Понятие о внутренней картине здоровья

 

Определение понятия «здоровье»

 

     Философия  сестринского дела России выделяет здоровье как одну из основных категорий и определяет его как «состояние ди­намического равновесия между человеком и окружающей средой». Проведенный нами анализ философских концепций учебных за­ведений додипломного и последипломного образования и ЛПУ за рубежом (США, Канада, Япония) показал, что понятие далеко не однозначно. Здоровье и его составляющие определяются следую­щим образом.

    Здоровье — как одна из точек континуума «состояние опти­мального благополучия — болезнь», оптимальный уровень функ­ционирования индивидуумов, семейств и общин, гармония пси­хики, тела, духа и окружающей среды, состояние, позволяющее людям достигать оптимального уровня жизнедеятельности.

     Некоторые концепции дают определение болезни как невоз­можности удовлетворения потребностей. Человек может одновре­менно находиться в состоянии здоровья и болезни. Болезнь может способствовать дальнейшему развитию человека. Отношение к здо­ровью зависит от системы ценностей человека. На состояние здо­ровья влияют наследственность, образ жизни, окружающая среда.

     Взгляды на здоровье многообразны, что говорит о сложности явления. Фактически здоровье стало концепцией, отношение к которому формируется средой и постоянно меняется под ее воз­действием. Мы считаем здоровье динамическим, субъективно и объек­тивно определяемым процессом, находящимся под влиянием факторов окружающей среды и позволяющим человеку гармонично развиваться во всех направлениях, гармонично удовлетворять свои потребности.

Виды и критерии здоровья

 

Обычно выделяют 3 составляющие здоровья:

  физическую (теле­сную), психическую и духовную.

Содержание физической составляющей часто связывают с воз­растом человека. Представители разных наук говорят о биологи­ческом, психологическом и социальном возрасте. Очевидно, что они могут не соответствовать друг другу.

Физическое здоровье можно описать в показателях биологи­ческого возраста.

 

  Биологический возраст отражает функциональную зрелость организма и его составляющих. Критерии биологи­ческого возраста:

  • морфологические — скелетная зрелость (сроки оссификации ске­лета), зубная зрелость (прорезывание и смена зубов); зрелость форм тела (пропорции, телосложение); развитие первичных и вторичных половых признаков;

функциональные — показатели, отражающие зрелость центральной и вегетативной нервных систем и опорно-двигательного аппарата;

биохимические — ферментативные, гормональные и цитохими­ческие показатели.

 

    Психическое здоровье — совокупность установок, качеств и фун­кциональных способностей, которые позволяют индивиду адап­тироваться к среде.

Психически здоровый человек способен к адап­тации, социализации и индивидуализации.

   Критерии психического здоровья основаны в первую очередь на жалобах самого человека на жизненные трудности.

  Адаптированный человек может жить в современных условиях. С точки зрения психического здоровья адаптированный человек осознанно относится к функциям своего организма (пищевари­тельной, выделительной и др.), он способен управлять своими мыслями, чувствами, желаниями.

   Социализацию и на основе этого психическое здоровье можно оценить по следующим критериям:

• человек реагирует на другого человека, как на равного себе;

• человек выделяет нормы отношений между людьми и следует им;

• человек осознает и принимает свою относительную зависимость от других людей.

Индивидуализация — это способность создавать и осознавать собственную неповторимость, индивидуальность. Такая способ­ность — один из важных признаков психического здоровья.

Главный признак духовно здорового человека состоит в том, что, воспринимая жизнь и свою, и особенно другого человека, он стре­мится к созданию в ней новых ценностей.

        Представления человека о здоровье определяют его действия, на­правленные на то, чтобы быть здоровым. Что нормально или не­нормально для определенного возраста? Как можно себя чувство­вать в определенном возрасте? Как себя вести? В какие можно вступать отношения? Что нужно делать в соответствии с возрас­том? В связи с этим внутреннюю картину здоровья можно опре­делить как целостное представление человека о его жизни.

               

 

 

       

 

 

Обучение здоровому образу жизни

 

        Здоровый образ жизни основан на том, что человек должен ра­ботать. Труд есть биологическая необходимость. И мышцы, и мозг деградируют, если не используются постоянно.

      Трудотера­пия — один из самых эффективных способов лечения некоторых психических заболеваний, а постоянные упражнения мышц под­держивают бодрость и жизненный тонус. Сейчас не назначают длительный постельный режим даже после операции, так как из­вестно, что движение — лучший способ лечения.

       Недостаточная нагрузка, по мнению Г. Селье, угрожает скукой и в результате становится опасной. Именно скука является источ­ником дистресса, который разрушает ум человека, делая его праз­дным, а тело — ленивым.

       Люди чаще страдают не оттого, что чего-то не имеют, а оттого, что у них нет вкуса и желания что-то делать. Они находят тысячи причин для бездеятельности, переживая дистресс скуки.

       Г. Селье писал, что лучший способ избежать дистресса состоит в том, чтобы найти себе такое окружение, друзей, руководителя, которые соответствуют предпочтениям, заняться любимой рабо­той. Выбирать работу нужно осознанно, не полагаясь на волю судьбы.

        Понятие о внутренней картине здоровья непосредственно свя­зано с представлениями о цели и ценности собственной жизни, о возможности достижения этой цели. Э. Чарлтон, руководитель исследовательской группы по обучению здоровому образу жизни Манчестерского университета (Великобритания), описывает сле­дующие модели обучения здоровому образу жизни.

1. Медицинская модель основана на информировании и предпо­лагает, что если человек знает об отрицательном влиянии некоего поведения на здоровье, то он воздерживается от этого поведения и наоборот. На практике эта модель работает плохо.

2. Образовательная модель рассматривает возможности влияния на поведение человека в отношении его здоровья, формирование у него более стабильной внутренней картины здоровья и новых возможностей достижения здоровья.

3. Радикально-политическая модель направлена на изменение окружающей среды таким образом, чтобы она содействовала при­нятию решений, направленных на укрепление здоровья. Это за­конодательные акты, субсидии, направленные на создание соот­ветствующей среды обитания.

4. Модель самоусиления объединяет радикально-политическую модель и достоверную медицинскую информацию.

Обучение здоровому образу жизни — не такой простой про­цесс, как может показаться на первый взгляд. Сейчас нередко встречаются объявления типа: «Хочу восстановить свое здоро­вье, не бросая пить и курить. Плачу любые деньги. Только чтобы на дому и без уколов».

ВЛИЯНИЕ ХРОНИЧЕСКИХ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: