения, 1847,3, часть II,1.
[170] 170. Об идеях Феодосия Косого, а также о расследовании его дела и побеге см.: Калугин. Зиновий Отенский, с. 1‑90; Голубинский. История русской церкви, 2, часть 1,825‑1. 830; Зимин. Пересветов, с. 182‑214; Клибанов, с. 266‑272.О деятельности Феодосия в Западной Руси см.:.Россия в средние века.
[171] 171. см.: Россия в средние века.
[172] 172. Тихомиров, ред. У истоков русского книгопечатания, с. 11‑28,32‑33; R.Jakobson. Ivan Fedorov Primer of 1574. Cambridge, 1955 (Reprinted from Harvard Library Bulletin, IX, 1).
[173] 173. Nolde, 1,37‑40; Fennell. History, рр. 90‑95. ПСРЛ, 13, часть 1,230‑231, 238‑239, 246‑247, 269‑270, 281‑282; Соловьев, 6,477‑480; Очерки, 3,668.
[174] 174. Об этом и дальнейших событиях см.: ПСРЛ, 13, часть 1,228,235,274‑275; Соловьев, 6, 480‑487; Ischboldin. Essays on Tatar History, рр.93‑98; Очерки, 3,365‑366.
[175] 175. ПСРЛ, 13, часть 1,235.
[176] 176. ПСРЛ, 13, часть 1,233‑234,259,283; КРО, 1, No1,3‑5; Соловьев, 6,489‑490; Н.А. Смирнов. Политика России на Кавказе в ХУ1‑Х1Х веках. Москва, 1958, с.26‑28; Кушева, с. 237‑238.
[177] 177. Веселовский. Исследования... опричнины, с. 149‑150.
[178] 178. ПСРЛ, 13, часть 1, 249‑250; Макарий. История русской церкви, 6, 342‑246; Glazik. Islam mission, рр. 44‑45.
[179] 179. О церемониальном распорядке и расписании путешествия Гурия в Казань см.: ААЭ, 1,?241 (документ 1), 257‑259. Ср. Соловьев, 8,67‑68.
[180] 180. «Слово о законе и благодати» Иллариона см. в издании Ф.Г. Калугина; Пономарев, ред. Памятники, 1,59‑78; L.Muellers edition, рр.57‑140.
[181] 181. Пономарев, 1,No15,82;Мueller, Illarion,рр. 174‑175.
[182] 182. Полный оригинальный текст см.: Пономарев, 1,76‑78; Мuellers, рр. 129‑140.
[183] 183. Это в дополнение к установлению десятины для поддержания епархии было в соответствии с церковным уставом и церковной политикой князя Владимира. См.: Киевская Русь; Origines of Russia, рр. 302‑303.
[184] 184. ААЭ, 1, No241 (документ 1), 259‑260; Соловьев, 8,68‑69.
[185] 185. Glazik. Islam mission, р. 50. Соловьев, 8,70, говорит о «нескольких тысячах».
[186] 186. ААЭ, 1, No241 (документы 1‑11), 260‑261; Соловьев, 8,69‑70. Интерпретация Г. Вернадского.
[187] 187. О Василии Блаженном смотри: Федотов. Святые Древней Руси, с.199‑202. Василий был канонизирован в 1588 г., и в это время часовня его имени была добавлена к собору.
[188] 188. О соборе Покрова см.: Грабарь. История русского искусства (1‑е изд.), 2,38‑56; (2‑с изд.), 3, с.439‑440.
[189] 189. ПСРЛ, 13, часть 1,267‑268; ПРП, 4,584‑585.
[190] 190. Ее текст см.: Владимирский‑Буданов. Хрестоматия, 2,109‑116.
[191] 191. Владимирский‑Буданов. Обзор, с.194‑196; Соловьев, 7,34‑35; Ключевский. Сочинения, 2,355‑361; Зимин. Реформы, с.418‑420.
[192] 192. О реформе земского самоуправления 1555 г. см.: Соловьев, 7,34‑37; Ключевский. Сочинения, 2,365‑368; Владимирский‑Буданов. Обзор, с. 196‑197; Ельяшевич, 2,58‑65; Зимин. Реформы, с. 422‑424.
[193] 193. О историческом и географическом фоне формирования местных сообществ в Северной России, равно как и последовательное описание функционирования институтов земства там в XVII в. см.: Богословский. Земское самоуправление, 1‑2.
[194] 194. ПСРЛ, 13, часть 1,268‑269; ПРП, 4,586.
[195] 195. Ельяшевич, 2,27‑29,46‑53.
[196] 196. Веселовский. Исследования... опричнины, с. 187‑189, 197
[197] 197. См.: Карамзин, 8,267‑268; Соловьев, б, 499‑501; Форстен. Балтийский вопрос, 1, 85‑87; Кirchuer, рр. 96‑97; Россия в средние века; Королюк, с. 34
[198] 198. Карамзин. Примечания, 9, No76, с. 23; И.И. Смирнов. Очерки, с. 259‑260; Лурье. Примечания к письмам царя Ивана. Послания Ивана Грозного, примечание 16, с. 637.
[199] 199. См.: Россия в средние века
[200] 200. I.d., р. 227.
[201] 201. ПСРЛ, 13, часть 1,277.
[202] 202. I.d., р. 286.
[203] 203. Относительно планов Адашева и реальной подготовки систематических военных операций против Крыма см. Кушева, с. 212‑217.0 попытках Адашева и Курбского убедить царя Ивана IV вести большую кампанию лично см.: Fennell. History, рр. 122‑125.
[204] 204. ПСРЛ, 13, часть 11,315‑316,318‑319, Fennell, History, рр. 124‑127. Новосельский. с.427.
[205] 205. Костомаров. «Личность», с. 397‑405.
[206] 206. Лурье. Послания Ивана Грозного, с. 484‑488; Королюк, с. 27‑29; Зимин. Опричнина, с. 471‑472.
[207] 207. Костомаров. Личность, с. 399. Интерпретация Г. Вернадского.
[208] 208. См.: Fennell. History, рр. 124‑125 и ремарку Веселовского о потенциальной значимости кампании Даниила Адашева против Перекопа в 1558 г., Веселовский. Исследования...опричнины, с. 10.
[209] 209. Вельяминов‑Зернов, 1,423‑428:2,7,10‑11.
[210] 210. ПСРЛ, 13, часть 1,277.
[211] 211. Веляьминов‑Зернов, 1,424‑426.
[212] 212. ПСРЛ, 13, часть 1,287 и 289.
[213] 213. Новосельский, с. 17‑18.
[214] 214. Россия в средние века; Грабинский. с. 113; Forsteuter,рр. 108‑110; Historia Polski, 1, part 2, 235‑236.
[215] 215. ПСРЛ, 13, часть 1,287.
[216] 216. Соловьев, 6,502‑503; Форстен, 1,93‑96; Королюк, с. 37‑38.
[217] 217. Суммарное изложение условий см.: Соловьев, 6,505.
[218] 218. Hist. Rus. Mon., Suppl., No85, рр. 233‑236; Соловьев, 6,505‑506.
[219] 219. Форстен, 1, с.96; Королюк, с. 38‑39.
[220] 220. Россия в средние века; Форстсн, 1,242‑244; Королюк, с. 42‑43.
[221] 221. Форстен, 1,195‑198; Королюк, с. 43.
[222] 222. Форстен, 1,246‑253; Королюк, с. 48‑49.
[223] 223. Fennel. Correspondence, рр. 98‑99,190‑192.
[224] 224. Fennell. History, рр. 152‑153.
[225] 225. Веселовский. Исследование... опричнины, с. 92‑93.
[226] 226. ПСРЛ, 13, часть II, 328. Интерпретация Г. Вернадского.
[227] 227. Fennell. Correspondence, рр. 96‑97.
[228] 228. Fennell. History, рр. 158‑159; Веселовекий, Исследования... опричнины, с. 102.
[229] 229. Веселовский. Исследования... опричнины, с. 103‑104.
[230] 230. См.: Россия в средние века.
[231] 231. Веселовский. Иссл. опр., с. 295‑298.
[232] 232. Зимин. Опричнина, с. 86.
[233] 233. Там же, с. 90 и 97.
[234] 234. Максимович. Первосоветник, с. 149.
[235] 235. Веселовский. Иссл. опр., с. 112‑113,124‑125.
[236] 236. Там же, с. 113.
[237] 237. Там же, с. 113‑114.
[238] 238. ПСРЛ, 13, часть II, 368.
[239] 239. Веселовский. Иссл. опр., с. 114.
[240] 240. См.: Россия в средние века.
[241] 241. Новосельский, с. 428.
[242] 242. О Бекбулате см.: Вельяминов‑Зерцов, 2,4‑11.
[243] 243. ПСРЛ, 13, часть II, 349.
[244] 244. АИ, 1, No163; Бестужев‑Рюмин, 2,273; Россия в средние века.
[245] 245. Веселовский. Иссл. опр., с. 114‑115.
[246] 246. Россия в средние века
[247] 247. Новосельский, с. 428‑429.
[248] 248. Королюк.с.62.
[249] 249. Веселовский. Иссл. опр., с. 122.
[250] 250. Там же.с.116.
[251] 251. Историю государственного переворота см.: ПСРЛ, 13, часть II, 391‑395; Карамзин,9,76‑85; Соловьев, 6,550‑553; Ключевский, 2, с.173‑176;Шмурло, 2, часть 1,106‑107; часть II, 62‑78 (обзор мнений историков об опричнине); Зимин. Опричнина, с. 127‑134. Лучший анализ дан Веселовским. Иссл. опр., с. 133‑144.
[252] 252. Таубе, с. 34; Веселовский. Иссл. опр., с. 137‑138.
[253] 253. Общий текст указа в летописи см.: ПСРЛ, 13, часть II, 394‑395. Оригинальный документ не сохранился. Он хранился а царском архиве, см. каталог документов царского архива, составленный предположительно около 1572 г. «Описи царского архива» под ред. С.0. Шмидта. Москва, 1960, с. 37.
[254] 254. Веселовский. Иссл. опр., с. 147.
[255] 255. ПСРЛ, 13, часть II, 395‑396; Веселовский. Иссл. опр., с. 145‑149.
[256] 256. ПСРЛ, 13, часть II, 394‑395; Всссловский. Исся. опр., с. 162‑163.
[257] 257. Веселовский. Иссл. опр., с. 185.
[258] 258. Там же, с. 186.
[259] 259. Там же, с. 186‑187.
[260] 260. Новосельский, с. 429.
[261] 261. О московско‑литовских переговорах с мая по июль 1566 г. см.: Сборник РИО, 71. 361‑394; Зимин. Опричнина, с. 162‑166.
[262] 262. Протоколы земского собора 1566 г. см.: Готье. Акты земских соборов, с. 1‑12; об этом. соборе см.: Латкин. Земские соборы, с. 71‑80; Ключевский. Состав представительства на земских соборах, Сочинения, 8,5‑112; Зимин. Земский собор 1566 года, Ист. зап., 71, (1962), 196‑235; Там же. Опричнина, гл.4, с. 159‑210.
[263] 263. Готье. Акты, с. 4‑5.
[264] 264. Эти письма опубликованы в «Посланиях Ивана Грозного», с. 241‑247. Ср.: Россия в средние века.
[265] 265. Веселовский. Иссл. опр., с. 372.
[266] 266. О Филиппе см.: Г.П. Федотов. Св. Филипп, митрополит московский. Paris:YМСА Рress, 1928; Карташев, 1,445‑458; Зимин. Опричнина, гл. 5, с.212‑260.
[267] 267. О режиме террора, установленном Иваном IV и перечне его жертв см.: Шмурло, 2, часть II, 86‑98; Веселовский. Иссл. опр., с. 323‑478.
[268] 268. Карташев, 1,447.
[269] 269. Tolstoy. England and Russia, рр. 39‑40.
[270] 270. Там же, с. 45.
[271] 271. Там же, с. 67.
[272] 272. Веселовский. Иссл. опр., с. 165.
[273] 273. Россия в средние века.
[274] 274. О турецкой экспедиции в Астрахань см.: Соловьев, 6,601‑606; Н.Д. Смирнов. Россия и Турция, 1,100‑159; Садиков. Поход татар и турок на Астрахань, ИЗ, 22 (1947), 132‑166; Н. Inalcik. The Origine of the Ottoman‑Russian Rivalry and the Don‑Volga Canal (1569), annales de University dAnkara, 1(1946‑1947), 47‑110; Новосeльский, с. 24‑27; Kurat, The Turkish Expedition to Astrahan in 1569 and the Problem of the Don‑Volga Canal, SEEP, no.94 (1961), pp.7‑23; W.E.D. Allen. Problems of Turkish Power in the Sixteenth Century. London, Central Asian Research Centre, 1963; Кушева, с. 248‑252.
[275] 275. Kerat in SEER, 94, 17.
[276] 276. I.d.,р.20.
[277] 277. Сибирский сборник, с. 22‑23; Новосельсхий, с. 430; Зимин. Опричнина, с. 288.
[278] 278. «Пискаревский летописец», материалы по истории СССР, 2. Москва, 1955,76.
[279] 279. Таубе, с.45.
[280] 280. Зимин. Опричнина, с. 290‑292.
[281] 281. Новгородские летописи, с. 85; Карамзин, 9,147‑148; Зимин. Опричнина.с. 294.
[282] 282. Описи царского архива, с. 7.
[283] 283. Насонов, ред. Псковские летописи, 1,115.
[284] 284. Форстен, 1,535‑538; Зимин. Опричнина, с. 287.
[285] 285. Веселовский. Иссл. опр., с. 372 и 428.
[286] 286. Зимин. Опричнина, с. 295‑302.
[287] 287. Там же, с. 296,?4.
[288] 288. Новгородские летописи, с. 395. Ср. Зимин. Опричнина, с. 298.
[289] 289. Staden, pp.191 and 185.
[290] 290. Шлихтинг, с.29.
[291] 291. Таубе, с.50.
[292] 292. Насонов, ред. Псковские летописи, 1,115.
[293] 293. Там же, с. 116.О Николае Салосс см.: Федотов. Святые древней Руси, с. 201‑202.
[294] 294. Staden, p.146.
[295] 295. Id., p.96; Таубе, с.51.
[296] 296. Его резюме было зафиксировано в рукописи, хранившейся в московском Посольском приказе, в 1626 г. См.: Карамзин. Примечания, 9, No299, с. 110‑111.
[297] 297. Веселовский. Иссл. опр., с. 227.
[298] 298. Отчет Новосильцева о его миссии (статейный список) см.: Путешествия русских послов, с. 63‑99; Н.А Смирнов. Россия и Турция, 1,117‑122; Зимин. Опричнина, с. 450.
[299] 299. О чешских братьях см.: Россия в средние века; Флоровский. Чехи, 370‑376.
[300] 300. О распространении протестантизма в Польше и Литве этого периода см.: Россия в средние века.
[301] 301. Об этом сюжете см.: Платонов. Москва и Запад, с. 28‑29.
[302] 302. Флоровский. Чехи, 1,376‑381. В печати находится отличное издание всех необходимых документов с введением и комментарием Валерия А. Туминса (Тhe Haque, Mouton), Издание профессора Туминса опирается на оригинальную русскую версию, ответа царя Ивана Роките, что прежде была неизвестна. Этот манускрипт был приобретен библиотекой Гарвардского университета в 1959 г.
[303] 303. Шлихтинг, с. 41.
[304] 304. Зимин. Опричнина, с.436.
[305] 305. Шлихтинг, с. 46.
[306] 306. Там же. ''Пискаревский летописец'', с. 79, дает число 120.
[307] 307. То1stoy. England and Russia, nos. 25‑26 (pp. 90‑101).
[308] 308. То1s1оу, nо 28 (рр. 106‑110): Английский перевод Даниэля Сильвестра, рр. 110‑115. Послания Ивана Грозного, с. 139‑143. См. также: Lubimenko, Relations, pp.47‑48.
[309] 309. Зимин. Опричнина, с. 457.
[310] 310. Цифра сорок тысяч дана Таубe, см. Таубe, с. 52. Другие источники дают большие цифры.
[311] 311. Зимин. Опричнина, с. 451.
[312] 312. Новосeльский, с. 30.
[313] 313. Там же.
[314] 314. Staden, p.124.
[315] 315. См.: Кушева, No277, с. 254.
[316] 316. Staden, рр. 49‑50.
[317] 317. ПСРЛ, 13, часть 1,301; Веселовский. Ист. опр., с. 307‑308.
[318] 318. Таубе говорит, что более 120 000 погибли в этот день (Таубе, с. 53‑54).
[319] 319. Веселовский. Иссл. опр., с. 308; Зимин. Опричнина, с. 463‑464.
[320] 320. М.А. Таубе. Иоганн Таубе, советник царя Ивана Грозного, Новый Журнал, 71 (1963),187‑189.
[321] 321. Сибирский Сборник, с. 31‑35.
[322] 322. Новгородские летописи, с. 119‑121; Веселовский. Иссл. опр., с. 194 и 310‑311.
[323] 323. Садиков. Очерки по истории опричнины, с. 71; Зимин. Опричнина, с. 439 и 465.
[324] 324. Зимин. Опричнина, с. 468‑469.
[325] 325. Веселовский. Иссл. опр., с. 305.
[326] 326. Зимин. Опричнина, с. 473‑474.
[327] 327. ДДГ, No104, с. 426‑427. Интерпретация Г. Вернадского.
[328] 328. Там же, с. 427,432.
[329] 329. Тимофеев. Временник, с. 11‑12. Интерпретация Г. Вернадского.
[330] 330. Сухотин. «К пересмотру»; Вeсeловский. Иссл. опр., с. 196‑199.
[331] 331. Обзор научных мнений относительно опричнины см.: Шмурло, 2, часть II, 62‑86; Вeсeловский. Иссл. опр., с. 1‑37; Зимин. Опричнина, с. 7‑80.
[332] 332. Сибирский сборник, с. 39. Интерпретация Г. Вернадского.
[333] 333. Перечень лиц, казненных в царствование Ивана IV, включая период после 1572 г, см.: Шмурло, 2, часть П, с. 86‑99; Веселовский. Иссл. опр., с. 354‑477.
[334] 334. См.: Вельяминов‑Зернов, 2,9‑11.
[335] 335. Там же, с. 3,11‑24.
[336] 336. О Симеоне и его правлении см.: Лилеев, с 3.1 ‑54; А. Николаев. Симеон Бекбулатович, РБС, том «Сабанеев‑Смыслов» (1904), с. 466‑469; Сухотин, ЗРНИБ, 13,53‑59; Шмурло, 2, часть II, с. 54‑62; Ischboldin. Essays of Tatar History, pp.114‑115; Г. Вернадский. Иван Грозный и Симеон Бекбулатович, с.151‑169; J.М.Сulpepper. The Kremlin Executions of 1575 and the Enthronement of Simeon Bekbulatovich, SR, 24 (1965), 503‑506; E.Hulbert. The Zemskii Sobor of 1575, SR, 25, (1966), 320‑322.
[337] 337. Пискаревские летописи, с. 81‑82 и 148.
[338] 338. Там же, с. 82. Интерпретация Г. Вернадского.
[339] 339. Толстой. Россия и Англия, с. 179‑180. Интерпретация Г. Вернадского.
[340] 340. Там же, с. 184‑185. Интерпретация Г. Вернадского.
[341] 341. Текст прошения см.: ЗОРСА, 2,371‑372; РИБ, 22, кол. 76‑77; Послания Ивана Грозного, с. 195‑196.
[342] 342. Flatcher, p.56.
[343] 343. Ibidem
[344] 344. Новосeльский, с. 30‑31.
[345] 345. Там же, с. 30.
[346] 346. О междуцарствии в польско‑литовском содружестве в 1572‑1576 гг. см.: Нistoria Polski 1, part II, 254‑261; Карамзин, 9,229‑249; Соловьев, 6,611‑639.
[347] 347. Карамзин, 9,237‑238; Карамзин. Примечания, 9, прим. 433‑434, с. 163; Соловьев, 6, 634‑635. Интерпретация Г. Вернадского.
[348] 348. Карамзин, 9,239‑240; Карамзин. Примечания, 9, No436,163‑164; Соловьев, 6, 630‑631.
[349] 349. Карамзин, 9,249‑250; Карамзин. Примечания, 9, No449; Соловьев, 6,647.
[350] 350. Карамзин, 9,252‑253; Карамзин. Примечания, 9, No456,177.
[351] 351. Карамзин, 9,254; Карамзин, Примечания, No458,178.
[352] 352. О ливонской кампании русских 1577 г. см.: Карамзин, 9,254‑265; Карамзин. Примечания, 9, No460,178‑179; Сибирский сборник, с. 59; Лилеев, с. 81‑82; Новодворский. Борьба за Ливонию, с. 49‑53; Лурье в Посланиях Ивана Грозного, с. 518‑519; Donnert, рр.59,244‑245.
[353] 353. Fennell. Correspondence, pp. 188‑189,194‑197. Интерпретация Г. Вернадского.
[354] 354. Послания Ивана Грозного, с. 205‑207.
[355] 355. Fennell. Correspondence, рр. 212‑215 (перевод Фeннeлла слегка изменен мною).
[356] 356. Гeйдeнштeйн. Записки, с. 42‑73; Карамзин, 9,295‑301; Соловьев, 6,652‑654.
[357] 357. Fennell. Correspondenc, рр. 134‑135.
[358] 358. I.d., рр. 144‑147.
[359] 359. Россия в средние века; Winter, 1,230.
[360] 360. См.: О.Л. Яковлева No 88 к «Пискаревский летописец», с. 163.
[361] 361. Масса, с. 45; Белокуров. О посольском приказе, с. 30.
[362] 362. СГГД, 1, No200, с. 583‑587; Ельяшевич, 2,42‑44.
[363] 363. Staden, р. 106‑108; русский перевод Полосина, с. 121‑123. Интерпретация Г.Вернадского.
[364] 364. Vernadsky. Serfdom in Rossia, рр. 261‑262.
[365] 365. Оригинальный текст указа царя Ивана о заповедных летах нe сохранился или же в любом случае нe обнаружен. Имеются, однако, многочисленные ссылки на него во многих документах. См.: Роlosin. Servage russe; Греков. Крестьяне, 2,256‑310; Эльяшeвич, 2,68‑75; Vernadsky. Serfdom in Rossia, рр. 258‑263; Вlum. Lord and Peasant, рр. 254‑255.
[366] 366. См.: Россия в средние века; Winter, 1,222‑230.
[367] 367. Россия в средние века.
[368] 368. ПДС, 1, кол.785‑795.
[369] 369. Там же, 10, кол.11‑12. Интерпретация Г. Вернадского.
[370] 370. ПКДСРИ, 1, часть I, No 254,183.
[371] 371. Отчет Шевригина о его остановке в Риме см.: ПДС, 10, кол. 17‑25; отчет папского церемониймейстера, ПКДСРИ, 1, часть I, No 266,189‑200; Winter, 1,227.
[372] 372. Роlnin, рр. 3‑8; ПКДСРИ,!, часть I, No 22,24,25,27,30, с.18‑24; Winter, 1,227.
[373] 373. Текст письма царя Ивана см.: Послания Ивана Грозного, с. 213‑238.
[374] 374. Там же, с.229‑230. Интерпретация Г. Вернадского.
[375] 375. См.: Монголы и Русь, с. 307‑309.
[376] 376. См. комментарии Лурье в «Посланиях Ивана Грозного», с. 516‑517.
[377] 377. ПКДСРИ, 1, часть II, No302, с. 222‑228; Ро1nin, рр. 4‑7; Winter, 1, 234.
[378] 378. Polnin, рр. 9‑10; Winter, 1, 235‑236.
[379] 379. HRM, 1, 323‑350 (латинский текст); выдержки из русской версии см.: Карамзин. Примечания, 9, No 561,213‑214. См. также: Ро1nin, рр. 16‑17.
[380] 380. ПДС, 10, кол.39‑206; Ро1nin, рр. 14‑17.
[381] 381. Насонов. Псковские летописи, 2,263.
[382] 382. Об осаде Пскова Баториeм см.: Малышев. Повесть; Насонов. Псковские летописи; 2,262‑263; Гeйдeнштeйн. Записки, с. 198‑260; Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию. См. также: Соловьев, 6, 663‑664,723‑724; Donnert, р. 81,248; Новодворский. Борьба за Ливонию,гл.5.
[383] 383. Насонов. Псковские летописи, 2,263.
[384] 384. Там же. Веселовский. Иссл. опр., с. 337‑359, отдает предпочтение иной версии атого трагического события, согласно которой конфликт между царем и его сыном имел не политические, а семейные причины. На мой взгляд, повествование псковского летописца выглядит достоверным. Конечно, возможно, что политический конфликт был отягощен и семейными разногласиями.
[385] 385. Дневник Поссевино относительно переговоров в Занольском Яме, НКМ, приложение,No32, с. 74‑100; Новодворский. Борьба за Ливонию, гл. VI; Historia Polski, 1, part II, 501; Donnert, p.248.
[386] 386. Русскую хронику остановки Поссeвино в Москве (14 февраля ‑11 марта 1582 г.) см.: ПДС, 10, кол.259‑350; Описание религиозных споров Поссевино см.: НКМ, приложение, No33‑37, с. 100‑125; сводку споров см.: Роlnin, рр. 34‑59. См. также: Winter, 1,238‑239.
[387] 387. Historia Polski, 1, part II, 501; Donnert, p.249.
[388] 388. Новосельский,с.34 и 432.
[389] 389. Форстен, 1, 710‑711; Kirchner, p.195; Очерки, 3, 391‑392; Donnert, pp.61‑62, 219.
[390] 390. Толстой. Россия и Англия, с. XXXVI, 189‑226, No 41‑51; Сборник, 38,1‑70, Соловьев, 6,676‑679; English Literature, рр. 17‑19; Lubimenko. Relations,рр.50‑52;Лурьe в «Посланиях Ивана Грозного»,с.518‑519.
[391] 391. Толстой. Россиян Англия, с. ХХХVII‑ХХХIX; Сборник, 38,71‑133; Соловьев, 6,679‑683.
[392] 392. Веселовский. Иссл. опр., с. 339. Интерпретация Г. Вернадского.
[393] 393. О «Синодике» Ивана см.: Шмурло, 2, часть 2,98; Вeсeловский. Иссл. опр, с. 339‑3401
[394] 394. Обзор научных мнений относительно Ивана Грозного как человека и правителя: см.: Шмурло, 1, часть 2,99‑147.
[395] 395. О политической философии Ивана IV см.: Вальденберг, с. 335‑356; Лурье в «Посланиях Ивана Грозного», с. 509‑513.
[396] 396. ДДГ, с.427.
[397] 397. Fennell. Correspondence, рр. 46‑47.
[398] 398. ДДГ, с. 427. Интерпретация Г. Вернадского.
[399] 399. Сильвестр, протопоп. «Послание и наказание от отца к сыну». Домострой (издание Чудинова), с. 62.
[400] 400. Послания Ивана Грозного, с. 218.
[401] 401. НRМ, 1,349; Карамзин. Примечания, 9, No 561,213; Лурье. Послания Ивана Грозного, No12, с.661.
[402] 402. См.: Д.С. Лихачев. Иван Грозный – писатель. Послания Ивана Грозного, с. 452‑467.
[403] 403. См.: Н. Андреев. Иоан Грозный и иконопись ХVI века, АIК, 10(1936), 185‑198.
[404] 404. Финдейзен, 1, 246‑247.О «Государевых певчих дьяках» см. там же, с. 241‑243; Н. Успенский. Древнерусское певческое искусство, с. 124‑127.
[405] 405. О священной драме языческих племен и ее традициях см.: Vernadsky. Origines of Russia, ch.4, sec.5 (Vernadsky, Essai, 1).
[406] 406. О скоморохах см.: Финдeйзeн, 1, гл. 5.
[407] 407. Fennel. History, pp. 180‑181.
[408] 408. ПСРЛ, 3 (Вторая новгородская лстопись), 167; Финдейзен, 1,243.
[409] 409. Финдейзен,1,243‑246 (Финдейзен ссылается на ливонскую хронику Христиана Кельха).
[410] 410. See Backus. Motives of West Russian Nobles.
[411] 411. См.: Сухотин. К пересмотру, часть II, с. 65‑66.
[412] 412. О предпосылках и начальном периоде продвижения русских в Сибирь см. Миллер, История Сибири, 1; Соловьев, 6,686‑702,715‑723; Бахрушин, Очерки; Он же. Труды, 3,4.1,1‑149; Милюков, Очерки, 7,4. II, 188‑198; Nolde, Formation. 1,130‑166; Очерки, 3,69,690‑697; Введенский, Дои Строгановых; гл. 1‑2; Кузин, с. 15. См. Также Андреев, Очерки по истории источниковедения Сибири, 1.
[413] 413. Текст грамоты ем. Миллер, История Сибири, 1, Приложение, No2, с. 332‑334. Адашев упоминается на обратной стороне грамоты среди четырех сановников, которые приказали составить грамоту.
[414] 414. ДАИ, 1,No 118,172; Введенский, Торговый дом, с. 91‑92; Дом Строгановых, с. 34; Садиков, Очерки, с. 315.
[415] 415. Миллер, 7, Приложение, No 3,335‑337.
[416] 416. См. Монголы и Русь, генеалогические таблицы I и V.
[417] 417. См. Russia at Dawn, р.77. (Там я использую имя в форме Ivak, как оно фигурирует в русских летописях).
[418] 418. Вeльяминов‑Зернов, 2,388‑391; Примечание Бахрушина к Миллеру, История Сибири, 7, гл.1, раздел 56, с. 474‑475.
[419] 419. См. СГГД, 2, No 68,132; Вельяминов‑Зернов, 2,388.
[420] 420. Nolde. Formation, pp.156‑157; Введенский, Дом Строгановых, с. 76‑77.
[421] 421. Миллер, 7, Приложение, с. 339.
[422] 422. Там же, No 5, с. 339‑341.
[423] 423. Введенский, Дом Строгановых, с. 100‑101.
[424] 424. О хронологии кампании Ермака см. примечание Бахрушина к Т. 1, гл. 3, раздел 40 работы Миллера, История Сибири, с. 492‑493.
[425] 425. Вельяминов‑Зернов,3, 2‑3.
[426] 426. См. Г. Вернадский, «Историческая основа Русско‑Калмыцких отношений», Ка1myk‑Oyrat Symposium.
[427] 427. Lantzeff, Siberia in the Seventeenth Century, рр. 164‑167; Шунков, Очерки колонизации, с. 13; Вернадский, «Милюков и месторазвитие русского народа», с. 278‑279.
[428] 428. Lantzeff,рр. 176‑177.
[429] 429. Там же, р. 101.
[430] 430. Там же, р. 92.
[431] 431. Платонов, Очерки смуты (2‑е изд., 1901), с. с. 147‑149; Там же, Борис Годунов.
[432] 432. Цветаев, «Мария Владимировна и Магнус Датский», ЖМНР, 196 (1878), 57‑85.
[433] 433. Flatcher, рр. 22‑23; Ноrsey, рр. 210‑213.
[434] 434. См.: Акты Московского государства, 7, No50, с. 52‑53; Вернадский, «Иван Грозный и Симеон Бекбулатович».
[435] 435. Текст решения Церковного Собора 1584 года см. в СГГД, 1, No 202, 392‑598.
[436] 436. Очерки, 3,466; Греков, Крестьяне, 2,263; Чаев, «К вопросу о сыске...крестьян»,с. 162; Ельяшeвич,2,71‑72; Вlum, Lord and Peasant. P.256.
[437] 437. Владимирский‑Буданов, Христоматия, 3,75‑81; АИ, 1, No 221‑II; Греков, Крестьяне, 2, 323‑328; Смирнов, Восстание Болотникова, с. 53‑54.
[438] 438. Максимович, «Первосоветник», с. 150‑151.
[439] 439. ПДС, 1, кол 1034.
[440] 440. Соловьев, 7,195‑197; Платонов, Борис Годунов, с. 27‑29; Очерки, 3,474‑475.
[441] 441. Платонов, Борисс Годунов, с. 29‑34.
[442] 442. См. Russia at Dawn, р. 285.
[443] 443. Шпаков, Учреждение патриаршества в России, с. 278‑348; Платонов, Борис Годунов, с. 60‑65; Карташев, 2,12‑38 (основные библиографические ссылки с. 10‑12).
[444] 444. Авраамий Палицын, Сказание, с. 102‑103.
[445] 445. Бусов. Московская хроника, с. 80.
[446] 446. В 1588 году Flatcher, рр. 21‑22 слышал о подобных предполагаемых намерениях. Возможно он получил эту информацию от Джерома Горсея, который лично знал Михаила Нагого.
[447] 447. О последующем см. Vernadsky, «Death of three Tsarevich Dmitri»; Id., «Die Tragudiee von Uglii»; Полосин, Социально‑политическая история России XVI‑XVII вв., с. 216‑245 («Угличское следственное дело 1591 г.»); Ваrbour, Dmitry, рр.З‑7.
[448] 448. В этой игре игрок держит нож за лезвие и бросает его таким образом, чтобы он перевернулся в полете один или несколько раз до того, как воткнется в цель.
[449] 449. Полосин, «Угличское следственное дело», с. 239‑242.
[450] 450. Единственное вызывающее доверие издание отчета комиссии (не сохранившееся полностью) – И. И. Клейн, «Угличское следст