Содержание дисциплины

СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                                                     

Для студентов заочного отделения

 

(Летняя сессия: 4 часа лекций, 6 часов практических занятий + часы на самостоятельную работу)

 

Содержание

Содержание дисциплины (на 2 семестра)

Задания на 1 семестр

Инструкции к изучению курса

Список прилагаемых файлов

Краткий список заданий, которые нужно сдать преподавателю

 

Содержание дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
  Раздел 1  
1 Задачи дидактики высшего образования в системе непрерывного образования    Сущность непрерывного образования. Этапы общего и профессионального образования в России и за рубежом.  Современные тенденции развития высшего образования за рубежом и российской высшей школы. Перспективы развития высшей школы в Российской Федерации. Фундаментализация образования в высшей школе. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования. Диверсификация, дифференциация и индивидуализации подготовки специалистов в современных вузах. Возможности высшего образования в цифровую эпоху. Интеграционные процессы в современном образовании.
2 Содержание высшего педагогического образования Понятие «содержание образования». Факторы, влияющие на определение содержания высшего педагогического образования. Подходы к отбору содержания профессиональной подготовки в вузе. Принципы отбора содержания образования в высшей школе. Теоретико-методологические основы стандартизации в сфере образования. Понятие «образовательный стандарт», структура образовательного стандарта высшей школы третьего поколения. Модель специалиста. Государственные образовательные стандарты (ФГОС). Компоненты ФГОС третьего поколения и их специфика. Особенности ФГОС 3++ и его связь с Профессиональными стандартами.  Обязательные курсы и курсы по выбору студента, их соотношение. Учебный план, учебная программа: структура, требования к содержанию и оформлению. Модульный подход к составлению учебных планов и программ. Анализ современных образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ обучения студентов. Требования к вузовскому учебнику Разработка собственной учебной программы на основе модели ФГОС третьего поколения.
  Раздел 2  
3. Формы и методы обучения в вузе Понятие методов и форм обучения. Методы обучения, их классификация и использование. Лекция. Виды и типы лекций. Основы планирования и подготовки лекционных курсов. Семинарские, практические и лабораторные занятия в высшей школе. Типы семинарских занятий. Разработка типа семинарского занятия в европейской модели обучения.
4. Контроль и оценивание в высшей школе Понятие качества образования. Новая философия оценивания. Диагностика и аттестация достижений студентов. Взаимосвязь диагностики, контроля и оценивания. Контроль и оценивание в системе высшего образования: их роль, назначение. Функции педагогического контроля (диагностическая, обучающая, воспитательная, стимулирующая). Стимулирование рефлексивной деятельности обучаемых. Общие требования к контролю и оцениванию. Объективность, полнота, адекватность, надежность, естественность условий контроля, экономичность, систематичность, корректность, вариативность. Специальные требования: индивидуализация, массовость, оперативность получения результатов и принятия решений, прогностическая валидность, однородность заданий. Критериально-ориентированное оценивание в профессиональной школе. Виды контроля: устный, письменный, безотметочный; текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный. Формы педагогического контроля: экзамен, зачет, устный опрос, собеседование, письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные работы и т.п. Тест как метод проверки результатов обучения. Требования к тесту: надежность, валидность, объективность. Создание и проверка тестов. Преимущества и недостатки тестового контроля. Рейтинговая система контроля и оценки знаний в вузе. Портфолио как средство оценивания. Экзамены в высшей школе. Европейские требования к разработке экзамена. 
5 Организация самостоятельной работы и научно-исследовательской работы студентов Самостоятельная работа студентов как форма развития и самоорганизации личности обучаемых. Виды и формы аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Организация работы по микрогруппам в аудиторной и внеаудиторной работе. Методы работы с литературой (конспекты, рефераты, планы, библиографические карточки и др.). Требования к проектной деятельности студентов. Презентации. Эссе, доклады, обзоры. Составление схем, графов, сравнительно-сопоставительных таблиц. Взаимопроверка, самопроверка и проверка преподавателем самостоятельных работ. Основные направления, принципы и этапы организации научно-исследовательской работы студентов в процессе обучения в вузе. Критерии отбора содержания научно-исследовательской работы студентов. Формы и методы организации научно-исследовательской работы студентов.
6 Организация педагогической практики студентов Место педагогической практики в структуре подготовки будущего учителя. Концепция, принципы построения педагогической практики. Взаимосвязь теоретической и практической подготовки. Виды практики. Функции организаторов практики. Взаимодействие вуза с образовательными учреждениями и органами образования. Особенности практики в ДОЛ и различных типах образовательных организаций. Оформление документации по педагогической практике. «Портфолио» как средство индивидуализации деятельности студентов в период практики.
7 Особенности организации профессиональной подготовки студентов заочного отделения Нормативные документы, определяющие специфику обучения студентов-заочников. Специфика учебных планов, программ для заочного отделения. Режимы организации заочного обучения. Особенности использования методов, технологий и форм организации учебного процесса на заочном отделении. Активное использование современных информационных технологий в заочном обучении. Контрольная работа, требование к ее написанию и оформлению.
8 Процесс воспитания студентов в вузе Сущность, структура процесса воспитания. Идеи, принципы воспитания студентов, субъекты воспитания. Организация воспитательной работы в высшей школе. Формирование социального опыта студентов. Создание поля самореализации студентов: развитие студенческого самоуправления, взаимодействие вузе и молодежных студенческих организаций, научное творчество студентов, стимулирование волонтерского движения. Социально-педагогическое сопровождение студентов: организация быта и отдыха студентов, формирование здорового образа жизни и профилактика девиантного поведения студенческой молодежи.
9 Преподаватель в системе высшего образования Профессиограмма преподавателя. Особенности личности и деятельности преподавателя вуза. Структура педагогических способностей. Установки преподавателей и стили педагогического общения. Вариативность позиции, занимаемой преподавателем педагогики на учебных занятиях. Культура преподавателя.  Индивидуальный стиль профессиональной деятельности. Профессиональные деформации в педагогической деятельности. Феномен профессионального выгорания в педагогической деятельности. Роль преподавателя в процессе стимулирования самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов. Способы повышения квалификации преподавателя. Методическая и научно-исследовательская работа преподавателя. Условия повышения эффективности профессиональной деятельности. Изучение результатов и эффективности деятельности преподавателя. Аттестация.   

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: