Диспозиция для атаки с моря турецкого отряда, расположенного

на посту Св. Николая1

Атаку предположено произвести 1 ноября утром, одновременно с отрядом сухопутных войск.

Для атаки с моря и подвоза десанта назначаются суда: пароходы «Молодец», «Могучий» и «Тамань»; фрегаты «Мессемврия» и «Сизополь», корветы «Андромаха» и «Пилад».

На пароходах «Молодец» и «Могучий» будет находиться по полторы роты десантных войск, а на «Тамани» — одна рота; при подходе к месту атаки войска с первых двух пароходов будут посажены на азовские лодки, сколько их поместится, а остальные перейдут на пароход «Тамань».

К якорному месту суда подходят следующим порядком, как на чертеже означено: пароход «Молодец», имея на буксире корвет «Андромаху», и за ним фрегат «Мессемврия»; потом пароход «Могучий», буксируя фрегат «Сизополь», и за ним корвет «Пилад». Пароходы «Молодец» и «Могучий», подведя буксируемые суда к якорному месту на такое расстояние от берега, как только глубина позволит, и отдав буксир, кладут лево на борт, обстреливают во время поворота берег из кормовых бомбических пушек и, поворотя вдоль линии судов, отходят за корвет «Пилад» и строятся в линию — сначала «Могучий», а за ним «Молодец».

Парусные суда должны иметь готовыми с кормы верпы и, коль скоро отдан будет буксир с пароходов, бросают сначала верп, а потом уже якорь, чтобы стать параллельно берегу, левым бортом к неприятелю. Суда в линии должны иметь между собой дистанцию не более сорока сажен.

Подходя к якорному месту, по первому выстрелу с парохода «Молодец» открыть пальбу с судов по мере того, как с приближением их выстрелы будут действенны, но пальбу производить редкую, чтобы дымом не закрыть расположения неприятеля и места для построения судов в линию, стараясь преимущественно меткой стрельбой из погонных пушек сбивать неприятельские батареи и особенно устроенную на левом берегу реки Натанебы.

По отдаче якоря начать усиленную пальбу: с корвета «Андромаха» — исключительно по неприятельской батарее, отмеченной на чертеже литерой А, стараясь ее разбить и заставить умолкнуть, и по неприятелю, который вздумает переправляться через реку; с фрегатов «Мессемврия» и «Сизополь» и корвета «Пилад» — на фронт неприятельского лагеря и по укреплению, а с пароходов «Молодец» и «Могучий» — вдоль неприятельской позиции.

С судов наблюдать, чтобы пальбой не наносить вреда нашим войскам на берегу, и потому, по мере наступления войск на неприятеля, прекращать пальбу на тех судах, против которых будут находиться наши войска.

1 Дело штаба Гурийского отряда по Ген. шт., 1853 г., № 2.

584


Пароход «Тамань», имея на буксире восемь азовских лодок с посаженными войсками, держится позади эскадры, вне зоны выстрелов неприятеля, и становится на якорь на месте, которое будет ему указано казачьей лодкой, которая для этого назначится. Коль скоро замечено будет, что войска Озургетского отряда приближаются, тотчас свозить на берег десантные войска. Высадка должна быть произведена в конце болота, простирающегося вдоль берега от Николаевского версты на полторы расстояния.

Десантные войска по свозе их на берег строятся к атаке на одной линии с войсками Гурийского отряда, не примыкая, однако ж, к ним, и идут на приступ одновременно с последними по сигналу двух ракет, которые будут пущены с парохода «Молодец».

Войска идут на приступ в следующем порядке: прямо по дороге — Гурийский отряд, он и атакует фронт неприятельского укрепления, обращенный к дороге, по которой отряд этот будет наступать; десантные же войска атакуют угол этого укрепления и фас, обращенный к морю, если прилегающее болото позволит ворваться с этой стороны. Войскам подтвердить, чтобы не давали пощады неприятелю и действовали преимущественно штыком, но чтобы не утомить войск, ведя их на приступ, сначала следовать тихо и, уже подойдя на близкое расстояние, повести быструю атаку на «ура!».

Азовские лодки по свозе десанта на берег идут: четыре из них — к пароходам «Молодец» и «Могучий» и становятся за правым бортом, а четыре — в промежуток между корветом «Андромаха» и фрегатом «Мессемврия» и выжидают там приказания броситься в реку, если надобность укажет.

По выбитии неприятеля из занимаемого им пункта, если он будет отступать вверх по правому берегу реки, преследовать его тремя батальонами: одним десантным и двумя Озургетского отряда; остальные два батальона этого отряда остаются на месте. Я съеду сам на берег для этого распоряжения, но если приезд мой замедлится, тогда распорядиться, как выше сказано, старшему в сухопутном отряде.

Приложение № 52

Донесение генерал-адъютанта Корнилова князю Меншикову1

28 октября, возвратясь с отрядом пароходов из рекогносцировки турецких берегов до самого Босфора, причем один из пароходов видел четыре турецких корабля и бриг по направлению к Сизополю, я, согласно приказанию вашей светлости, поднял флаг свой на 120-пушечном корабле «Великий князь Константин» и с рассветом 29-го снялся с Севастопольского рейда в сопровождении 120-пушечных кораблей: «Три Святителя», под флагом контр-адмирала Новосильского, «Париж», «Двенадцать Апостолов», под флагом контр-адмирала Пансилофа, 84-пушечных

Черноморский Центральный военно-морской архив, г. Николаев.


585


«Ростислав» и «Святослав» — для отыскания и истребления виденного флота, буде он расположился в одном из трех портов: Сизополе, Варне или Балчике. Пароходо-фрегаты «Владимир» и «Одесса» должны были присоединиться вслед за выходом эскадры.

Пройдя Херсонесский маяк с попутным утренним ветром, эскадра встретила крепкий юго-восточный ветер, принудивший ее взять все рифы и спустить брам-реи на низ от начала ветра; до захождения солнца пройдено было до 70 миль, после чего ветер зашел к юго-западу и обратился в противный шторм с большим неправильным волнением и дождевыми шквалами.

30-го к вечеру ветер смягчился, волнение так же, присоединился пароходо-фрегат «Владимир». На кораблях «Три Святителя» и «Двенадцать Апостолов», которые наиболее меня тревожили, ибо качка была самая разрушительная, все обстояло благополучно.

31-го с утра утихшие и ветер и волнение позволили поставить все паруса, и эскадра начала лавировать, сохраняя по возможности близость к условленной в Севастополе линии. Не присоединившийся пароходо-фрегат «Одесса» меня крайне заботил.

1 ноября с полночи нашел внезапно жестокий шквал от северо-запада. Эскадра несла большие паруса и убрала их щегольски, несмотря на ночное время; пришлось взять опять все рифы и потом оставить один грот-марсель и трисели; волнение не замедлило разыграться и начало трехдечные корабли бросать, как «Тендер»; с сим вместе барометр поднялся, сделалось очень холодно, и все предвещало известный своей силою и упорством северо-восточный ветер. Желая быть на ветре мыса Калиакры, я поворотил к северу.

2 ноября ветер продолжался с сильными порывами, с дождем и градом, но к вечеру погода смягчилась, равно как и волнение.

3 ноября утром ветер стих и перешел к югу; эскадра направилась к мысу Калиакры; после полудня я послал адъютанта своего, лейтенанта Железнова, на пароходо-фрегате «Владимир» осмотреть Балчик, Варну и Сизополь, а сам занялся распоряжениями к атаке турецких кораблей, буде они расположены в каком-то из сих портов.

Ночь была светлая, ветер южный, умеренный, без волнения, и эскадра в стройном порядке лавировала на высоту Варны, дабы быть готовой спуститься и в Варну и в Балчик по первому сигналу с парохода. В полночь с 3-го на 4-е число пароход известил, что ни в том, ни в другом портах судов военных нет, и по условленному сигналу, без потери времени, пустился в Сизополь и Бургас.

4 ноября продолжали лавировать к югу при ровном южном ветре в 20 милях от берега; в полдень присоединился пароход «Владимир» и вторично опечалил нас сигналом, что в Сизополе и Бургасе военных судов нет; между тем были опрошены эскадрою и некоторые купеческие суда, плывшие из Константинополя, и из их показаний оказалось, что турецкий египетский флот стоит в Буюкдере, имея по-прежнему фрегаты и мелкие суда в крейсерстве у самого пролива, а английские и французские линейные корабли, в числе четырех каждой нации, при соответственном числе пароходов, распо-


586


ложились у азиатского берега, против мыса Сельве-Бурну, в 1833 году служившего для нашего лагеря, и что три турецких парохода пять дней тому назад (следовательно, 31 октября) отправлены в Трапезунд. Полагая, что эскадра может продолжать предназначенное ей плавание к эскадре вицеадмирала Нахимова, под командой контр-адмирала Новосильского, и что необходимо как можно поспешнее известить о турецких пароходах первого, а пароходу «Владимир» быть в Севастополе, дабы запастись углем и опять состоять наготове, я безотлагательно переехал на пароход этот и, отдав контр-адмиралу Новосильскому приказание следовать сначала на соединение с вице-адмиралом Нахимовым, а потом в Севастополь, оставив, буде потребуется, двухдечные корабли «Ростислав» и «Святослав» вицеадмиралу Нахимову, сам направился к порту Амастро.

5 ноября с рассветом увидели анатольский берег, между портом Амастро и мысом Керемпе, и пароходный дым по направлению к Севастополю, а вскоре и эскадру вице-адмирала Нахимова в левой стороне, в расстоянии отдаленного сигнала. Полагая, что к эскадре нашей всегда можно успеть возвратиться, я приказал взять курс к видимому пароходу. В продолжение получаса обнаружилось, что пароход «Владимир» сближается с видимым, а в 8 ч открылись рангоут и труба; в 83/4 ч пароход вдруг переменил курс к берегу, пароход «Владимир» переменил свой — ему на пересечку. В 9 ч пароход, вероятно, рассмотревши нас, опять переменил курс в море; «Владимир» ему последовал и также переменил свой румб. В 91/4 ч был поднят опознавательный сигнал, но ответа не было, потом подняты рангоут и русский флаг; в 91/2 ч преследуемый пароход направился прямо на «Владимир» и поднял турецкий флаг, но, пройдя небольшое расстояние, опять переменил направление; в этом направлении скоро пароходы сблизились; видя, что неприятель малосильнее парохода «Владимир», я велел пустить ядро ему перед носом, он отвечал залпом с борта; тут приказано было начать пальбу по мере досягания ядер; вскоре мы, идя борт о борт, сблизились так, что неприятельские ядра и гранаты перелетали через наш пароход, а одно из наших сбило флагшток с флагом; последний турки тотчас же заменили другим. Усмотрев, что неприятель не имеет кормовых орудий, так что, держась у него за кормой, можно безнаказанно сбить его и тем принудить к сдаче, пароход «Владимир» расположили у него в кильватере,— неприятель, сначала для ответа нам дав залп, снова переменил курс к берегу. Этим путем бой продолжался три часа и кончился тем, что мы, хотя и легче было бить людей и разрушать корпус парохода, не неся со своей стороны никакой потери, ибо ядра его и гранаты, при тех моментах, что он приводил для залпа, продолжали летать через пароход, решились положить конец делу и подойти на картечный выстрел. Несколько таковых залпов с парохода «Владимир» убили турецкого капитана и произвели такое разрушение, что пароход их сдался; но последнее не обошлось и у нас без жертв: неприятельской картечью убит наповал адъютант мой, лейтенант Железнов, горнист и ранено три нижних чина: одному оторвало руку, другому ногу, третий — легко.


587


Неприятельский пароход оказался в 220 сил, 10-пушечный, египетский «Первас-Бахри», отвозил письма в Синоп и возвращался в Пендераклию, где назначено было ожидать флот фрегатов. Команда из 132 человек, из них убиты капитан1, офицеров двое, нижних чинов 16, смертельно раненных и уже умерших трое, раненных не смертельно 18. Машина уцелела, хотя и при многих пробоинах в паровиках и трубе, но корпус избит до разрушения; в кормовой части целые доски вырваны, рулевая голова сбита, компасы уничтожены, внутри переборки от взрывавшихся бомб уничтожены, приведение парохода в состояние возможности за нами следовать заняло нас до 4 часов. Когда усмотрели две приближающиеся с разных сторон эскадры — одну, прямо на ветре к югу, я считал эскадрой вице-адмирала Нахимова, другая же, от запада, могла быть эскадрой турецких фрегатов,— я пустил приз плыть как мог по румбу в Севастополь, сам же решился держать на сомнительную эскадру; вскоре оказалось, что это эскадра контр-адмирала Новосильского; боясь потерять приз с разбитой трубой и без руля и потому не имея времени видеться с вице-адмиралом Нахимовым, я передал все, что для него могло быть нужно, контр-адмиралу Новосильскому и, кроме того, велел сему последнему, буде вице-адмирал Нахимов найдет нужным, усилить отряд свой еще двумя двухдечными кораблями, а самому со стопушечными следовать в Севастополь.

Опасения мои насчет приза были справедливы, нам пришлось с ним возиться всю ночь и другой день; наконец приведен он был в порт благополучно.

Капитан, офицеры и команда парохода «Владимир» вели себя самым достойным образом. Капитан-лейтенант Бутаков распоряжался как на маневрах; действия артиллерией были и быстры и метки, чему лучшим доказательством служит разрушение, ими произведенное на неприятельском судне.

Состоявшие при мне флаг-офицеры лейтенанты: князь Барятинский, Железнов, Добровольский и Ильинский, не имея у себя дела по флагманской части, поощряли команду и своим примером, и указаниями. Железнов, офицер, подававший большую надежду, был убит картечью на кожуховой лодке, откуда замечал действия наших ядер.

Смею надеяться, что первое пароходное дело в истории флотов удостоится Высочайшего внимания и не отказано будет вознаградить отличившихся офицеров, в особом списке поименованных, наградами, к коим представляются.

Причем долгом своим считаю обратить также внимание вашей светлости на эскадру стопушечных кораблей, которая, выдержав два шторма, едва стих ветер, уже лавировала в стройном порядке для атаки неприятеля. К таким кораблям, конечно, можно иметь полное доверие, и так как это может существовать только при отличном их содер-

Из черкесов мамелюк Сеид-паши, адмирал египетского флота.


588


жании и совершенном знании морского дела флагманов и капитанов, то я считал бы справедливым исходатайствовать им Высочайшее одобрение, а начальнику 4-й дивизии контр-адмиралу Новосильскому, офицеру, постоянно отличающемуся безграничным усердием к службе, — особую награду.

Представляя при сем подробное описание сражения с пояснительной диаграммой, имею честь испрашивать разрешения: как поступить с приобретенным пароходом и военнопленными, состоящими из чинов, в прилагаемом списке поименованных.

Приложение № 53

Приказ адмирала Нахимова перед Синопским боем от 17 ноября 1853 года, № 1571

Располагая при первом удобном случае атаковать неприятеля, стоящего в Синопе, в числе семи фрегатов, двух корветов, одного шлюпа, двух пароходов и двух транспортов, я составил диспозицию для атаки их и прошу командиров стать по оной на якорь и иметь в виду следующее:

1. При входе на рейд бросить лоты, ибо может случиться, что неприятель перейдет на мелководье, и тогда стать на возможно близком расстоянии, на глубине не менее 10 сажен.

2. Иметь шпринг на оба якоря, и если при нападении на неприятеля будет ветер N самый благоприятный, тогда, вытравив цепи до 60 сажен, иметь столько же и шпрингу, предварительно заложенному на битенг. И даже на фердевинд при O ветре или ONO, во избежание бросания якоря с кормы, становиться также на шпринг, имея его до 30 сажен, и когда цепь, вытравленная до 60 сажен, держит, то вытравить еще 10 сажен, в этом случае цепь ослабнет, а корабли будут стоять кормою на ветер на кабельтове. Вообще со шпрингами быть крайне осмотрительными, ибо он часто становится недееспособным от малейшего невнимания и промедления времени.

3. Перед входом в Синопский залив, если позволит погода, для сбережения гребных судов на рострах я сделаю сигнал спустить их на воду, и тогда иметь их у борта, на противолежащей стороне неприятеля, предусмотрев на одном из них на всякий случай кабельтов и верп.

4. При атаке соблюдать осторожность, не палить даром по тем из судов, кои спустят флаги, посылать же для овладения ими не иначе как по сигналу адмирала, стараясь лучше употребить время для поражения противящихся судов или батареи, которые, без сомнения, не перестанут палить, если с неприятельскими судами дело и было бы кончено.

Черноморский Центральный военно-морской архив, г. Николаев.


589


5. Ныне же осмотреть заклепки у цепей, на случай надобности расклепать их.

6. Открывать огонь по неприятелю по второму адмиральскому выстрелу, если перед тем со стороны неприятеля не будет никакого сопротивления нашему на них наступлению; в противном случае палить, как кому возможно, соображаясь с расстоянием до неприятельских судов.

7. Став на якорь и удалив шпринг, первые выстрелы делать прицельные; при этом хорошо бы отметить положение пушечного клина на подушке мелом, так как после, в дыму, не будет видно неприятеля, а нужно поддерживать быстрый батальный огонь; само собой разумеется, что он должен быть направлен по тому же положению орудия, как и при первых выстрелах.

8. Атакуя неприятеля на якоре, хорошо иметь, как и под парусами, одного офицера на грот-марсе или салинге для наблюдения при батальном огне за направлением своих выстрелов, и, буде они не достигают своей цели, офицер сообщает о том на шханцы для направления шпринга.

9. Фрегату «Кагул» во время действия остаться под парусами для наблюдения за неприятельскими пароходами, кои, без сомнения, вступят под пары и будут вредить нашим судам по выбору своему.

10. Завязав дело с неприятельскими судами, стараться по возможности не вредить консульским домам, на коих будут подняты национальные их флаги.

В заключение скажу, что все предварительные постановления при переменившихся обстоятельствах могут затруднить командира, знающего свое дело, а посему я предоставляю каждому совершенно независимо действовать, по усмотрению своему, но непременно исполнить свой долг. Государь Император и Россия ожидают славных подвигов от Черноморского флота, от нас зависит оправдать ожидания.

Приложение № 54



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: