Смирнова П.В. 3БПО-ИСП
(А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение. - § «Афинская демократия при Перикле»)
Эта иллюстрация - реконструкция внешнего вида народного собрания в Афинах.
Я бы провела урок в игровой форме и использовала эту иллюстрацию в начале урока.
Ход урока:
· Ученикам предлагается данная иллюстрация и задается вопрос: «Как Вы думаете, что изображено на этой картине? Кто эти люди?
· После ответов учащихся учитель представляет краткий рассказ о народном собрании для лучшего понимания его сути учениками.
· Далее им предлагается сыграть в игру и стать участниками народного собрания в Афинах. Для этого ученики делятся на две группы и выбирают себе лидера (он в дальнейшем зачитывает ответы команды).
· Задача группы – изучить параграф из А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение. - § «Афинская демократия при Перикле» и определить: 1). Как часто избиралось народное собрание?; 2). Где оно локализировалось?; 3). Чем оно занималось?; 4). Какие были должности в народном собрании (н., стратеги) и каковы их функции?; 5). Каким образом выбирались должностные лица?; 6). Какова роль деятельности Перикла в истории народного собрания? 7). Кто не имел права состоять в народном собрании?
|
|
· Для обсуждения этих вопросов ученикам отводится 15-20 минут, затем следует проверка.
· Проверка происходит таким образом, что команды по очереди отвечают на вопросы (н., команда «а» - вопрос 1, команда «б» - вопрос 2 и т.д.). При этом другая команда сверяет свои ответы с ответами другой команды, если они правильные и сходятся, то команда ставит себе «+» за этот вопрос (при условии, что ответ очень близок к правильному, есть небольшие недочеты, возможно, ответ как-то перефразирован, но суть идентична).
· Такое задание, как мне кажется, очень хорошо тем, что в процессе проверки учащиеся могут понять, каким образом можно ответить на тот или иной вопрос (на контрасте с ответом другой командой), каким образом можно перефразировать ответ, не теряя правильного смысла. Также, я в целом очень люблю командную работу, т.к. мне кажется, что иногда, даже зная правильный ответ, человек не может сформулировать его нормально, не понимает из каких слов/фраз его составить. В этом случае коллективный разум, мне кажется, может помочь. Также, в этой игре нет ни победивших, ни проигравших, т.к. в конце выполнения задания, ученикам предлагают оставить эти ответы себе в качестве памятки при повторении темы «Народное собрание в Афинах» («+» в этом случае будет не баллом, а показателем того, что задание решено правильно).
|
|
· Что касается использования иллюстрации при проведении данного урока, то я считаю, что для детей 5-ого класса постановка вопроса о том, что, по их мнению, изображено на картине довольно интересна. Ученики только знакомятся с данной темой, и в этой работе может быть использован творческий элемент (их фантазия, н., почему у этих людей подняты вверх руки и т.д.), мне это представляется достаточно интересным.
2. Продумайте организацию работы учащихся с иллюстративным материалом §9 «Российское общество ХVI в.: «служилые» и «тяглые». История России. 7 класс.
(Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Кукурин И.В. и др. /Под ред. Торкунова А.В. История России. 7 класс. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2015. - Ч. I. С. 70-74).
· После изучения параграфа и анализа представленных иллюстраций, ученикам предлагают ответить на ряд вопросов.
Вопросы:
1. Что такое местничество?
2. Что такое крепостное право?
3. Кто такие «тяглые» и «служилые» и почему они так назывались?
4. Каковы были основные повинности дворян в пользу господина?
5. Каковы были повинности крестьян?
6. Что нового произошло в положении крестьянства в XVI в. и с чем это было связано?
7. Какое событие, на Ваш взгляд, можно считать началом крепостного права?
8. Назовите основные атрибуты одежды «тяглых» и «служилых». Какое имущество было в их распоряжении? Есть ли разница? Объясните какая и почему (непосредственная работа с иллюстрациями).
9. На основе изученного материала и предложенных иллюстраций (в частности, н., рис.3) составьте небольшую схему, которая отражала бы существующую в то время систему зависимости (можно как бонусное творческое задание предложить нарисовать сословную иерархию того времени и предложить ученикам составить словесно, а затем нарисовать портрет типичного дворянина/крестьянина).