Словообразовательный тип

Мотивированные слова группируются в словообразовательные типы. Словообразовательный тип — это общий образец, по которому построен ряд мотивированных слов. Слова одного типа характеризуются:

1) общностью части речи непосредственно мотивирующих слов;

2) формантом, тождественным в материальном и семантическом отношении. То обобщенное значение, кото-рое отличает все слова определенного типа от их мотивирующих, называется словообразовательным значением слов данного типа; носителем словообразовательного значения является словообразовательный формант. например, прилагательные серебристый, перистый, бархатистый, хулиганистый (разг.), блондинистый (разг.) относятся к одному и тому же словообразовательному типу, поскольку они мотивируются существительными (серебро, перо, бархат, хулиган, блондин) и имеют один и тот же формант — суффикс -ист-, обозначающий характерное свойство. Прилагательные данного типа имеют словообразовательное значение «имеющий свойства, характерные для кого-чего-нибудь». Словообразовательный тип — основная ячейка словообразовательной системы языка, так как именно в его пределах по аналогии со словами того или иного типа и происходит преимущественно образование новых слов. Чтобы установить, к какому словообразовательному типу относится то или иное слово, необходимо убедиться в том, что данное слово является мотивированным. Для этого нужно соотнести анализируемое слово с мотивирующим, а затем установить два признака словообразовательного типа, о которых говорилось раньше. Например, глаголы отлететь, отбежать, отшуметь, отлюбить, отсоветовать, отучить, несмотря на формальное сходство словообразовательного средства — префикса от-, не могут быть отнесены к одному словообразовательному типу. Объясняется это тем, что приведенные глаголы характеризуются формантами, не тождественными в семантическом отношении. Среди этих глаголов выделяются три словообразовательных типа, каждый из которых характеризуется одинаковыми семантическими соотношениями мотивирующих и мотивированных слов: 1) лететь – отлететь, бежать – отбежать (удаление на некоторое расстояние от чего-нибудь); 2) шуметь – отшуметь, любить – отлюбить (окончание длившегося определенное время действия); 3) советовать – отсоветовать, учить – отучить (действие, противоположное действию, названному мотивирующим глаголом).

Другой пример: к одному словообразовательному типу нельзя отнести существительные работник, наследник, заступник, сапожник, взяточник, вестник, грибник, хотя все они имеют в своем составе суффикс –ник со значением лица. Эти существительные мотивируются разными частями речи и имеют разное словообразовательное значение: работать – работник, наследовать – наследник, заступаться – заступник (лицо — производитель действия, названного мотивирующим глаголом); сапог – сапожник, взятка – взяточник, весть – вестник, гриб – грибник (лицо по отношению к объекту своей деятельности/объект — мотивирующее существительное).

Выявляя словообразовательное значение типа, следует отвлекаться от конкретного лексического значения определенного слова и стремиться установить то общее, что свойственно ряду слов и что отражено в их структуре, т.е. связано с семантикой мотивирующей части (основы) и форманта. Ведь задачей словообразования является не изучение семантики каждого отдельного слова, а изучение семантики слова в связи с его строением. Именно поэтому словообразование изучает целые ряды одинаковым образом построенных слов. в семантике слова для словообразования важна не его конкретная лексическая индивидуальность, а то общее, что отражено в его строении. Это и есть словообразовательное значение.

По характеру отношений между значениями мотивированного и мотивирующего слов словообразовательные типы делятся на две группы: 1) типы, у которых эти отношения одинаковы во всех словах или в подавляющем большинстве слов (например, прыгнуть так относится по значению к прыгать, как свистнуть к свистеть, толкнуть к толкать, крикнуть к кричать, скользнуть к скользить и т.д.); 2) типы, у которых эти отношения не тождественны и число этих отношений принципиально не ограничено. Так, в тип существительных с суффиксом -ость, мотивированных прилагательными, входят такие существительные, как смелость, бледность, мягкость, облачность, имеющие значение «отвлеченный признак, названный мотивирующим прилагательным (смелый, бледный, мягкий, облачный)»; существительные выпуклость, помятость, имеющие значение «место, пространство как носитель признака, названного мотивирующим словом (выпуклый, помятый)»; наличность, юность – «совокупность однородных предметов, лиц как носитель признака, названного мотивирующим словом (наличный, юный)»; знаменитость, индивидуальность, бездарность — «отдельное лицо как носитель признака, названного мотивирующим словом (знаменитый, индивидуальный, бездарный)», и другие существительные, в том числе такие, которые находятся с мотивирующим прилагательным в отношениях, свойственных только этим существительным: древность — древняя вещь, пошлость — пошлое замечание, пошлый поступок, случайность — случайное обстоятельство, закономерность — закономерный факт и др. разные значения слов, относящихся к словообразовательным типам второй группы, сводятся к более общему значению; в существительных с суффиксом –ость это значение — «непроцессуальный признак, названный мотивирующим прилагательным» + вторичное значение — «носитель признака»

Значения типов второй группы, выводимые путем обобщения значений конкретных слов, входящих в эти типы, называются общими словообразовательными значениями. Значения, характерные для отдельных рядов слов в пределах таких типов, называются частными словообразовательными значениями. Они составляют семантические словообразовательные подтипы в рамках словообразовательного типа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: