Определение понятия «здоровье»
Философия сестринского дела России выделяет здоровье как одну из основных категорий и определяет его как «состояние динамического равновесия между человеком и окружающей средой». Проведенный нами анализ философских концепций учебных заведений додипломного и последипломного образования и ЛПУ за рубежом (США, Канада, Япония) показал, что понятие далеко не однозначно. Здоровье и его составляющие определяются следующим образом.
Здоровье — как одна из точек континуума «состояние оптимального благополучия — болезнь», оптимальный уровень функционирования индивидуумов, семейств и общин, гармония психики, тела, духа и окружающей среды, состояние, позволяющее людям достигать оптимального уровня жизнедеятельности.
Некоторые концепции дают определение болезни как невозможности удовлетворения потребностей. Человек может одновременно находиться в состоянии здоровья и болезни. Болезнь может способствовать дальнейшему развитию человека. Отношение к здоровью зависит от системы ценностей человека. На состояние здоровья влияют наследственность, образ жизни, окружающая среда.
|
|
Взгляды на здоровье многообразны, что говорит о сложности явления. Фактически здоровье стало концепцией, отношение к которому формируется средой и постоянно меняется под ее воздействием. Мы считаем здоровье динамическим, субъективно и объективно определяемым процессом, находящимся под влиянием факторов окружающей среды и позволяющим человеку гармонично развиваться во всех направлениях, гармонично удовлетворять свои потребности.
Виды и критерии здоровья
Обычно выделяют 3 составляющие здоровья:
физическую (телесную), психическую и духовную.
Содержание физической составляющей часто связывают с возрастом человека. Представители разных наук говорят о биологическом, психологическом и социальном возрасте. Очевидно, что они могут не соответствовать друг другу.
Физическое здоровье можно описать в показателях биологического возраста.
Биологический возраст отражает функциональную зрелость организма и его составляющих. Критерии биологического возраста:
• морфологические — скелетная зрелость (сроки оссификации скелета), зубная зрелость (прорезывание и смена зубов); зрелость форм тела (пропорции, телосложение); развитие первичных и вторичных половых признаков;
• функциональные — показатели, отражающие зрелость центральной и вегетативной нервных систем и опорно-двигательного аппарата;
• биохимические — ферментативные, гормональные и цитохимические показатели.
|
|
Психическое здоровье — совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде.
Психически здоровый человек способен к адаптации, социализации и индивидуализации.
Критерии психического здоровья основаны в первую очередь на жалобах самого человека на жизненные трудности.
Адаптированный человек может жить в современных условиях. С точки зрения психического здоровья адаптированный человек осознанно относится к функциям своего организма (пищеварительной, выделительной и др.), он способен управлять своими мыслями, чувствами, желаниями.
Социализацию и на основе этого психическое здоровье можно оценить по следующим критериям:
• человек реагирует на другого человека, как на равного себе;
• человек выделяет нормы отношений между людьми и следует им;
• человек осознает и принимает свою относительную зависимость от других людей.
Индивидуализация — это способность создавать и осознавать собственную неповторимость, индивидуальность. Такая способность — один из важных признаков психического здоровья.
Главный признак духовно здорового человека состоит в том, что, воспринимая жизнь и свою, и особенно другого человека, он стремится к созданию в ней новых ценностей.
Представления человека о здоровье определяют его действия, направленные на то, чтобы быть здоровым. Что нормально или ненормально для определенного возраста? Как можно себя чувствовать в определенном возрасте? Как себя вести? В какие можно вступать отношения? Что нужно делать в соответствии с возрастом? В связи с этим внутреннюю картину здоровья можно определить как целостное представление человека о его жизни.
Обучение здоровому образу жизни
Здоровый образ жизни основан на том, что человек должен работать. Труд есть биологическая необходимость. И мышцы, и мозг деградируют, если не используются постоянно.
Трудотерапия — один из самых эффективных способов лечения некоторых психических заболеваний, а постоянные упражнения мышц поддерживают бодрость и жизненный тонус. Сейчас не назначают длительный постельный режим даже после операции, так как известно, что движение — лучший способ лечения.
Недостаточная нагрузка, по мнению Г. Селье, угрожает скукой и в результате становится опасной. Именно скука является источником дистресса, который разрушает ум человека, делая его праздным, а тело — ленивым.
Люди чаще страдают не оттого, что чего-то не имеют, а оттого, что у них нет вкуса и желания что-то делать. Они находят тысячи причин для бездеятельности, переживая дистресс скуки.
Г. Селье писал, что лучший способ избежать дистресса состоит в том, чтобы найти себе такое окружение, друзей, руководителя, которые соответствуют предпочтениям, заняться любимой работой. Выбирать работу нужно осознанно, не полагаясь на волю судьбы.
Понятие о внутренней картине здоровья непосредственно связано с представлениями о цели и ценности собственной жизни, о возможности достижения этой цели. Э. Чарлтон, руководитель исследовательской группы по обучению здоровому образу жизни Манчестерского университета (Великобритания), описывает следующие модели обучения здоровому образу жизни.
1. Медицинская модель основана на информировании и предполагает, что если человек знает об отрицательном влиянии некоего поведения на здоровье, то он воздерживается от этого поведения и наоборот. На практике эта модель работает плохо.
2. Образовательная модель рассматривает возможности влияния на поведение человека в отношении его здоровья, формирование у него более стабильной внутренней картины здоровья и новых возможностей достижения здоровья.
|
|
3. Радикально-политическая модель направлена на изменение окружающей среды таким образом, чтобы она содействовала принятию решений, направленных на укрепление здоровья. Это законодательные акты, субсидии, направленные на создание соответствующей среды обитания.
4. Модель самоусиления объединяет радикально-политическую модель и достоверную медицинскую информацию.
Обучение здоровому образу жизни — не такой простой процесс, как может показаться на первый взгляд. Сейчас нередко встречаются объявления типа: «Хочу восстановить свое здоровье, не бросая пить и курить. Плачу любые деньги. Только чтобы на дому и без уколов».
ВЛИЯНИЕ ХРОНИЧЕСКИХ