Опыт работы по теме: «сказка, как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»

 

Воспитатель:

Парфенова Елена Анатольевна

 

 

г.Тейково

2016г.

 

           

                                              Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………….3

Основная часть……………………………………………………………………...8

Аналитические результаты опыта работы…………………………………...…...11

Заключение………………………………………………………………………….13

Литература…………………………………………………………………………..17

Перечень разработанного материала……………………………………………...18

 

 

 

                                               

                                                Введение

  В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, и глобальной компьютеризации.

Математика - это одна из наиболее важных областей знания современного человека. В наше время, когда люди широко используют технику (в том числе и компьютерную) - это требует от каждого определенного минимума математических знаний и представлений.

В мир математики ребенок попадает с маленького возраста. А в течении всего дошкольного возраста у ребенка начинают формироваться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут служить фундаментом для развития его интеллекта и учебной деятельности.

  Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главная из которых - это привить детям основы логического мышления и научить простому счету.

К проблеме обучения математике дошкольников обращались педагоги и ученые Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и др.

Специальных пособий они не разработали, а основные свои идеи включили в книги по воспитанию и обучению.

Современные педагоги внесли новые подходы к обучению детей элементам математики. Щербакова  Е. И. разработала учебное пособие «Теория и методика математического развития дошкольников». В своем пособии она использовала прогрессивные идеи классической и современной педагогики и психологии по проблемам обучения детей дошкольного возраста элементам математики  (Л. А. Венгер, Р. Грин, В. В. Данилова, Е. Дум, Т. И. Ерофеева, Я. А. Коменский, В. К. Котирло, В. Лаксон, А. М. Леушина, М. Монтессори, Н. И. Непомнящая, Н. Н. Поддьяков, А. А. Столяр, Е. И.Тихеева, М.Фидлер, Ф.Фребель и др.).

  На современном этапе проблемой математического развития детей занимались Шорыгина Т.А., Ерофеева Т.И., Большунова Н.Я. и др. Они считали, что формирование математических представлений происходит эффективнее с помощью сказок - это облегчает процесс обучения и заинтересовывает детей (так как дети дошкольного возраста любят сказки, герои сказок любимы детьми, почти во всех сказках можно найти математическое начало, поэтому и принимается, и усваивается детьми незаметно, и легко).

Восприятие сказки в дошкольном возрасте становится специфической деятельностью ребёнка, которая позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия – это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Актуальность. На основании Концепции математического образования в Российской Федерации   (утвержденная Правительством РФ от 24.12.2013г),                                                                                 где в основу разработки системы были положены базовые принципы, цели, задачи и основные направления для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни, показывает, что математика для дошкольника должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом. В связи с этим меня заинтересовала проблема, как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ.

Использование сказки в процессе обучения позволяет нам найти путь в сферу эмоций ребёнка, что стимулирует его умственную деятельность, развивает наблюдательность, память, интерес к предмету.

Сказку считаю одним из важных средств формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Поэтому определила тему самообразования: «Сказка, как средство формирования математических представлений у дошкольников».

Целью работы стало: создание системы работы по развитию математических представлений посредством создания сказочных ситуаций для детей дошкольного возраста.

Для реализации цели поставила следующие задачи:

· Обучать детей основным логическим операциям: (анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям).

· Развивать у детей высшие психические функции: умение рассуждать и доказывать;

· Развивать у детей временные и пространственные представления;

  • Учить применять полученные математические знания в практической деятельности и повседневной жизни;

Для повышения профессиональной компетентности поставила следующие задачи:

1.  Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.

2. Создать предметно – пространственную развивающую среду в группе (разработка картотеки игр и игровых упражнений для формирования математических представлений через сказку у дошкольников).

3. Разработать и реализовать перспективные планы.

4. Провести мониторинг с целью определения уровня сформированности математических представлений у дошкольников через использование сказки.

5. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста.

Новизна опыта заключается в разработке и использовании авторских математических игр и упражнений с элементами сказок в работе с детьми дошкольного возраста.

В процессе обучения опиралась на принципы построения общей дидактики:

· Принцип индивидуального подхода (предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности).

· Принцип научности обучения и его доступности (означает, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути научные, достоверные математические знания).

· Принцип активности (в усвоении и применении знаний предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяются активность педагога и каждого ребенка).

· Принцип последовательности (предлагает такой логический порядок изучения учебного материала, когда вновь полученные знания опираются на ранее полученные).

Основными методами обучения дошкольников элементам математики являются наглядные, словесные, игровые и практические.

· Наглядный метод обучения: (демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей).

· Словесный метод: (рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры).

Наглядные и словесные методы в обучении математике не являются самостоятельными - они сопутствуют практическим и игровым методам.

· Практический метод (упражнения, опыты, продуктивная деятельность)

· Игровой метод, основанный на ведущем виде деятельности дошкольников – игре.

На этапе завершения дошкольного образования формируются следующие целевые ориентиры:

· Дети активно используют математические понятия в познавательно – речевой, творческой и игровой деятельности, в повседневной жизни.

· У детей сформировано активное отношение к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умеют выделять в ней цель, основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты.

· Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.

· Ребенок способен к принятию решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

 

 

                                      Основная часть

Для организации работы по данной теме мною была подобрана и изучена необходимая методическая литература и опыт других образовательных организаций. Свою работу решила построить по следующим направлениям:

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

3. Работа с воспитателями ДОУ и педагогами школы.

Для реализации  работы с детьми были использованы следующие педагогические условия:

· Учёт возрастных, речевых, психических и индивидуальных особенностей дошкольников.

· Использование игр в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах.

· Привлечение родителей и педагогов в процесс формирования математических представлений посредством сказки у детей дошкольного возраста.

  Для работы с детьми разработала и использую перспективное планирование по формированию математических представлений через сказку на все возрастные группы, картотеку игр и игровых упражнений, которые широко использую в непосредственно образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» и в режимных моментах.

       В младшем возрасте использовала более простые игры и упражнения по формированию математических представлений посредствам сказок: «Колобок» (знакомство с геометрическими фигурами), «Три медведя» (знакомство с понятиями высокий-низкий, длинный-короткий, большой-маленький), «Помоги Курочке Рябе» (собери целое).

Для детей старшего дошкольного возраста игры и игровые упражнения усложнялись: например сказка «Лиса, заяц и петух» (ориентировка в пространстве), сказка «Зимовье зверей» (количество и счет), сказка «Златовласка» (измерение).

  При обучении детей элементарным математическим представлениям, использую такую форму занятий, как занятия-путешествия. Мы вместе с детьми отправляемся в сказку на помощь какому-либо сказочному герою, где нас ждут интересные задания.

  Игры и игровые упражнения подбирала по принципу «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.                            В группе оборудовали центр «Сказочная математика»:

ü Подобрали дидактические игры; развивающая игра "Математика"; конструктор "Цифры"; развивающая игра "Собери сказку"; математическое домино; развивающая игра "Поиграем, посчитаем» и т.д.;

ü Оформили папки для рассматривания: «Веселый счет», «Математические домики» (состав числа), «Сказочные лабиринты» и т.д.;

ü Оформили театрализованный уголок. Театры разных видов: настольные (деревянные, бумажные), театр на фланелеграфе, кукольный театр, (в качестве героев выступают сами дети).

ü Подобрали методическую, художественную литературу, - аудио и – видео записи через которую дети инсценируют сказку, у детей складывается целостное представление о сказке, как о литературном произведении.

Для воспитателей подготовила и провела семинар – практикум по теме: «Сказка как средство формирования элементарных математических представлений»; буклет «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через сказку»; памятки «Как вызвать интерес к математике у детей дошкольного возраста».

Активными участниками образовательного процесса являлись и родители. Взаимодействие с ними происходит по разработанному плану, в котором указаны формы проведения, и тематика встреч.

Дети совместно с родителями приняли активное участие в проекте «Математический Знайка», который проходил в рамках исполнения плана мероприятий по реализации Концепции математического образования в РФ.

Для родителей подготовила и провела собрание по теме: «Как развить математические способности детей сказкой», наглядно-информационные консультации: «Сказочная математика для дошкольников», «Развитие математических способностей у дошкольников», «Нетрадиционные методы работы со сказкой», разработала памятку для родителей по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста через сказку

«Сказочные игры и упражнения по математике, в которые можно играть дома»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: